HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Можно пожаловаться?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за февраль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2018 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

16+

 

 

Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне удаётся прорываться. И, если я показываю, как я это делаю, то, можно думать, и вы сможете это повторить. Так жалобы на то, что мне мешает прорываться, видятся мне помощниками вам.

Жалоба связана с тем, что я себе в этой – просветительской – деятельности понабрал из науки об искусстве много догм.

А они вам, отвлекусь, зачем нужны? – Затем что я ими добиваюсь узнавания самой-самой сути в деле приобщения к искусству. И я нахально думаю, что это и вам полезно, коль скоро вы что-то существенное в искусстве захотели постигнуть.

Так одна из жалоб в том, что я ж догмами лишаюсь непосредственности в восприятии. И вас лишаю.

Вот, да, я что-то читал об импрессионистах-живописцах до того, как впервые их увидел в подлиннике (в музее им. Пушкина в Москве), но я ничего не читал тогда об импрессионистах-скульпторах. И вот я, свеженький, впервые оказался там перед такой скульптурой.

 

 
Роден. Вечная весна. 1884. Бронза. Фрагмент.

 

 

 

Нет, мне не удаётся найти, то, что меня потрясло – как срослись губы. Грубо так… – Я был в восторге. Не от красоты тел обоих,

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 12.02.2018
Иллюстрация. Название: «Вечная весна» (1901–1903 г.). Автор: Огюст Роден (1840–1917). Источник: http://newlit.ru/

а от этого слияния губ. – Вот это была непосредственность впечатления.

Я очень рад, что она – много времени спустя – оказалась совпавшей с формулой духа, так сказать, которая определяет весь импрессионизм. (Аж страшно написать так сразу эту формулу…) Это – гимн абы какой жизни.

Моя память говорит мне, что до полной чёткости в этой догме я дошёл из-за Мане, Бар Фоли-Бержер. 1882. Такой ужас… Девушка наконец устроилась на работу, буфетчицей. Но ей известно, что её выгонят, если она будет отказывать в интимных услугах, которых от неё захотят посетители, этак походя. И вот он, тот первый, кто обратил на неё внимание. А такое счастье жизни вокруг… И художник, не девушка, думает: «Нет! Всё-таки хороша и такая жизнь!».

И вот в этой грубости слияния губ «Вечной весны» – что-то то же…

Нет, я понимаю, вживаясь, что оба персонажа, закрыв глаза в экстазе поцелуя, как-то да помнят красоту друг друга. Но что если красота ушла сию минуту из сознания. А в нём сейчас – губы, зубы, язык, что «она» вытворяет с «его» языком… Чуть ли не физиология… А не высота чувств… Неужели прав (я намеревался оспаривать) Кандель?

«Если источниками вдохновения просветителей стали астрономия и физика, то для модерна таким источником явилась биология. Книга Дарвина «Происхождение видов» (1859) привела к распространению представления о том, что человек – не уникальное творение всесильного божества, а порожденное эволюцией существо, произошедшее от предков-животных… А это означало, что репродуктивная функция, то есть сексуальность, должна играть ключевую роль в поведении человека.

Эти новые представления привели к переосмыслению биологической природы человека и в искусстве. На это указывает, например, картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863)» (Век самопознания).

Так я сомневаюсь, что дело в науке и в Дарвине. Курбе, реалиста, никак не заподозришь в модернизме, а смотрите, что он нарисовал.

 

 
Курбе. Происхождение мира. 1866.

 

Фигура у натурщицы явно хорошая – грудь не висит, живот подобран. Но ничего красивого в волосах на лобке. Это как писал другой реалист, Флобер, в 1838 году:

«И теперь, такой циничный, горько убеждённый в смешном уродстве жизни, я понимаю – та любовь, о которой я мечтал в коллеже, ещё не зная её, и пережил позднее, та любовь, что принесла мне столько слёз, над которой я часто смеялся, – она могла быть одновременно прекраснейшим и наиглупейшим явлением на свете.

Два существа, случайно брошенные на землю, встречаются, влюбляются по той причине, что одно из них женщина, а другое мужчина. И вот они тянутся друг к другу, гуляют ночами, мокнут в росе, созерцают лунный свет, находя его полупрозрачным, восторгаются звездами, твердят на все лады: «Я люблю, ты любишь, он любит, мы любим», и повторяют это, вздыхая и целуясь. Затем они уединяются, подчиняясь беспримерной страсти, ведь органы этих двух душ неистово распалены, и вот они гротескно, с рычанием и стонами совокупляются, стремясь сделать ещё одним дураком на земле больше, а он, несчастный, станет подражать им. Посмотрите на них, утратив сознание, они сейчас глупей собак и мух, и старательно скрывают от глаз людских свои тайные утехи, думая, наверное, что счастье – это преступление и постыдная похоть» («Мемуары безумца»).

А что с Флобером? Дарвин ещё не написал «Происхождение видов». Зато прошли две революции: Великая Французская (с последовавшим наполеоновским кровопусканием) и в 1930-м. И если первая отшатнула романтиков от ужасного действительного мира в прекрасный внутренний, то поражение второй и романтикам дало по носу. И – реалисты шатнулись обратно в действительность. Но уже холодными исследователями, мол. Мир не плох и не хорош. И то и то в нём, если трезво. А реалист – безэмоционален. Разве что собственная точность передачи мира его вдохновляет. И плевать ему на всё. И на славу. – Вон. Ту же картину Курбе больше сотни лет прятали по личным коллекциям, а Курбе хоть бы хны. Ну разве что Парижская коммуна случилась. Так не без скепсиса относившийся к действительности Курбе принял в ней участие, соблазнившись, а не нельзя ли плоховатый мир улучшить сколько-то.

Так вот Мане, которого назвали – и не зря – импрессионистом, мир решил принять абы каким. Так требовала моя догма. И на картине же Мане, «Бар Фоли-Бержер», догма утвердилась. Но как это приятие увидеть в «Завтраке на траве»? Причём приятие не во имя прогресса и науки, как Кандель пишет, а приятие вопреки ужасности мира.

 

 

 

Я могу, конечно, принять на веру прочтённое, что на выставке мужья своих жён старались проводить побыстрее мимо этой картины, потому что именно так они и проводили время со своими любовницами из тех, что на всё готовы. (Скандал – не приняли картину на главный вернисаж – усугублялся тем, что не только не античность изображалась, а ещё и лица на картине были узнаваемыми, плюс натурщица смотрела на зрителей как ни в чём не бывало, как бы говоря: «А что вы думали: именно так с нами и поступают, и мы согласны».) – Так вот накрутить себя так я могу, но это не будет непосредственное восприятие. И – я жалуюсь.

Кто меня знает, не приврал ли я, описав выше непосредственность, мол, своего восприятия «Вечной весны»… И не только потому, что я тогда был ещё нецелованным мальчиком. На меня, наверно, действовала и отполированность бронзы. Как что-то, мол, самое-самое – в смысле чувств. Однако теперь на непосредственность я могу не только жаловаться, но и хвастаться. – Смотрите. – Ведь не поленился скульптор отполировать всё-всё телесное. Даже волосы! И над фоном тоже немало потрудился – какой-то живой он. Но тела-то… Это ж сама бронза как бы являет свои максимальные возможности. Бронза, блестя в самых неожиданных местах, ведёт себя, словно живая. Даже материал – живёт. Существует. Абы какая жизнь славится!

Я могу себя поздравить с тем, что правильную догму об импрессионизме заимел.

А недовольство опосредованностью с «Завтраком на траве» тоже на пользу. – Думаем!

Ради славы абы какой жизни Мане оголил натурщицу, а не ради скандала! Свет-то усилен от голости – на в общем тёмной картине. Технологически относящуюся к импрессионизму усиленную светоносность считают первым признаком этого стиля. Это ещё впереди, что ради неё они станут применять смешивание чистых цветов в глазу зрителя вместо смешивания красок на палитре. А сейчас – хотя бы так – оголением и ярким, мол, освещением. Плевать, что объёмность теряется. Зато светимость увеличивается.

Раскованность моральная – хорошо, и ого-светимость – хорошо. Вот сталкивание двух хорошо и даёт третье – славу абы какой жизни.

Я же привык думать, что противоречивость изъяснения есть первый признак художественности, а геометрическая, так сказать, сумма противочувствий – есть подсознательный идеал художника. Смею я, так всё осложнив, считать, что постиг такую неуловимость, как след подсознательного идеала в «тексте»? – Логически – не смею. А вообще – похоже, что попал. Это не выше приведённая нравоучительная сухость с жёнами посетителей и их любовницами.

И на то же работает прекращение заглаживания мазков (блики не в счёт).

 

 

 

У мужчины тень на лбу слева (от нас), светлое на переносице, светлое на подбородке справа, тень на белом воротнике, светлое на верхней губе, тень на левой щеке. У женщины тень под левой щекой. – Краски начинают жить сами по себе, как блики на отполированной бронзе. Кто знает, как до рисования точками несмешиваемой краски дошли импрессионисты, может мне простить, если я тут и натянул.

Но как мог ошибиться Кандель? – Сказался в нём учёный-естественник. Он лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (2000 г.).

 

 

2 января 2018 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

505 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 11:58 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Оптовая продажа вешалки пластиковые оптом. . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите . Недвижимость новостройки. Купить недвижимость.
Поддержите «Новую Литературу»!