HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Валерий Переверзев, режиссёр фильма «Брат 3»

Обсудить

Интервью

 

20 октября 2023 года. Беседу ведёт Анна Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 года

 

На чтение потребуется 17 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.10.2023
Гости «Новой Литературы». Валерий Переверзев, режиссёр фильма «Брат 3» (селфи из личного архива)

 

 

 

– Валерий, премьера вашего художественного фильма «Брат 3» состоится 18 ноября 2023 года. На какой стадии сейчас находится работа над картиной?

 

– У нас сегодня интересный день: мы полностью выгоняем картину. Очень необычно это воспринимается, потому что настаёт тот час, когда у меня больше нет возможности ничего изменить. Помните, Илью Репина в Третьяковку не пускали, потому что он постоянно приходил дорисовывать свои картины, и кто-то должен был это остановить. И вот, когда у тебя настаёт такой момент, что ты не можешь больше ничего менять, нужно сказать себе: всё, я готов!

 

Скрин со второго тизера фильма «Брат 3». Источник: https://youtu.be/vtw0OYywPH4
Скрин со второго тизера фильма «Брат 3». Источник: https://youtu.be/vtw0OYywPH4

 

– Фильм уже будоражит воображение, ведь его название ассоциируется с двумя культовыми картинами. Как он связан с «Братом» и «Братом 2»? Или это какое-то совершенно самостоятельное кино?

 

– На этот вопрос можно ответить очень просто. А можно придумывать бесконечное количество различных ответов, чем я, в принципе, и занимаюсь. И такое бесконечное количество ответов наводит меня на мысль, что это и есть некое присутствующее уже в воздухе произведение искусства, которое по своим свойствам, во-первых, провокативно, не нарушая при этом закон, и во-вторых, несёт в себе то самое бесконечное количество смыслов.

Видите ли, в чём дело: название «Брат 3» – абсолютно оригинальное название. То есть оно ни к чему не должно теоретически отсылаться. Представьте: кто-то когда-то назвал литературное произведение «Мать». Я, предположим, выпустил бы сегодня произведение под названием «Мать 2». То есть какая-то лишь цифра отсылала бы меня к известному советскому писателю. Но если бы не было этой цифры «2», то никакой отсылки бы не было. И это очень странно. Почему цифры «2» или «3» выводят какой-то контекст? Может быть, тогда вообще фильмы (вот и новый ответ на этот вопрос) называть цифрами, если цифры всё решают?

 

– Как улицы в Нью-Йорке?

 

– Да. Двадцать третья, шестьдесят пятая и так далее. Может быть, появится такой закон, который обяжет всех производителей фильмов называть всё по цифрам. «Я первый фильм снял, я – двадцать четвёртый, скоро выйдет двадцать шестой». Это очень странно, потому что я не использую в своей картине имена героев картин, которые вызывают эти ассоциации у большинства. Я не использую никакие сюжеты, связанные с этим. У меня нет такого же героя. У меня нет таких же историй. У меня нет таких же имён, кличек и так далее. Это абсолютно другой фильм.

Понимаете, это очень сложно и в то же время очень просто. В искусстве так и должно быть. «Брат 3» – это глупо и одновременно умно. Это и пошло в смысле обыденности: что ты, не мог нормальное название придумать? Большое количество хейтеров пишут, например: «У автора не хватает фантазии придумать что-то другое». Представляете, какое количество новых названий с моим опытом и в кино, и в создании различных музеев был придумано, если на протяжении пятнадцати лет я только тем и занимаюсь, что продаю идеи. Неужели я не смог бы придумать название для этой картины?

Но в этом вся и суть. Это название очень сложное и в то же время очень простое. Оно триггерит, оно провоцирует, оно невероятно всем и нравится, и не нравится. Это, знаете, как «Стена Цоя» – инсталляция  (Кабаков сказал: тотальная инсталляция[1]): нечто такое, что выросло, и мы не знаем, что с этим делать. Под «Стеной Цоя» спят бомжи, и в то же время она является народным памятником, при этом ничем не являясь вообще. Ещё очень странно, что «Стена Цоя» задумывалась так, что там можно писать всем и всё, что они захотят. Но если я или, например, какой-то мальчик подойдёт и напишет «Вася любит Машу», то это быстро закрашивают, потому что есть определённый регламент, что на этой стене можно писать только «Цой жив». Даже панк, даже условно свободная, какая-то андеграундная культура всё равно перерастает в некий поп, в индустриальную какую-то штуку.

Кино должно быть свободным, творчество должно быть свободным. Никто никого не заставляет смотреть «Брат 3», «Брат 4» или «Брат». Фильм будет показан в закрытом художественном пространстве в кинотеатре. Вы можете идти на него и можете не идти. Самая главная провокация в этом и состоит: человек не знает, как на это реагировать. Он говорит: нельзя это делать. Почему? Потому что это – святое. Я ему оппонирую: в чём святость? Ответа не поступает.

 

– Может быть, в том, что главный герой и режиссёр умерли?

 

– Я же не делаю документальный фильм о режиссёре и об актёре, сыгравшем главного героя. Хотя многие делают такие документальные фильмы, и они получаются грязнее, чем все хейтерские помыслы о том, что делаю я.

При этом никто не разбирается в творчестве Балабанова, никто не хочет анализировать фильм «Про уродов и людей», никто не хочет анализировать его «Замок» и ряд других фильмов, никто не хочет разобраться во всём его творческом пути. Все цепляются только за одно: «нельзя». Вот это слово «нельзя» – откуда оно взялось? Балабанов бился за то, чтобы слова «нельзя» не существовало в искусстве. И Цой, и все остальные. И вдруг всё равно – нельзя. Почему? Нет ответа на этот вопрос. Поэтому – «Брат 3».

 

Режиссёр Валерий Переверзев на съёмках фильма «Брат 3». Источник: из личного архива.
Режиссёр Валерий Переверзев на съёмках фильма «Брат 3». Источник: из личного архива.

 

 

– Вы сказали, что у вас пятнадцатилетний творческий опыт. Чем вы занимались, первая ли это ваша режиссёрская работа?

 

– Я, прежде всего, художник, и художником я родился. А дальше – уже всё, что к этому прилагается. Я реализовался как выставочник, как музейщик, как галерист, стал создателем и автором большого количества частных музеев. Самый известный – это Музей истории телесных наказаний. Был Музей истории аквариумистики на Арбате – это и акулы, и крокодилы, и черепахи – подводный мир. Я очень долго работал с выставками детской направленности, их было много, все не перечислю. Был Музей истории невидимых вещей – мой любимый проект, и проект «Дом брошенных кукол и забытых игрушек». И эти музеи не дотировались государством или какими-то фондами, они были самодостаточными, ещё и прибыль приносили.

Мало того, когда Леонид Аркадьевич Якубович увидел, как я делаю музеи, он через Анатолия Борисовича[2], директора программы, попросил меня стать руководителем музея подарков «Поля чудес». В общем-то, и завершил я эту карьеру для себя, оформив музей подарков «Поля чудес», и листьевский ящик отвёз и подарил им, который у меня в офисе долго хранился. Прошло несколько лет, я недавно спросил у ребят: «Я всё ещё директор музея? Узнайте там у Леонида Аркадьевича». Они спросили и говорят: «Тебя никто не увольнял». Так что я, в принципе, де-юре ещё и директор такого музея.

Я выставочник, и сорок два города я не просто проехал с выставками по стране – это сорок два города, в которых я жил по три-четыре месяца, а то и по пять-шесть. А дальше я занимался фиксацией: это бумага, акварель, краски, масло – что угодно, любые техники. Любой вид искусства, он для большого художника (простите, что я так о себе) приемлем. Если это перформанс, то это перформативное искусство, если это инсталляции, то я делал инсталляции, и одна из моих инсталляций была выставлена в Третьяковской картиной галерее.

 

– Чему она была посвящена?

 

– Эта инсталляция – машина для казни, которая никогда не существовала. Её придумал Франц Кафка, описал в своём произведении об исправительной колонии. Это некий лежак с бороной, на который помещался человек, и борона вырезала на его спине суть его наказания. Я эту машину сконструировал по рассказу, и «Новая Третьяковка» на Крымском валу взяла её на несколько дней выставлять.

После этого Кирилл Алексеев, потрясающий искусствовед – он был руководителем «Новейших течений» в Третьяковской картинной галерее – подошёл ко мне и сказал: «Теперь ты вправе говорить о себе как о большом художнике». Я ответил: «Спасибо». С тех пор я осмеливаюсь говорить о себе как о художнике.

Затем у меня появилась в руках камера, штатив и световые приборы, чтобы заниматься видеофиксацией своих перформансов. Это нужно было фиксировать и каталогизировать.

Я стал этим заниматься и долго не называл это словом «кино». И уже коллеги, которые увидели этот материал, сказали: «Это – абсолютное кино», – оформили фильм и его взяли на внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля. Этот фильм назывался «Паноптикон: Тюрьма на острове».

Речь шла о тюрьме, которая построена в виде «Божественной комедии» Данте – ад, чистилище, рай. Она находится на острове Санто-Стефано между Неаполем и Римом, и её идея заключалась в том, что она была построена как экспериментариум, как модель прозрачного общества. Социолог Джереми Бентам придумал это, Мишель Фуко через сотню лет это описал, а я эту сложную философскую конструкцию решил собрать в некую инсталляцию.

Я сделал макет этой тюрьмы в виде клетки на девяносто девять мышей и выставил это, в рамках московского биеннале современного искусства, в открытой галерее. Перформанс назывался «Мышиная возня». И я запустил девяносто девять мышей в эту клетку, они там жили. И этот перформанс вошёл в фильм «Паноптикон: Тюрьма на острове». Потрясающая документалка! Она попала на американский кинофестиваль в Гонолулу и заняла там первое место как лучший документальный фильм. Мне пришло письмо интересное: «Теперь мы знаем второго русского, который потряс Гонолулу». Первый русский – это был первый президент Гавайской республики[3].

Прислали премию, приз, и, соответственно, я стал думать о том, что мог бы что-то снимать. Я снимал истории о палачах. У меня есть два фильма: «Портрет палача» и «Быть палачом». Сегодня я их за фильмы не считаю, хотя один из них тоже, по-моему, во внеконкурсную программу брали в Канны, но я сказал: «Нет, это полная фигня, мне за него стыдно». Затем я работал в таком жанре, как псевдодокументалистика.

 

На съёмках фильма «Брат 3». Источник: из личного архива.
На съёмках фильма «Брат 3». Источник: из личного архива.

 

 – Где будет происходить действие фильма «Брат 3»?

 

– В Тамбове, это мой родной город. При этом я не понимаю до конца Тамбов. Я не могу сказать, что я не люблю Тамбов, но мне некомфортно жить там. Это как родительский дом, из которого ты убежал, потому что там говорят на другом языке, там по-другому течёт время. У меня даже будет выпущен толковый словарь тамбовского языка, в который войдут все тамбовские слова, которые переводятся на русский литературный язык. Не то чтобы они неграмотные, там просто есть такие слова, которые непонятны. Там, например, не говорят «девушка плачет», а говорят «девушка кричит». Если вы плачете, у вас не спросят «по кому ты плачешь», а спросят «по ком ты кричишь».

 

– Моя прабабушка, когда она рассказывала о ком-то из своих знакомых, говорила: «Она сына и мужа откричала». «Откричала» в её рассказах было синонимом пережитых потерь, что значило «похоронила, отплакала», и смогла жить дальше. Хотя она из других мест, но, видимо, это архаизм, характерный для русской речи.

 

Красиво очень. И таких выражений очень много. Тамбов – это очень матриархальная территория. Мужчины только делают вид, что всё решают. На самом деле всё решают женщины. Женщины, например, могут употреблять такие выражения в присутствии мужчины, как «ты чем своего кормишь?» или «ты что ему давала сегодня на завтрак?». Они могут говорить: «Тебе хватит, встань из-за стола». При этом мужчина может занимать большой пост или иметь вес в обществе, но всё равно женщина ему говорит: «Так, всё, закончили – тебе хватит».

Но не это мешает мне жить в Тамбове. Мне мешает жить в Тамбове тотальное нежелание готовить почву для искусства. Там не то чтобы кто-то посеял какой-то росточек искусства, там выжженная земля, которая ещё и заасфальтирована.

У меня есть дисклеймер в фильме: не ищите этого города на карте. Этого Тамбова на карте нет. Он только в моей памяти, в моих снах, в моём сердце. В этом Тамбове нет времени, оно абстрактно. В нём нет точного попадания в какие-то предметы, только чувственные попадания. То есть на этой улице я чувствовал что-то, и я это отобразил. И сделать фильм в Тамбове я считал своей миссией.

Эта идея родилась у меня в реанимации, где я лежал вместе с отцом во время пандемии. Мама, к сожалению, умерла. А я думал о том, что мне нужно осуществить свою последнюю миссию: закрыть тамбовский гештальт.  Я хотел, чтобы любой маленький мальчик из Тамбова, или девочка, могли создать в искусстве продукт мирового уровня.

И вы знаете, самое интересное, что вирус под названием «искусство» мне удалось ввести в город Тамбов. Там сейчас образуются группы людей, которые начинают снимать кино – пока плохо, коряво, но начинают это делать. Собираются в кружки, репетируют, проводят кастинги, обмениваются между собой какой-то информацией, придумывают какие-то галереи.

Я очень хотел поселить туда жизнь, и мне удалось это сделать, не показав ещё фильм. Но когда 20 ноября в Тамбове будет премьера картины «Брат 3», это сломает головы в хорошем смысле слова большому количеству моих сограждан по малой родине. И я надеюсь, что расковыряю дырочку в этом асфальте и посажу туда маленькое-маленькое зёрнышко, которое начнёт потихоньку прорастать в явление под названием «искусство». Это сейчас не пафосные слова, я в это верю, и я действительно этого хотел. Поэтому – Тамбов.

 

Творческая группа в работе над фильмом «Брат 3». Источник: из личного архива
Творческая группа в работе над фильмом «Брат 3». Источник: из личного архива

 

– Кто будут герои фильма «Брат 3»?

 

– Главный герой – город Тамбов. Это некое место, в котором всё происходит. Многие, кто уже видел картину, утверждают, что любой кадр можно вырезать, вставить в раму и вешать на стену. Я действительно знаю каждый кадр. Поэтому для меня это очень лестно, и это главное.

 

– То есть вы подошли к картине как художник?

 

– Именно. Только как художник и всё. Представьте: в секунде – двадцать четыре кадра. Мы сегодня поставили на пшик[4] два кадра всего, это меньше секунды, и эти пшики мы сегодня полчаса двигали влево-вправо по композиции. Режиссёр монтажа мне говорит, что этого никто не увидит всё равно, это просто пшик. Я говорю: «Да, этого не увидят. Но вдруг кто-то остановит на паузу и попадёт на него. Это не композиционно, надо подвинуть пшик». Все держатся за голову, понимают, что я чуть-чуть поехал в этом смысле, но для меня это важно. Каждый кадр важен.

По поводу главных героев: конечно, это – произведение искусства. И это не метафора. Кино, если говорить об определении, – это аудиовизуальный продукт. Это звук и это картинка.

По поводу звука: у нас невероятный подбор песен, мы очень серьёзно поработали с музыкой, у нас лучшая музыка. Это Александр Лаэртский. Круче невозможно представить себе. Если говорить о русском роке, русском панке, русской альтернативе, андеграунде – это номер один. Группа «Дочь Монро и Кеннеди» – Света Чапурина на своей домре и её ребята на барабанах и басе. Дальше – группа «ДК». Сергей Жариков – основоположник альтернативного рока в России. «Чёрный Лукич» – ребята, которые работали с Летовым и «Гражданской обороной» – это самые крутые тексты и песни сибирского рока, они у нас есть. И так далее… Это невероятный музыкальный ряд. Любой человек, у которого есть элементарный музыкальный вкус, увидев нашу картину, говорит: «Ну, всё, ну, капец – по максимуму».

А второе – это картинка. У нас использованы произведения искусства таких авторов, как Ринат Волигамси, башкирский художник, который живёт в Уфе – это человек, которого можно назвать современным Айвазовским или современным Репиным. Уникальный человек в плане живописи. И так далее…

Те, кто видели фильм, говорят одно: «Твой фильм – музей». И это так, потому что каждый кадр завален экспонатами. Каждый кадр – это витрина музея. В кадре нет случайного объекта, случайной позы героя. Всё выставлено как инсталляция. Каждая сцена выстроена по свету, по художественному решению.

Фильм снят на сложнейшую цифровую технику с анаморфотными объективами. Мы ещё снимали на лично мной изобретённую физическую линзу, где всё такая сокуровщина. Много вставок снимали на 8-миллимитровую камеру. У меня есть советская камера «Кварц». Я выгреб всю плёнку, которая была в России. В итоге в Китай слетал, там купили плёнку, из Америки прислали… У нас много архивных съёмок. Стыкуем архивные кадры с восьмимиллиметровыми, и колорист сводит это всё под наши анаморфотные линзы. То есть это сложнейшие техники.

Мы делаем оммажи всем выдающимся художникам России. То есть если это декорация – это оммаж Кабакову. Если это натурные съёмки – то это оммаж Тарковскому. И так далее… Это безупречная визуальная работа.

 

Режиссёр Валерий Переверзев и чумная блоха из фильма «Брат 3». Источник: из личного архива
Режиссёр Валерий Переверзев и чумная блоха из фильма «Брат 3». Источник: из личного архива

 

– Среди ваших фото я увидела блоху на воздушных шарах. В чём заключается её роль?

 

– Через весь фильм летит чумная блоха гигантского размера на шарах. И в конце что должно было произойти с блохой? Она должна была улететь в небо, но она застревает в арке жилого дома и больше не может лететь. Она застряла у надписи «бомбоубежище» и висит в арке. Герои проходят мимо и не обращают на неё внимания.

Но она пролетает почти в каждой сцене. И она висит, вроде бы, обезоруженная – всё, чумы больше нет, она застряла в арке. Но мы понимаем, что любой ветерок её выдует из этой арки – и она опять в небе.

Фильм посвящён моей маме и всем погибшим от ковида-19. Я лично участвовал в похоронах многих людей, и все эти ужасы прошли через меня. Я похоронил самого близкого мне человека...

Единственное, о чём жалеют все зрители, которые видят этот фильм сейчас – то, что они не успевают всё разглядеть. Их держит одна сцена, которая рождает множество ассоциаций. Они начинают это осмысливать, и вдруг нахлёстывает следующая, не менее тяжёлая сцена. Но есть и много провокаций, очень неоднозначных, чем фильм и хорош. Короче, фильм готов и скоро он выйдет на экран.

 

– В фильм приглашены братья Торсуевы, которые когда-то сыграли в фильме «Приключения Электроника». Почему вы выбрали именно этих артистов?

 

– Во-первых, братья Торсуевы – мои близкие друзья. Володя – крёстный отец моей младшей дочери. Мы сроднились, сдружились. Снимать звёзд такого уровня для меня всегда было мечтой. Про ребят пишут много, и некоторые позволяют себе уничижительно о них отзываться. Кто-то говорит: вот, чем они сейчас занимаются, какой образ жизни сейчас ведут? Кстати, они очень приличный образ жизни ведут. Я вам скажу так: звёзд упавших или бывших не бывает. Есть просто звёзды. И они светятся, понимаете?

Я их снимал и до «Брата 3». Я работал с ними как с актёрами и всегда с открытым ртом смотрел на их профессионализм: они – абсолютные актёры, вылеплены из актёрского теста и никогда никем не будут, кроме как потрясающими актёрами и звёздами. Это была мечта, роли были написаны под них и, конечно, они – украшение фильма.

 

Владимир и Юрий Торсуевы. Источник: из личного архива
Владимир и Юрий Торсуевы. Источник: из личного архива

 

 

 



 

[1] См: Илья Кабаков. Мир как тотальная инсталляция: https://artchive.ru/publications/3289~Il'ja_Kabakov_Mir_kak_total'naja_installjatsija

 

[2] Генеральный продюсер телепрограммы «Поле чудес» Анатолий Гольдфедер. Работал в программе с 1998 г. Умер 31 мая 2020 г.

 

[3] Николай Константинович Судзиловский (псевдоним Николас Руссель; 1850—1930,) – учёный-этнограф, географ, химик и биолог; революционер-народник, один из первых участников «хождения в народ». Деятель революционного движения в России, Швейцарии, Англии, Франции, Болгарии, США, Японии, Китае. Один из зачинателей социалистического движения Румынии, сенатор Территории Гавайи (c 1900), президент сената Территории Гавайи (c 1901 по 1902 год).

 

[4] Пшик в кадрах возникает, когда камера или объект движется во время съёмки, а затвор камеры не успевает полностью закрыться. Это приводит к тому, что на кадре отображается не только движущийся объект, но и следы его движения. Ошибки пшик в кадрах часто возникают при съемке динамичных сцен, быстрого движения или при использовании низкой выдержки.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
481 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 17:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Список бк с приветственным бонусом при первом депозите . https://metalsystems.ru ворота откатные установка: устройство откатных ворот. . Eltex коммутатор агрегации mes3324f.
Поддержите «Новую Литературу»!