Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, хотите – нет (и читайте), а есть универсальный смысл во всех-всех-всех стихотворениях. Даже в изрядно плохих. Он в том, что выражается просто радость жизни. Вот не её ли – вопреки содержанию – и выразил Самойлов таким стихотворением.
Вот и всё. Смежили очи гении. И когда померкли небеса, Словно в опустевшем помещении, Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое, Говорим и вяло и темно. Как нас чествуют и как нас жалуют! Нету их. И всё разрешено.
1966
Содержание: после смерти Ахматовой (1966), Маршака (1964), Светлова (1964), Пастернака (1960), Заболоцкого (1958), Георгия Иванова (1958) стали что-то значить и поэты послабее. Так в чём-то обратное – просто радость жизни – звукосмыслом выражено в стихотворении Самойлова. В этой таинственной области есть свои правила. «…повторы сплошь и рядом выполняют порученную им роль независимо от того, какой именно звук, какую именно гласную (к согласным это меньше относится) они повторяют» (Вейдле. Эмбриология поэзии). А есть другое правило, правда, для исторически меняющегося художественного смысла, что очень значимы начала и концы. Так можно в первом стихе почуять преобладание звука «и». Их целых 6. Один – ударный («смежи́ли»). Причём для «и» применены и «очи». Потому что слово это устаревшее. Можно было – если забыть о тонкостях поэзии – и так написать: «Вот и всё. Глаза смежили гении». Этот звук «и» – особый в языке (причём не только в русском, как продемонстрировал Вейдле). «Осмысление звуков… может повиноваться тем особенностям данного звука (среди гласных гораздо ярче выраженным в «у» или «и», чем, например, в «е»), что благоприятствуют выражению таких-то смыслов, а не других» (Вейдле. Там же). Что это за смыслы? «…высоты, остроты, узости, а при необязательном, конечно, но всегда возможном и даже прельстительном усилении, ещё и пронзительности, другим гласным недоступной» «Что же касается гласной «и», то начать взвешивать её выразительные возможности было небесполезно, потому что они обратно аналогичны выразительным возможностям гласной «у». Эта совсем внизу регистра, та – совсем вверху, заострённая, тоненькая или узко-резкая» «И в нашем языке «у» лучше соответствует сумраку или сумеркам, чем утру. Оно, во многих языках, как я уже говорил, самая низкая по тону гласная, а «и» – самая высокая» (Вейдле. Там же). Вот нечто высокое, касающееся гениев, Самойлов, будучи поэтом, и звуковыражает (совсем, конечно, не отдавая себе отчёта в выборе слов). Такого естественного тяготения к звукосмыслу, как у «у» и «и», у других звуков нет. Поэтому поэты играют – если можно так сказать – и другими звуками. Тут – в чём-то противоположными высоте и звучности гласной «и» – шипящими согласными или мычащими. А есть известная таблица повторов согласных…
И по ней видно, что шипящие как бы поддерживаются свистящими, так сказать: с – з – ж – ш – щ – ч. «Гениальным» «и» по звукосмыслу Самойлова не уступают в игре шипящие и мычащие. Смотрите, что видится, если их обозначить:
Вот и всё. Смежили очи гении. И когда померкли небеса, Словно в опустевшем помещении, Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое, Говорим и вяло и темно. Как нас чествуют и как нас жалуют! Нету их. И всё разрешено.
То есть, говоря значениями слов об одном: горе, что снизился, мол, критерий для поэтов, Самойлов тихонько этому противоречит звукосмыслом. Чего-то, мол, стоим и мы, серые и живые. Так это – авторски-субъективно. А объективно? Если прав Вейдле, что «к согласным это [звукосмысл] меньше относится», то переход на игру повторами согласных – это удел именно слабых поэтов (вышепоказанную таблицу я почерпнул у Шаламова). А ощутимый повтор гласной «и» есть только в первом стихе, что мало. И, если перестать говорить о поэтичности этого стихотворения, а только о его значащем смысле, то получается, вся поэзия шестидесятников, в 1966-м уже сменивших умерших гениев, есть негативно оцениваемое «всё разрешено»? – Так если он Евтушенко имел в виду, то я согласен (стихопублицистика, а не искусство). А вообще… Может, надо под его лирическим «мы» понимать его «я»? А может, всё стихотворение есть выражение крайнего скептицизма ко всему окружающему. Нежелание что-либо идеализировать и поэтизировать. И все выявленные повторы – это всего лишь неосознаваемая инерция неистребимого выражения радости жизни. А подсознательный идеал – это всепроникающая неочарованность, выражаемая «простотой семантики и синтаксиса» (Казак со слов Кардина). Реализм? Открытие того, что все заблуждаются насчёт достижимости разных идеалов, к которым столь взбудораженно бросились все в хрущёвскую оттепель? Да нет. Стоицизм. Какая-то ипостась пробуддизма. «…живя в Москве, не принимал участия в съездах СП…» (Там же). Об этом же говорит и «Песенка гусара» 80-х годов.
Когда мы были на войне, Когда мы были на войне, Там каждый думал о своей Любимой или о жене.
И я бы тоже думать мог, И я бы тоже думать мог, Когда на трубочку глядел, На голубой её дымок.
Как ты когда-то мне лгала, Как ты когда-то мне лгала, Как сердце легкое своё Другому другу отдала.
А я не думал ни о ком, А я не думал ни о ком, Я только трубочку курил С турецким табаком…
Когда мы будем на войне, Когда мы будем на войне, Навстречу пулям понесусь На молодом коне.
Я только верной пули жду, Я только верной пули жду, Что утолит мою печаль И пресечёт мою вражду.
Это вневременье, презрение к жизни и некая любовь к смерти, сдвигает его пробуддизм с пассивного демонизма к активному, ницшеанству. А сам ритм, повторы строчек и возврат рифмы (ааbа) – как что-то безостановочное – внушает попадание в какое-то иномирие. Понятно, почему эти стихи стали народной песней. – По изречению Феофана Затворника (оборванному мною): «Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца». Так мало ли какое настроение нахлынет… – Самый перец русского менталитета, называемого либералами недостижительностью. А что такое само ницшеанство как не идеал принципиально недостижимого иномирия. Беру первое попавшееся другое стихотворение…
Бессонница
Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кляну и плоть свою людскую, И душу бренную свою.
Когда-то погружался в сон Я, словно в воду, бед не чая. Теперь рассветный час встречаю, Бессонницею обнесён.
Она стоит вокруг, стоглаза, И сыплет в очи горсть песка. От смутного её рассказа На сердце смертная тоска.
И я не сплю – не от боязни, Что утром не открою глаз. Лишь чувством острой неприязни К себе – встречаю ранний час.
1979
Тут то же самое. Но какая... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка напольная для верхней одежды металлическая магазин вешалок в москве вешалки. . Смотрите информацию купить накладной светодиодный светильник у нас. |