Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков как караван верблюдов с яком во главе. Верблюдов я и до того видел воочию. А яка впервые увидел на картинке в учебнике зоологии через лет 5 поле миража, уже в Литве, и узнал его. Потому, собственно, и думаю, что это был-таки мираж). И не считаю случай негативного ви́дения (у меня вышла из доверия моя любимая, и я за ней последил. Всего лишь посмотрел, куда и с кем она пойдёт на обеденный перерыв. Она пошла с каким-то парнем обедать в железнодорожный ресторан. Был яркий солнечный день. А мне всё вдруг представилось как негатив. Чёрное солнце и всё такое). За виде́ние я считаю увиденного в зарнице Бога в окружении ангелов. Всё было золотое. И на голове Бога царская корона. – Мне было около 7 лет. На меня влиял молящийся дедушка и через посредство пацанов со двора их верующие бабушки. Всё – из-за взрыва атомных бомб в Японии. Они считали, что пришло время скорого конца света. Плюс рассказывалось пацанами, что когда-то всемирный потоп закончился именно на нашем пригорке за двором (там были развалины церкви, разрушенной во время войны). Я это пишу в связи с рассуждением Иоанна Дамаскина, что пока Бог являлся иудеям только в виде голоса из среды огня, его рисовать было нельзя. «И если бы такой образ все же был сделан, то за невидимостью Первообраза он был бы основан на воображении, следовательно, был бы выдумкой, ложью». Иное дело, мол, после того, как Он ради людей воплотился в человеческий образ Христа. Наверно, иконы до своего виде́ния я видел. Я помню крестные ходы… На них носят иконы. Зарница для меня была явлением новым (в Средней Азии зарниц, наверно, в принципе не бывает). Ошарашенному, со мной случилось виде́ние. То есть, если б я тогда зарисовал увиденное, это б не называлось по Дамаскину выдумкой, ложью. То есть иконописцу можно рисовать только виде́ние, а не выдумку. То есть иконописец пишет, будучи в изменённом психическом состоянии. Во вдохновении. Можно ли сказать, что он выражает свой подсознательный идеал? Нет. Потому что догматы веры он и до того знал. Он знал и то, как изображали Христа иконописцы до него. И он знал, по Дамаскину же, что: «…когда увидишь бестелесного, ради тебя сделавшегося человеком, тогда и сделаешь изображение Его человеческого образа» (Там же). И, поскольку свобода воли иконописца (при каноне!) не ограничивается, то повторять увиденное на других иконах иконописец считает недопустимым. А просто он дожидается вдохновения, которое даст ему какие-то отличия от виденных икон, – даст в виде виде́ния. Если есть заказ и сроки, он доводит себя до изменённого психического состояния долгими молитвами, а может, и постом. Или ещё как. Но, если не халтурщик, не иначе. На трезвую, так сказать, голову он икону не пишет. Он не умопостижимое рисует (не иллюстрацию знаемого) – что может и халтурщик – а виде́ние, случившееся с ним. В такое вдохновение можно, наверно, себя загонять просто началом работы, логикой делания необходимых деталей. А результат его работы, наверно, может оказаться лучше или хуже иконы-аналога. И только относительно такого нюанса может быть оценивание качества новой работы. И поди угадай, от чего отталкивался имярек… И как отличить притворство под вдохновение от непритворства? От андерсеновских портных, одевших короля в невидимое платье, халтурщики отличаются тем, что их продукция видима. Только как её оценить по достоинству? Один шанс мне видится, если сравнить западноевропейскую икону времён Латинской империи (когда Константинополь был захвачен крестоносцами, французскими рыцарями) и византийскую икону времени освобождения Константинополя от оккупации и восстановления Византийской империи. Это освобождение (как по воле Бога) само по себе было таким возбуждающим фактором, что очень даже понятно, что было кому-то из иконописцев виде́ние, породившее изображение фаворского света. Что это? Когда Господь отделил свет от тьмы, свет стал тварным (сотворённым). А есть, мол, другой свет. Тот, которым воссиял Иисус на горе Фавор в Преображении. Он – нетварный.
Вот те светлые пятна, которые мы видим над левой (от нас) бровью Богородицы, под Её левым глазом, на кончике носа, на подбородке, слева на шее, на пальцах обеих рук и такое же на лице и руках Иисуса – это всё и есть изображение фаворского света. И момент творчества (канон о нём ничего не говорил). Творчество, если автор именно этой иконы не схалтурил, то есть не просто повторил новую манеру иконописи. Например, если до него фаворский свет изображали светлыми штрихами, а не пятнами, то данная икона была б ценнее. Потому что требовался же духовный реализм (в пику предшествовавшему духовному символизму). Так пятна, по-моему, реалистичнее штрихов. Если я тут не делаю ошибку в сторону телесного реализма. Это не единственное сомнение. То невидимое, что изображается более новой иконой, выразил... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Масло gazpromneft hydraulic hlp 32 205л: купить газпром hlp 32 в бочке гидравлическое масло. . Где пересадка волос: уникальныи лечения и пересадки волос. . Жидкостные насосы Suncenter модель Suncenter. |