Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только бы не обсуждать детали его картин. Давно это было, полвека назад. Теперь если б я начинал, и что б меня возмутило – это смакование стоимости картин. И вдруг – уж и не знаю, каким образом (может, от того, что я надоел сам себе) – мне захотелось поискать в первую очередь что-то биографическое, чтоб так, «низко», подпереть то смутное, что мне захотелось написать о картинах Юстины Копаня, аж пучащихся от переизбытка масляных красок на холсте.
![]() ![]() ![]()
Мне вспомнился один случай от этого переизбытка. Тоже почти полувековой давности. Я только что женился. Еле уговорил выйти за меня. Она хотела от меня обещания, что мы уедем жить в глушь, в Сибирь, на Север, чтоб не было комфорта. Потому что комфорт – это предательство коммунизма. Наверно, она имела в виду формулу «каждому – по разумным потребностям!». Которую стоящие у власти коммунисты заменяли обратным лозунгом: «Догоним и перегоним США по потреблению мяса и молока на душу населения!». Всех совращала царящая кругом эра Потребления. А я свою жену, привезя к себе в город, вырвал из деятельности по воспитанию в людях мужества, нужного в общественных битвах за коммунизм. Она воспитывала… туризмом. Физическими трудностями. Опасными для жизни походами для себя и не без трудностей – для организовываемых ею других. Они её там, в её городе, называли Мать. А тут она – после работы – оказалась без дела. И я, жалкий тип, чтоб унять её тоску, организовал воскресный пикник на озеро, куда было сколько-то проблемно добраться. – Добрались. Мои знакомые, две пары, и две её сослуживицы – 8 человек. – Наелись, напились (в меру), наигрались, назагорались. Один придумал пить чай по горло в воде. Извне холодит, а изнутри греет. – И вдруг мне стало так противно. От пресыщения. Что захотелось ото всех убежать. Это я вспомнил от переизбытка масляных красок на пейзажах. И полез искать биографию Юстины Копаня. И обрадовался от первого же, на что наткнулся: «Искусство это моё убежище…» (http://infoglaz.ru/?p=36086). Значит, я правильно почуял… Но то, что я почуял, мне стыдно называть. Я собственно потому, наверно, и захотел подпереться чем-то более материальным, так сказать, чем вытягивание из своего подсознания словесного намёка на то, что я почуял. Мне легко стало вытягивать из подсознания. У меня в сознании есть целая сложная схема идеалов. И мне достаточно перебрать их (их, если типов, немного), как мне почти сразу становится ясным ответ на внутренний вопрос, чем вдохновлён был художник, создавая то-то или то-то. У Юстины Копаня ж не только избыток краски, а и какая-то заворожённая тишина. И обездвиженность. Согласитесь, что даже взметнувшиеся вверх брызги прибоя как-то замерли. И волны, хоть и с пенными барашками, замерли. И чайки не летят, а висят. И лучи, как ни рвутся сквозь тучи – бессильны. И как ни всклочена трава на морском берегу, она словно окаменевшие узоры. То же и с красными кустами над водой во второй репродукции. И даже узоры струй в воде какие-то не изменяющиеся. Они как потёки масляной краски, засохшей. Не образ текучести, вода, а сама высушенность краски образ чего-то. И то же со многими сотнями листьев в третьей картине. Они все – отдельные и не шевелятся. Как загипнотизированные луной. И как-то оцепенели волны лунной дорожки. – Иномирие какое-то. Все художники считают достижением как-то передать движение. А Копаня – наоборот. Выставляет вперёд засохшие массы масляной краски. И от такой неожиданности представляешь себе довольно неожиданное мировоззрение, этому соответствующее. Что-то среднее между пассивным и активным демонизмом, между чем-то буддистским, бесчувственным, и метафизически посмертным, ницшеанским. Не пейзаж своей прекрасной души, как у бегущих от плохого-преплохого внешнего мира романтиков, а нечто гораздо более разочарованное действительностью, и даже красотой своего внутреннего мира не утоляемое. Парусник и играющие волны свободы всегда был любимым образом бегства из общества для несчастных романтиков.
![]()
Так Юстине, наоборот, повисшие паруса и какая-то остекленевшая вода стали образом, далёким от романтизма. – Это сколько ж времени должно было быть так безветренно, чтоб морская поверхность стала зеркальной? Остались последние случайные крохотные волночки на зеркальной глади воды. А чайки – не птицы, а какие-то бесплотные символы. И небо какое-то очень нехорошее. Тяжёлое. Хоть там и не тучи, а какой-то сгущающийся мрак. Ближе всего к некой нирване, по-моему, это:
![]()
Тут, правда, нет этой тяжести мазков, столь характерной для художницы. А когда она есть – застывает всё движущееся.
![]()
И этому иномирию можно не давать названий. Они тяготили б. Наводили б, разные, на какие-то оттенки смысла. А какие могут быть оттенки в иномирии? Будь к земному без участья… Моя жена разочарованием в провале левого шестидесятничества во времена после хрущёвской оттепели не была побеждена – она в глуши хотела отлежаться, залечить раны, передать свою душу детям. Я ей всё испортил. Юстина тоже не побеждена, хоть Польша вложила очень большой вклад в провал лжесоциализма, хоть поляки первыми бросились в Рынок и в западную ипостась общества потребления. Солидарно бросились. Во главе с Валенсой. – А вот Юстина оказалась исключением. Правда, не коллективистским, как моя жена, а индивидуалистским. Но – исключением. И надо совсем не обращать внимания на то, что о своём творчестве она... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Деревянные вешалки купить оптом вешалки деревянные оптом. . Крепеж автомобильный. Крепление обшивки разновидности Крепежа. |