HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Таинство киносъёмки и музыкальных нот

Обсудить

Цикл интервью

 

Беседу ведёт Вера Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за ноябрь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2023 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.11.2023
Иллюстрация. Автор: не указан. Название: «Музыка и кино». Источник: https://cdn.culture.ru/c/682767.jpg

 

 

 

Музыка и кино… Единство мелодий и визуальных образов, впечатляющих аудиторию. Сплав двух видов искусства. Как создаётся гармония произведений, принадлежащих разным авторам режиссёру и композитору? Как возникает то, что потом выходит за грани фильма и становится узнаваемым без и вне него? Что рождается раньше, и бывает ли так, что музыкальный замысел предваряет картину? Три встречи. Три взгляда. Три откровения...

 

 

 

Тоска по небу: Микаэл Таривердиев

 

Вера Таривердиева, Микаэл Таривердиев (коллаж newlit.ru)
Вера Таривердиева, Микаэл Таривердиев (коллаж newlit.ru)

 

Легендарный композитор ушёл из жизни в 1996 году, но его творчество, его душа живы в памяти любящей жены, прекрасного вдохновенного музыковеда Веры Таривердиевой. Встретиться с ней меня побудила личная история. Зимой 1974 года сериал «Семнадцать мгновений весны», киноленту о советском разведчике, транслировали в Германской Демократической Республике, где служили мои родители. И вышло так, что моё появление на свет совпало с выходом тех серий, в которых звучала проникновенная, незабываемая музыка – мама слушала её накануне моего рождения, о чём потом часто мне рассказывала.

 

С Верой Гориславовной мы увиделись у неё дома, в московской квартире, больше похожей на музей: в гостиной всё осталось так, как было при её хозяине. Казалось, что маэстро вот-вот войдёт, коснётся клавиш рояля, и комната наполнится знакомыми переливами, полными любви и ностальгии.

 

– Микаэл Леонович всегда читал сценарий, – вспоминает Вера Гориславовна, – если в нём что-то откликалось, рождались какие-то образы, то он давал согласие работать. В случае с картиной «Семнадцать мгновений весны» так произошло не сразу. Сначала, после разговора с Татьяной Михайловной Лиозновой, он не хотел писать музыку, потому что в это время работал над «Судьбой резидента» Вениамина Дормана, и ему не хотелось ещё раз погружаться в тему разведки. Но когда прочёл сценарий, сложилась тема далёкой родины.

 

– Как Микаэл Леонович объяснил это?

 

– Он говорил, что поставил себя на место героя и представил, что чувствует Исаев-Штирлиц. Это была тоска по России, тоска по родному небу. Он предложил Лиозновой этот образ, а она добавила летящих журавлей... Всего для «Семнадцати мгновений весны» было написано шесть часов музыки, а вошло в сериал четыре с половиной. В картине звучит шесть разных тем, и развиваются они по-своему.

 

– Насколько известно, Микаэл Таривердиев написал музыку к ста тридцати двум кинофильмам. Что вдохновляло вашего мужа именно на такое творчество?

 

– Независимость существования. Микаэл Леонович был свободным художником: никогда нигде не числился, у него даже трудовой книжки не было. И работа в кинематографе давала ему эту свободу – не служить нигде, никому не подчиняться. К тому же кино – тот вид искусства, который был ему близок, тем более что он всю жизнь увлекался фотографией. У Микаэла Леоновича визуальное восприятие было очень острым, и это тоже, видимо, сказывалось на его реакции на видеоматериал.

 

– А как складывались его отношения с режиссёрами? Всегда ли было взаимопонимание?

 

– Как правило, у Микаэла Леоновича было своё видение, слышание, своё предложение того, как должна строиться музыкальная драматургия фильма и, как правило, режиссёры этому подчинялись, шли ему навстречу. В том числе Эльдар Александрович и Татьяна Михайловна.

 

– Скажите, сказывался ли на музыкальной драматургии национальный характер? Звучали ли в музыке Таривердиева армянские мелизмы?

 

– Микаэла Леоновича сформировала творческая среда Тбилиси с его полифонией, многоголосным пением, и, конечно, то, что он армянин-тбилисец, сыграло роль и в его восприятии жизни в целом, и в его проявлении себя в творчестве. После окончания училища в Тбилиси он поступил в консерваторию в Ереване, но через полтора года её бросил – отчасти из-за упрёков в том, что он как раз не обращался к армянскому мелосу в своих композициях. Он оставил ереванскую консерваторию и поступил в институт имени Гнесиных, в класс Арама Ильича Хачатуряна.

 

– С таким наставником, гениальным композитором, можно взять любые вершины – тем более что Арам Ильич тоже писал музыку к кинофильмам. Что перенял у своего педагога ваш супруг?

 

– Когда был его учеником – многое, но Микаэл Леонович не следовал за Хачатуряном в своём творчестве. В музыке для кинематографа он искал и находил свои неповторимые приёмы – у Арама Ильича таких не было.

 

– И Таривердиев, и Хачатурян создали для кино двадцатого века выдающиеся композиции. Есть мнение, что музыка, написанная к фильмам нынешнего столетия, уже не столь интересна. Как вы думаете, почему?

 

– Наверное, кинематограф стал проще, чем он был в двадцатом веке. Это вопрос не к композиторам, а к режиссёрам и продюсерам – к потребностям самого кинематографа, к тому, как он использует музыку в своих рамках. Мне так кажется.

 

 

 

Власть над чувством: Николай Лебедев

 

 

Кинорежиссёр Николай Лебедев
Кинорежиссёр Николай Лебедев

 

К режиссёру Николаю Игоревичу Лебедеву меня привело на этот раз откровение Сергея Скрипки, главного дирижера Российского государственного симфонического оркестра кинематографии. Погрузившись в изучение темы музыки в кино, я прочла в интервью Сергея Ивановича то, что полностью совпало с моим личным впечатлением: «Николай Лебедев – удивительный, тонкий человек. Я с ним работал и на «Звезде», и на «Волкодаве», и на «Легенде №17»… Он умеет всех настолько обаять своей какой-то человеческой теплотой, что и ты полностью оказываешься в его власти». А затем отыскалась реплика самого Николая Игоревича: «Режиссёр должен разбираться и в музыке. Это не значит, что он должен её писать. Но ему нужно понимать, как она выстраивается и как влияет на действие и эмоцию. Тем более что не литература, а именно музыка очень схожа по форме с кинематографом». Эти слова в сочетании с отзывом С. Скрипки не оставили мне сомнений в выборе собеседника, и я попросила Николая Лебедева найти время для встречи – в разгар подготовки к съёмкам его новой картины, современной приключенческой фантастики.

 

– Николай Игоревич, известно, что иногда музыка вдохновляет на создание фильма, а не пишется к нему. Например, основой для картины Евгения Матвеева «Судьба» стала композиция «Эхо любви». Скажите, часты ли подобные случаи?

 

– Вероятно, нет. В кино никаких формул не бывает, и проще сказать, из чего рождается фильм, что становится внутренним импульсом, а у каждого режиссёра он – свой. Я знаю, что музыка давала кому-то толчки к творчеству, но чтобы фильм был сделан на её основе, не слышал. Евгений Матвеев придумал лишь одну сцену, где над войной и страданием звучал женский голос, полный любви – голос Анны Герман, остальное же складывалось в его «Судьбе» иначе. Что касается лично меня, то не могу вспомнить ситуацию, когда музыка подтолкнула бы меня к созданию целого фильма. К эпизоду, вернее, интонации эпизода – да, так бывало: мне помогала музыка Джона Уильямса. Мне хотелось получить подобные эмоции, и я говорил об этом композиторам Алексею Рыбникову и Эдуарду Артемьеву, с которыми работал и чьи музыкальные темы тоже не раз становились для меня источником вдохновения. Конечно, нелепо было бы думать, что такие выдающиеся музыканты, как Рыбников и Артемьев, напишут мелодии в стиле Уильямса – они выслушивали меня, а дальше действовали так, как чувствовали, за что я им очень благодарен. Но музыка меня напрямую на создание фильма не вдохновляла – она была частью замысла, но не основой.

 

– Для самих композиторов основой становятся отснятые кадры киноленты. Насколько те мелодии, которые написаны к вашим картинам, созвучны режиссёрскому замыслу?

 

– В моём случае – абсолютно созвучны, хотя совместная работа вовсе не всегда складывалась гладко. Так, Эдуарду Николаевичу Артемьеву во время создания «Легенды номер 17» я опасался заявлять о своих пожеланиях: великий композитор, гений, а приходится вмешиваться. Он за музыку к «Легенде…» сначала не очень хотел браться, но посмотрел картину, и она ему понравилась. Все, кто был знаком с Артемьевым, знают, что он не соглашался работать, если кинолента его не увлекала. Эдуард Николаевич пытался максимально взаимодействовать с экраном и писал музыку в соответствии с тем или иным эпизодом очень точно. Это большая редкость, ценнейшее качество: Артемьев создавал не просто музыку к фильму, а сам фильм. Когда он мне показал музыкальный финал «Легенды», я попросил: «А можно вот здесь ещё раз включить любовную тему?». Мне хотелось, чтобы она прозвучала именно на финальных кадрах, когда камера удаляется от Харламова. А там было как-то иначе. Эдуард Николаевич согласился это сделать, и получился замечательный музыкальный номер. На «Нюрнберге» я вмешивался уже увереннее, потому что Артемьев понимал: я это делаю не для того, чтобы попусту поэкспериментировать или продемонстрировать хозяйское отношение к материалу. Он всегда с большим азартом откликался на предложения, подхватывал и развивал их, и это были уникальные моменты творчества. И мы с ним именно на «Нюрнберге» очень сдружились, у нас сложилась глубокая человеческая приязнь. Эдуард Николаевич стал мне очень близок в личностном плане, для меня было дорого, что он позвонил и пригласил меня на свой юбилейный концерт в Государственном Кремлёвском дворце, после которого мы с ним очень хорошо пообщались, обсудили происходившее в тот вечер на сцене и в зале, – и это был один из наших последних разговоров. Вскоре его не стало…

 

– Простите, что меняю тему. Хотела спросить о «Фонограмме страсти». Сложно ли подбирать музыку к эротическому триллеру?

 

– Непросто, конечно. Мне не хотелось, чтобы это было некой новой «Эммануэлью». Тема красивая, но она противоречила бы той интонации, которую мне хотелось получить. Музыку писал Дмитрий Рыбников, сын Алексея Львовича, и мы договорились о минималистическом решении. Я показывал какие-то музыкальные фрагменты, чтобы ему было понятнее, что мне слышится в том или ином эпизоде, особенно для сцен погони – как референсы. Я хотел добиться, чтобы в «Фонограмме страсти» музыка не столько слышалась, сколько ощущалась.

 

– «Эммануэль» подарила миру одну из самых известных мелодий, и переход музыки из кино в повседневную жизнь вообще характерен для двадцать первого века. Недаром на концертах, связанных с кино, звучат хиты именно из прошлого столетия – совершенно разные, но узнаваемые и любимые. Как вы думаете, почему сейчас, в новом веке, композиции из фильмов не становятся хитами?

 

– Сейчас вообще изменилось отношение к кино, как ни крути. Если раньше фильмы смотрели тридцать или пятьдесят миллионов человек, а суперхиты – шестьдесят или семьдесят миллионов, и музыка шла с экрана «в народ», то сейчас этого не происходит. Но не потому, что композиции стали хуже, а потому, что кино стало занимать другое место в жизни зрителя. Так объективно сложилось из-за девяностых годов, когда у нас кино вообще отсутствовало, и, конечно, это отразилось на его дальнейшем восприятии. На том же концерте Эдуарда Артемьева, о котором я говорил, звучали написанные им темы из фильмов уже двадцать первого века, и они ничем не хуже его прежних сочинений. Однако они менее известны, потому что фильм теперь смотрит пять миллионов человек, и считается, что это много. А если, как «Чебурашку», смотрят двадцать миллионов зрителей – это просто какой-то несусветный рекорд. Но если вы скажете, что помните, какая музыка в «Чебурашке» звучала, я изумлюсь. Музыка без слов сейчас не становится всеобщим достоянием, да и раньше так было – на самом деле. Бывают исключения – скажем, мелодия моего замечательного соавтора Алексея Рыбникова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», вальс Евгения Доги из картины «Мой ласковый и нежный зверь»: они запомнились, продолжают звучать уже почти полвека, и это объяснимо – это очень яркие музыкальные произведения. Как, скажем, и главная тема из «Детей капитана Гранта», написанная Исааком Дунаевским. Однако зрители куда чаще запоминают песни из кинолент. Из фильма «Вам и не снилось», написанную тем же Рыбниковым на стихи Тагора, к примеру. Сама по себе тема из кино, звучащая вне него, – редкость.

 

 

 

Без чёрных нот: Елена Ревич

 

 

Полина Осетинская и Елена Ревич
Полина Осетинская и Елена Ревич

 

Этот творческий дуэт завораживает с первых тактов: лауреат молодёжной премии «Триумф» Полина Осетинская и заслуженная артистка России Елена Ревич всласть экспериментируют с музыкой разных направлений и стилей. Одним из самых запоминающихся проектов пианистки и скрипачки стал концерт «Музыка кино», блестяще сыгранный в Зарядье несколько лет назад. Пандемия не дала возможности закрепить успех повторным исполнением покорившей зрителей программы, но в хронике музыкального мира столицы этот концерт остался уникальным и непревзойдённым. Музыканты намеренно не включили в него популярные саундтреки – только классику золотого века кинематографа. Об этом и был мой первый вопрос, когда мы с Еленой Ревич увиделись в кафе рядом с Московской консерваторией.

 

Почему вы выбрали именно двадцатый век и ничего не взяли из кинематографа нового столетия?

 

– Всё просто: мы брали те произведения, у которых есть переложения для скрипки и фортепиано. Это не слишком объёмный репертуар, хотя речь идёт обо всём кинематографе минувшего века. Мы предпочли взять гениальную музыку из великих фильмов в хорошей обработке, а её не так уж и много. Например, на том концерте мы играли Джорджа Гершвина – фрагменты из оперы «Порги и Бесс», по которой был снят фильм, фантазию для скрипки и фортепиано Сергея Дрезнина на темы Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк», сочинения Леонида Десятникова – это наше кино. К тому же по нашему заказу, для нашей программы, Сергей Дрезнин написал фантазию на темы из кинофильма «Крёстный отец». Но, тем не менее, из существующих обработок большая часть относится к американской музыке. Или, например, к итальянской – из картин Федерико Феллини: у нас была сюита для фортепиано композитора Нино Рота, которую исполнила Полина. Сыграли мы и пьесу Петро Маскани, которая была использована в фильме «Крёстный отец». Словом, у нас получилось американское, итальянское и русское кино с сопровождающими текстами, которые читал наш коллега, Роман Гончаров.

 

– Елена, кинематограф – это не только музыка. Вы цените его как самостоятельное искусство?

 

– Ценю и очень люблю – с детства, почти так же, как живопись. Для меня очень важен визуальный ряд – всё, что можно охватить и постичь взглядом. Но музыка в кино играет огромную роль: именно от саундтреков во многом зависит успех фильма. В последнее время в кинолентах практически не бывает тишины – постоянно что-то звучит, и это даже раздражает. Думаю, что драматизм ситуации опытный режиссёр способен передать и другими выразительными средствами – той же актёрской игрой. Совсем без музыки кино невозможно, но иногда хочется молчаливых кадров.

 

– Как в «Ностальгии» Андрея Тарковского?

 

– Да. Но мы ушли от темы. Мы с Полиной создали программу, имеющую прямое отношение к знаменитым фильмам, которые стали великими не только потому, что их снимали большие режиссёры – но и из-за того, насколько профессионально, мастерски там использована музыка. Из-за того, как она подобрана, когда звучит – в том же «Крёстном отце», например. Это совершенно феноменальный фильм – и с точки зрения того, какая для него написана музыка, и как она исполнена. То же самое можно сказать о сыгранной нами маленькой пьесе «Smile» из фильма Чарли Чаплина «Новые времена», которую он написал сам – мастерски и очень точно. Чаплину принадлежит известная фраза: «Когда я вижу, что в партитуре слишком много чёрных нот, я все их вычёркиваю». Он прекрасно понимал, какую роль в картине играет музыка, и никогда не перегружал зрителей сложностью.

 

– А как вы думаете, способна ли «перегрузить» публику классическая музыка, если кому-то из режиссёров захочется взять для своей картины именно её? Какое впечатление на людей в кинозале могут произвести творения Шуберта, Гайдна, Паганини и других гениев?

 

– Я постоянно об этом думаю и говорю: академическая музыка может и должна звучать не только на концертах. Использовать её в кино просто необходимо – она может украсить и усилить любой режиссёрский замысел. К тому же это практично – не надо соблюдать авторские права, а великая музыка может сыграть огромную роль – как это было в «Меланхолии», например. Но на самом деле классику в кинематографе нередко используют – в тех же ирландских фильмах, которыми я увлечена в последнее время, звучат сочинения Клода Дебюсси и Франца Шуберта. Поддерживаю это всей душой. За свою профессиональную жизнь я часто выводила академическую музыку за пределы концертных залов, и продолжаю это делать – по мере возможностей.

 

Елена, программа «Музыка кино» прозвучала в концертном зале Зарядья лишь один раз, хотя слушатели приняли её восторженно. Можно ли рассчитывать на то, что она повторится?

 

– Мы с Полиной очень надеемся, что она ещё прозвучит, потому что в Москве мы сыграли её лишь дважды. Потом все концерты отменились из-за ковида, а когда эпидемия пошла на спад, мы занялись другими программами. Своим продюсерам мы напоминали о «Музыке кино», но они предпочитают другие проекты. И всё же я жду, что однажды они дадут согласие: программа очень хорошая, и мы повторим её с удовольствием.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
656 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 27.04.2024, 15:47 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://agrodom-group.ru joyance drone купить Joyance. Joyance Россия. . https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . Eltex MES2124M.
Поддержите «Новую Литературу»!