Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так насилие над собой – это записывание этих ассоциаций. А в данном случае мне и не пришлось записывать, так сказать, самому. Ассоциации в записи дала Виктория Левина в интернет-издании «P.S.» №76, июль 2018.
Вариации на тему трио Сергея Рахманинова «Lento lugubre» («похоронный слышен звон»), 1892 г. И как написано в «Житие Александра Невского», «и бысть сеча зла, и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду покры бо ся кровию». Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Вопрос о потерях сторон до сих пор является спорным. О русских потерях говорится туманно – «много храбрых воинов пало»...
Похоронный слышен звон «Lento lugubre» то ли крик а то ли стон сомкнуты губы
запредельной скрипки плач вторят аккорды там казнённый и палач конские морды
кони Невского во льду склеены гривы там виолончель в бреду несуетливо
нот фортепианных лёт смерть подступала уходили все под лёд подняв забрала
содрогались телеса тонущей рати уходили в небеса плач и проклятье
зал потерянно молчал слёзы как комом пульс у каждого стучал мет-ро-но-мом
но последний звук осел снежною пылью тихий ангел пролетел сломлены крылья
Элегическое трио звучит почти 14 минут (2-я дорожка). А вариации Левиной касаются 2-х минут 53-х секунд.
«Одночастное Элегическое трио начинается сумрачным и в то же время взволнованным звучанием, такой эффект создаёт тревожный ритм в сочетании с особым тембром открытых струн скрипки и виолончели. На таком фоне фортепиано излагает главную партию (Lento lugubre), в которой выделяются два элемента. Один из них устремлён вверх, но остановка на квинтовом тоне смягчает его решительность… Сопоставление поступательного движения и терцового хода придаёт взволнованность этому мелодическому обороту. Второй элемент – «обречённая» нисходящая секвеция... Прозвучав у фортепиано, тема переходит к струнным с их «поющим», длящимся звуком и тёплым тембром» (https://musicseasons.org/sergej-vasilevich-raxmaninov-elegicheskoe-trio-1-sol-minor/).
Поразительный взгляд на Ледовое побоище как на поражение «тонущей рати». То есть – немцев, по Страшей ливонской Рифмованной хронике.
2205 Есть город большой и широкий, который также расположен на Руси: он называется Суздаль. Александром звали того, кто в то время был его князем: 2210 он приказал своему войску готовиться к походу. Русским были обидны их неудачи; быстро они приготовились. Тогда выступил князь Александр и с ним многие другие 2215 русские из Суздаля. Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамёна были богаты, их шлемы излучали свет. 2220 Так направились они в землю братьев-рыцарей, сильные войском. Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись, оказали им сопротивление; но их [рыцарей] было немного. 2225 В Дерпте узнали, что пришёл князь Александр с войском в землю братьев-рыцарей, чиня грабежи и пожары. Епископ не оставил это без внимания, 2230 быстро он велел мужам епископства поспешить в войско братьев-рыцарей для борьбы против русских. Что он приказал, то и произошло. Они после этого долго не медлили, 2235 они присоединились к силам братьев-рыцарей. Они привели слишком мало народа, войско братьев-рыцарей было также слишком маленьким. Однако они пришли к единому мнению атаковать русских. 2240 Немцы начали с ними бой. Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск, [находясь] перед дружиной князя. Видно было, как отряд братьев-рыцарей 2245 одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы. С обеих сторон убитые падали на траву. 2250 Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек. 2255 Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. 2260 Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен. Таков был ход боя. Князь Александр был рад, что он одержал победу. 2265 Он возвратился в свои земли. Однако эта победа ему стоила многих храбрых мужей, которым больше никогда не идти в поход.
Тогда как автор – не немка, а, вроде, русская. (Хотя, чего не бывает. Например, такой либерал, как Александр Николаевич Сытин, считает себя немцем по ментальности. Я тоже. Считаю себя русским потому же.) – Диво. А там, где поразительно, я подозреваю участие подсознательного идеала автора, что я называю художественностью. Сами стихи никакой необычайностью не отличаются. В печатном издании строф в 2 раза меньше. Но я подозреваю, что это не авторская, а редакторская компоновка, стремящаяся уменьшить территорию, занимаемую стихотворением. Отсутствие знаков препинания – это просто мода такая, «чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мир» (http://litcult.ru/blog/17456). Правда, этому противостоит какая-то ритмическая стройность.
/ – / – / – / / – – / - / – / – / – / / – – / -
А столкновение потерянности со стройностью даёт итоговый катарсис – надмирность. Как у первых христиан: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). По-современному же – общечеловеческие ценности. Которые, к сожалению, понимаются либералами практически, как отказ русских от себя ради ценностей западной цивилизации. – Как факт: ТАКУЮ победу русских воспринимать как «Плач по погибшим». Но стихи – хороши. Автор, возможно, подсознательно, глубоко сожалеет, что тогда, при Александре Невском, утвердилась русская самобытность из-за отказа от вливания и растворения в западном христианстве. И какой я лично ни русский националист, но надо признать художественное качество стихотворения Виктории Левиной. К какому типу идеала это стихотворение отнести? Я думаю, к ницшеанству. Для того всё – полностью безысходно, как наличие в жизни смерти. Всё. Больше не о чём говорить. Этот уход Руси от Запада при Александре Невском (с точки зрения западника) – такая же абсолютная безнадёжность, как и смерть для жизни. Но самое интересное, что ницшеанцем-то был и Рахманинов! Это даже и не я первый сказал (если счесть неоромантизм – ницшеанством). В школьной энциклопедии, например, в статью «Неоромантизм» внесли кроме Рахманинова (я для чёткости и, чтоб не объясняться насчёт сомнительных, перечислю только тех, кого и сам твёрдо и обосновано считаю ницшеанцами): Ницше, Шопенгауэра, Гамсуна, Гумилёва, Ахмадуллину. Или вот: «…трагические мотивы, тревожные предчувствия грядущих социальных потрясений в музыке его сверстника С. В. Рахманинова» (Щербакова. Ницше и музыка). Всё Элегическое трио от начала до конца вовсе не элегическое, а про скуку безнадёжности принципиально плохого мироустройства. – Там даже слышна альтернатива (тут). То же дрожащее звучание эфира, собственно, и в самом-самом начале. Это образ метафизического иномирия, антагониста христианского того света с его благим для всех в виде бесплотных душ сверхбудущим в Царстве Божием на небе. Скажете, какая ж альтернатива христианству у Левиной, если у неё в конце «тихий ангел пролетел». А я отвечу: так ведь у него «сломлены крылья».
Наверно, нужно продолжить насилие над собой – проверить ницшеанство Виктории Левиной. Я ж могу сам себя подозревать в самообмане, в подгонке под готовый результат. И метод катарсиса (если его так назвать) способствует же подгонке. Третье переживание (надмирности) ведь не логически вытекает из столкновения двух противочувствий (растерянности и стройности). Это вам не образность у Рахманинова (дрожание → иномирие). Нет, можно, конечно, вспомнить, что трудно что-то иное, чем надмирность, помыслить от столкновения и иных реалий стихотворения: русскости с нерусскостью, победы со смертью. Такое совпадение, да, не может быть случайностью. Но. Кто его знает… Может, какой-то чёрт самообмана во мне сидит и не даёт помыслить что-то иное, кроме антихристианской надмирности. Я захотел себя с этой надмирностью поймать: ведь на христианство ж по словосочетанию похоже. И что-то знакомое вообще словосочетание… – Спросил Интернет. – Ответ: «Устар. О внезапно наступившем глубоком молчании среди общего разговора. – Она к вам пишет? – Нет, никогда, к нам через людей вести доходят. Сделалось внезапное, глубокое молчанье: «вот тихий ангел пролетел» – подумали все (Тургенев. Дворянское гнездо). Он вздохнул из приличия и помолчал. Пролетел тихий ангел (Чехов. Рассказ неизвестного человека)» (Академик). – Так парадокс в том, что мною доказано, что и Тургенев, и Чехов – тоже ницшеанцы. Нелогичное «внезапно» уж что точно доказывает, так это нелогический скачок в цепи причинностей, логичностей. И да, такой ход лишь ассоциативно подсказывает про Алогизм, Апричинность, характерные для ницшеанского иномирия. Катарсисов столько по типу, сколько есть в мире типов идеалов. Зато идея о превращаемости идеалов из одного в другой (с одной стороны) и (со стороны другой) наличие инертности в идеале даёт же возможность проверять тип идеала: его нахождением для соседнего по времени произведения. Совпадут – значит всё верно. Наверно же, соседнее в издании стихотворение Виктории Левиной недалеко отстоит по времени создания от разобранного. Смотрим.
«Детский уголок». Клод Дебюсси.
Ребёнок Клода Дебюсси – его дочурка Шушу[1]. Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день! А солнце золотит в саду и яблони, и груши. И бабочки на лепестки отбрасывают тень.
Затем – свобода! Поскорей к слону – и убаюкать. И серенаду кукле спеть, хоть кукла и нема. Потом – январь. Танцует снег. А птицы все – на юге, и только маленький пастух смеётся, что зима!
Ещё есть друг – полишинель. Секрета не нарушу, если скажу, что от него всё в доме – набекрень! Ребёнок Клода Дебюсси и ученица – Шушу. Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день.
Сюита состоит из следующих пьес: 1) «Doctor Gradus ad Parnassum» (лат. – Степень доктора Парнаса – «ирония Дебюсси по адресу Клементи [пианист, педагог], а заодно и по поводу всевозможных упражнений»); 2) «Колыбельная слонов» («слоновые нежности», но несколько монотонно»); 3) «Серенада кукле» («сквозят и черты равнодушия»); 4) «Снег танцует» («удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль»); 5) «Маленький пастух»; 6) «Кукольный кэк-уок» («дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал»). Дебюсси музыкальный импрессионист. А весь импрессионизм в общем выражал позитив по отношению к абы какой жизни, при том что сама жизнь довольно негативна. Живописцы брали при изображении случайные компоновки и ракурсы, не гнушались изображать отбросы общества и краткие миги переменчивых состояний природы. Позитив абы какого – это довольно радикальное мнение, но я не знаю, можно ли его опровергнуть. Соответственно, думаю, стоит прислушаться к «мнению Вюйлермоза, «Детский уголок» вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу)». Извинение таково: «моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует» (все цитаты отсюда). Виктория Левина вне стихотворения это всё проигнорировала. И понятно, почему. От... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
[1] Сюита для фортепиано К. Дебюсси «Детский уголок» была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для шарфов цена: купить вешалки для шарфов. . Каковы лучшие методы пересадки волос otekhairclinic.com. |