HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Виталий Гасаев: Стремлюсь к тому, чтобы на мои концерты зритель приходил как на исповедь, мог очиститься душой и уйти окрылённым

Обсудить

Интервью

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за май 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.05.2024
Виталий Гасаев. Санкт-Петербург, 2018 г. Клуб «Место встречи». Фотограф Ольга Дмитриева. Источник: newlit.ru

 

 

 

…Ведь артист и поэт – люди творчества,

Со своими они «тараканами»,

И живут средь людей в одиночестве,

И бывают порой без вина пьяные.

Дай Господь этим людям терпения

Не сломаться в мире безбожия,

Чтоб их слава была не мгновение,

А судьба – ни на что не похожею.

 

            «Люди творчества»

 

 

Артист, музыкант, певец, автор песен – Виталий Гасаев. От Бога ему достался незаурядный талант – сильный, красивый голос широкого диапазона и артистизм.

Виталий прошёл большой творческий путь – от актёра Барнаульского шоу-театра «Калейдоскоп» до серьёзного, вдумчивого исполнителя песен авторских, патриотических, лиричных, философских. Однажды избрав независимую сольную карьеру, он остался верен своему выбору. В разное время он играл в рок-группе, пел в рок-опере, исполнял народные, казачьи и бардовские песни, шансон, эстраду, оперетту, юмористические пародии. И в каждом жанре он органичен. Не каждый певец может похвастаться таким широким жанровым разнообразием репертуара.

Накануне творческого юбилея – в июне 2024 года исполняется тридцать лет с начала его сольной карьеры – корреспондент журнала «Новая Литература» поговорила с Виталием про песни его собственного сочинения, а также про поэзию в его жизни.

 

Виталий Гасаев. Барнаул, 2021. Фотограф Инна Бука
Виталий Гасаев. Барнаул, 2021. Фотограф Инна Бука

 

– Виталий Алексеевич, с какого момента началась ваша сольная карьера певца?

 

– В 1994 году я принял участие в региональном телевизионном конкурсе молодых исполнителей «Шоу-Транзит» в Новосибирске. В полуфинале и финале выступил с композициями Александра Розенбаума «Низкий старт» и «Бездомная комната». Аранжировку всех песен сделал барнаульский музыкант Вадим Маркер. Я завоевал Гран-при. С тех пор я веду отсчёт своей сольной певческой карьеры.

 

Диплом 25 июня 1994 г.
Диплом 25 июня 1994 г.

 

На следующий год меня пригласили в жюри этого конкурса. В качестве гостя, вне конкурса, я спел песню на свои стихи, «Весенний танец». Тогда она впервые прозвучала со сцены.

 

…От воздуха хмелеет голова,

Хочется забыть слова, что знал,

И танцевать весенний танец…

             «Весенний танец»

 

– Как появилась эта песня?

 

– В 1992 году, весной, я шёл к своему другу, музыканту Юрию Лавлинскому, с которым мы тогда играли в рок-группе «Весёлый Роджер». Вышел на автобусной остановке, стал лужи перепрыгивать, и подумалось: словно какой-то танец странный. В голове звучала мелодия Юры, на которую он просил сочинить слова. Появился припев: «Под ногами будут петь лужи…», – потом куплет, второй. Было ощущение, будто кто-то диктовал слова, а я записывал. Всплыла в памяти фраза из недавно прочитанной книги «Ермак»: «От воздуха хмелеет голова». Вспомнились маски на масленицу. Пришёл к Юре, мы спели слова под гитару, Юра сказал, что можно включить это в репертуар группы.

 

– Выходит, автор музыки – Юрий Лавлинский? Исполнял ли эту песню «Весёлый Роджер»? Она звучит как рок-баллада.

 

– Нет, не довелось, поскольку в том же году рок-группа распалась. Написал я эту песню весной, а осенью музыканты попросили меня покинуть группу, причём с формулировкой, что я не умею петь! Причина была проста – из-за девушки. В меня влюбилась девушка, которая нравилась одному из участников группы (улыбается).

 

– «В каморке, что за актовым залом, репетировал школьный ансамбль…»

 

– Да-да. В итоге и мы с этой девушкой расстались, и у музыканта с ней ничего не вышло.

В 1998 году я записал эту песню для своего первого альбома «Над моею головою». Сделал две версии – лирическую гитарную мне сделал Юрий Бородин. А в 2001 году на студии «Блек Бокс» в Воронеже аранжировщик Игорь Шацкий создал танцевальную, с бэк-вокалом.

 

– Что рождается раньше при написании песен – музыка или текст?

 

– Всегда по-разному, но чаще всего – текст. Потом на него ложится мелодия. Несколько раз прочитаешь про себя слова, ловишь ритм, в голове появляется мелодия. Наигрываю мелодию сначала на гитаре, через день-два повторяю. Если слышу, что может получиться песня, записываю на диктофон, отправляю своему аранжировщику Роману Колоколову.

 

– «Весенний танец» – самое раннее ваше сочинение?

 

– Пожалуй, нет. Были и другие, но они не вошли ни в один альбом. Вот в 1993 году родилась песня «Аплодисменты», изначально она называлась «Посвящение "Калейдоскопу"». Музыку к ней я написал под влиянием группы «Чайф» – гармоника, ритм – всё оттуда. Впервые мы с ней выступили осенью 1994 года – с Александром Фёдоровым открыли театральный сезон «Калейдоскопа».

 

Вот и славно, вы на своих местах,

Ещё немного – и мы концерт начнём.

Да что ты! Мы и не мечтаем о цветах,

А вот аплодисменты ваши ждём!

             «Аплодисменты»

 

Студийная запись «Аплодисментов» появилась в 2018 году, к юбилею шоу-театра «Калейдоскоп». На одном из концертов я обратился к зрителям с просьбой придумать более ёмкое название, чем «Посвящение…». Кто-то предложил – «Аплодисменты»! Так и пошло.

 

– Что для вас «Калейдоскоп»?

 

– Шоу-театр «Калейдоскоп» был моим домом, моей школой. В 90-е годы он был невероятно популярен в Барнауле, билеты на спектакли раскупались за считанные дни, их перепродавали. С 1989 года я играл в этом театре, моим наставником был художественный руководитель театра Александр Иванович Полетаев. Он учил меня держаться на сцене, «брать» зал. Мы выезжали на региональные фестивали юмора, в 1992 году в Иркутске впервые встретились с Томским театром миниатюр «Люкс». «Люкс» тогда был студенческим театром, а «Калейдоскоп» к тому времени вырос из студенчества, был полноценным театром-студией. Далее каждый год по очереди мы брали первые призы на Томской Юморине – то «Калейдоскоп», то «Люкс». В 1995 году мы привезли новую программу, оперу-пародию «Место встречи изменить нельзя», в трёх частях.

 

– «Опера» – это, безусловно, шедевр! Вы там смотритесь как настоящий солист оперетты.

 

– Да, некоторые, кто нас не знал, так и сказали: «Конечно, они взяли профессионального певца и выиграли». А я не был профессионалом на тот момент, хотя опыт подобного выступления уже был. Как раз в 1995 году я сыграл роль Иуды в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» в Алтайском театре музыкальной комедии[1].

Помню, шёл после премьеры спектакля к Полетаевым, там меня ждали все артисты театра. Иду с огромным букетом роз, подаренным мне зрителями. На глазах слёзы, а на улице мороз, и слёзы замерзают на щеках.

 

– Шли поделиться впечатлениями от премьеры?

 

– Да, маленькая кухня в квартире этой семьи стала для нас, молодых актёров, местом, где мы собирались, обсуждали номера и выступления, находили поддержку и помощь. Супруга Александра Ивановича Ирина тоже работала в «Калейдоскопе», создавала и шила костюмы, рисовала афиши.

В 1993 году я написал песню про этот дом, назвал её по адресу Полетаевых «Советская, 5, кв. 24». Писал я слова ранней весной, по промозглой холодной погоде, восхищаясь образностью стихов Виктора Цоя. Настолько он в точку попадал, ни убавить ни прибавить! «На кухне синим цветком горит газ», «Если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день». Я искал такие же эмоциональные образы.

 

…Принесла ли тебя радость или привела беда,

В солнце или в дождь ты вошёл сюда,

Здесь, как после исповеди, станет легче на душе,

Только что ты волком выл – а вот и поёшь уже!

             «В этом доме»

 

– О чём фраза из песни «Здесь без поцелуев сладка водка»?

 

– Это идёт от свадебной традиции: когда кричат «горько», молодые поцелуем подслащивают горечь. Я здесь и хотел показать, что у Полетаевых настолько хорошо и душевно, что ничего сластить не надо.

А фраза «…спел с тобой про синие ночи, что вьются кострами» – признательность хозяину дома. Александр Иванович всегда на посиделках неизменно затягивал песню «Взвейтесь кострами, синие ночи…». И просил подпевать, и обижался, если мы отказывались. Не всегда попадал в ноты, честно говоря, но с душой! Это его любимая песня.

Первый раз я исполнил песню «В этом доме» на отмечании защиты диплома в кругу артистов театра, у Полетаевых. Многие девчонки прослезились. Я понял – затронуло!

Долгое время я пел эту песню только в «Калейдоскопе», пока добрые люди мне не сказали: да это же про любую семью! После того, как мы разошлись с одним из моих авторов Александром Церпятой, мне нужно было набирать свой репертуар, и я записал эту песню в студии, там же, в Воронеже, в 2005 году. Сначала аранжировка мне не очень понравилась, очень смахивало на шансон, а слова-то не шансонные, но потом понял, что именно в этой аранжировке она «зайдёт». Зритель хорошо её принял, до сих пор я её часто исполняю на концертах. Полетаев только попросил придумать другое название, а то, говорит, зачем везде звучит мой домашний адрес. Так родилось название «В этом доме».

 

Виталий Гасаев. Перед концертом
Виталий Гасаев. Перед концертом

 

– «Сибирский характер» – тоже появилась взамен «Земли Сибирской» авторства Церпяты?

 

– Да. Эта песня изначально была написала по заказу. В 2006 году в Новосибирске после концерта ко мне подошёл режиссёр документального фильма про нашего земляка и попросил сочинить песню. К 60-летнему юбилею 4-кратного чемпиона мира по биатлону Александра Ивановича Тихонова снимался фильм про него, и для титров нужно было сопровождение. Я сначала отнекивался, я ничего не понимаю в биатлоне. Но мне сказали – ты сибиряк, и он сибиряк. Напиши про сибиряков, про их характер.

Две недели я мучился, ничего не получалось, и я отложил это дело. Негоже про сибирский характер так мучительно сочинять.

Текст родился внезапно, буквально на ходу, в Москве, на эскалаторе метро. И вновь словно кто-то подсказывал мне слова, настолько легко они пришли. Я их записал, а заказчики в итоге пропали, на связь не выходили. Со временем я записал эту песню в студии, стал исполнять на концертах. Не думал тогда, что она станет моей визитной карточкой.

 

Чем крепче морозы, тем души теплее,

Тем больше открытых и чистых людей.

Здесь дружба мужская намного сильнее,

И чувства надёжней, и сердце верней.

Сибирский характер проверен ветрами,

Его закалила седая тайга.

И если ты смел, то иди вместе с нами,

Здесь всё, брат, на совесть, здесь всё на века.

             «Сибирский характер»

 

В Петербурге перед концертом ко мне подошла девушка и попросила позволить ей во время исполнения этой песни выйти на сцену и жестами «перевести» слова. На мой вопрос, для чего ей это, сообщила, что в зале сидит её молодой человек, а он глухонемой. Я был поражён такой преданностью. Конечно, разрешил.

Сын как-то сказал мне: «Пап, а ты знаешь, что все игры Сибирской лиги КВН заканчиваются этой песней? Она стала своеобразным гимном». Тогда я понял, что она ушла в народ.

 

– И песня «Артист» написана по особому поводу?

 

– Её я написал специально в подарок на день рождения моему другу и капитану нашей команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» Григорию Малыгину. Было это в 2006 году.

Как-то раз перед выступлением, на гастролях, мы все очень уставшие были, вымотанные, а Гриша совсем без сил. Я его спрашиваю: «Как ты играть-то сейчас будешь?». Он отвечает: «Старик, сцена для меня – святое!». И пошёл на сцену. И отыграл спектакль. Вот эту его фразу я запомнил и включил потом в песню.

 

А для артиста должно быть два слова:

Или правильно, или хреново,

А когда говорят «нормально»,

То сыграл свою роль ты провально.

             «Артист»

 

А уже после его ухода в 2012 году музыкант Роман Колоколов создал клип на эту песню, мы включаем его на концертах команды, как посвящение нашему бессменному капитану.

 

– С Григорием Алексеевичем вы крепко дружили, а с другими участниками команды?

 

– Дружил и дружу, мы не только гастролировали, но и отдыхали вместе. В 2014 году мы ездили компанией к друзьям на Манжерокскую заимку, на берег реки Катунь. Сидели возле костра, внизу шумит Катунь. Я напел: «Бирюзовая Катунь, бирюзовая». Все засмеялись, и я понял, что может получиться песня. Наутро босиком вышел во двор, иду и про себя бормочу: «жизнь босяцкая моя, беспонтовая». Тоже в копилку памяти сложил.

Вернулся домой, наиграл на гитаре мотив, дописал слова – целую историю о том, как хорошо отдыхали, так что участковый приходил, но оказался «в нашей кондиции». Жена даже слова подсказала: «вот сидим мы и поём с участковым». Записал на диктофон, отправил Петру Винсу послушать. Он говорит: так ты же просто зарифмовал то, что вчера было! А я раньше всех ушёл и не знал, что действительно на шум нашей компании соседи вызвали участкового, тот пришёл, уже «подогретый», посмотрел, что драк и буйства нет, посидел и ушёл. Так выдуманная история совпала с настоящей.

 

Сразу вспомнил я, где Манжерок,

Что не город он, не островок,

Что туристов там – ой, куда ни плюнь,

И бирюзовая там хлещет Катунь.

             «Бирюзовая Катунь»

 

Виталий Гасаев. 2014 г., Москва, Музей Булгакова. Фотограф Юлия Моисеева
Виталий Гасаев. 2014 г., Москва, Музей Булгакова. Фотограф Юлия Моисеева

 

– Кстати, про жену. У вас есть песня «Маргарита»: правда ли, что вы написали её под влиянием прочитанного романа «Мастер и Маргарита»? Атмосфера в тексте чувствуется.

 

– «Маргарита» была написана в 1992 году, это достаточно личная для меня история, я не хотел бы рассказывать подробности. А про влияние романа я всем так говорю, чтобы не приставали (улыбается).

 

Ты, ты как вино, тебя всё время мало.

Я, я жадно пью, но легче мне не стало,

Не чуял я, какое выпил зелье,

И вот оно – нежданное похмелье…

             «Маргарита»

 

– Вы большой романтик. Считаете ли вы себя поэтом? Что такое для вас поэт?

 

– Нет, я себя поэтом не считаю. Поэт не может не писать. А я могу. Вот не петь я не могу (смеётся). Хотя с годами перерывы всё больше, хочется слушать тишину. Как говорил мне в своё время мой друг Вадик Маркер: «Ты, Виталя, не музыкант. Тишину не любишь». Ну вот с годами я, видимо, стал музыкантом – полюбил слушать тишину. Природа – гениальный звукорежиссёр: вроде и есть звуки – пение птиц, шум деревьев – а при этом вокруг тишина!

 

– Произведения каких известных поэтов вы читаете, знаете наизусть, считаете для себя знаковыми?

 

– Если говорить о текстах, которые на меня повлияли, сформировали моё мировоззрение, то это песни Константина Кинчева, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого.

 

– А из классиков?

 

– Из классиков, прежде всего, это конечно, Есенин. Но подолгу его читать не получается, чувствуется такая тоска неизбывная! Что у него, что у Высоцкого, вот этот надрыв, видно, что знали, что долго не проживут, спешили жить, творить, боялись не успеть… Это тяжело.

Другие поэты – Маяковский, конечно. Причём вот в школе я его не понимал, а с годами увидел – да это же гениальный поэт! Цветаева, Ахматова, Гумилёв – их можно перечитывать постоянно.

Из современных – те поэты, на стихи которых я пишу и пою песни. Нина Бабенко, Анна Денисова, Юлия Шикшина, Наталья Евстигнеева, Светлана Кузнецова, Андрей Леонтьев.

 

– Ощущаете ли вы своё влияние на зрителей, слушателей? Есть ли понимание, как отзывается ваше творчество в душах людей?

 

– Я скажу одно – если после песни «Барнаул» люди специально заезжают в наш город, ищут те достопримечательности, о которых я пою – «сковородку», Нагорный парк, проходная ВРЗ – о чём это говорит? А одна женщина мне писала, что у неё были мысли о самоубийстве, и мои песни спасли её, уберегли от этого, дали силы жить…

На концертах заказывают, просят спеть именно мои песни, хотя у меня в репертуаре есть и Высоцкий, и Розенбаум, и фронтовые. Но я стараюсь реже их исполнять, а больше исполнять свои и авторские, потому что хочется, чтобы в народ ушли именно мои песни, не чужие. А иначе для чего это всё? Как Кинчев пел: «Песнями латать души горемык». Или у Есенина: «Дар поэта – ласкать и карябать». На мои концерты зритель должен прийти как на исповедь, чтобы очиститься душой и уйти окрылённым. Вот к этому я стремлюсь.

 

– На мой взгляд, «Песнями латать души горемык» – это однозначно про ваше творчество.

 

– Я очень рад, что это так.

 

Виталий Гасаев. 1994 г., Новосибирск. «Шоу-Транзит», полуфинал. Кадр с ТВ.
Виталий Гасаев. 1994 г., Новосибирск. «Шоу-Транзит», полуфинал. Кадр с ТВ.

 

К юбилею:

 

Я родился поздно ночью, аккурат под Новый год.

Закричал от удивления, все подумали – поёт.

Рос в рабочем я районе, в школе заводилой был,

Но учился хорошо я, к знаньям тропку не забыл.

 

Юность быстро пролетела – спорт, гитара, брейк, рок-клуб.

Школу хорошо закончил, поступил в АлтГТУ.

Думал, химиком работать буду на заводе я,

Кислоту и щёлочь делать из различного сырья.

 

Но ребята в стройотряде пригласили петь. Ну что ж,

Пением в агитбригаде развлекали молодёжь.

В первый раз на сцену вышли, хлопал зал как заводной.

Так я понял, что эстрада – вот теперь мне дом родной.

 

Дальше я в «Калейдоскопе» совершенствовал талант,

Пел, играл, шутил, смеялся и немного танцевал.

Там любовь свою я встретил, и друзей не растерял,

Там наставник мой бессменный опыт мне передавал.

 

Но не только юмор с танцем наполнял репертуар.

Пел серьёзные я песни, роль в рок-опере сыграл.

Розенбаум подарил мне композиции свои,

С его песнею на шоу получил я первый приз.

 

В КВН играть я начал за родной за политех,

Томский «Люкс» для нас всегда был самый главный конкурент.

От Сибирской Лиги в «Вышку» Томск команду отослал,

Капитан Малыгин Гриша вместе нас в игру собрал.

 

«Дети Лейтенанта Шмидта» получились, это мы,

Имидж да, был хулиганский, а сердца – открытыми.

И душа вся нараспашку, искра веры в свой талант.

Полосатые рубашки, кепки – вот наш талисман.

 

В первый свой сезон прошли мы, пусть не сразу, но в финал,

Чемпионами мы стали, хоть никто не ожидал.

Отстояли честь Сибири, показали, что сильны,

Что сибирские таланты – лучший юмор всей страны!

 

КВН дал мне известность, многому он научил.

Но теперь для сольных песен много надо средств и сил.

Стал артистом я от Бога, поддержала и семья.

На концертах ты, мой зритель, главный критик и судья.

 

Свой талант я не растратил, жар души я не предал,

Песни лучшие включал всегда я в свой репертуар.

Вот уж тридцать лет на сцене я для вас, друзья, пою,

Как родился я для сцены, так на сцене и стою.

 

Виталий Гасаев. 1999 г. Барнаул, первая фотосессия. Фотограф Владимир Моисеенко
Виталий Гасаев. 1999 г. Барнаул, первая фотосессия. Фотограф Владимир Моисеенко

 

 

 

Беседу вела Елена Астахова

 

 

 



 

[1] Сейчас это Алтайский государственный музыкальный театр – прим. ред.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
1177 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.05 на 16.06.2024, 14:06 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова

08.06.2024
Мне понравился выпуск. Отметил для себя рассказ Виктора Парнева «Корабль храбрецов».
Особенно понравилась повесть «Узники надежды», там отличный взгляд на проблемы.
Евгений Клейменов

07.06.2024
Ознакомился с сентябрьским номером Журнала перед Новым годом. Получил большое удовольствие!
Иван Самохин



Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!