HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Юлия Лавряшина: стараюсь не рисковать и начитываюсь в перерыве между работой над собственными рукописями

Обсудить

Интервью

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.10.2022
Юлия Лавряшина

 

 

 

Что и когда стоит читать писателю, чтобы его работа была максимально плодотворной, а книги становились всё лучше? И на что, напротив, не следует тратить драгоценное время?

На эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью «Новой Литературе» отвечает популярная российская писательница и сценарист Юлия Лавряшина.

 

 

Практически в каждом пособии для писателей содержится призыв – читать как можно больше. А что вы об этом думаете?

 

Пожалуй, я с этим соглашусь. Помните, как Брэдбери говорил, что получил образование в библиотеке? Думаю, это лучшая школа для любого литератора. И я шла именно этим путём: прежде чем стать писателем, стала читателем, которого невозможно оторвать от книги. Жизнь моя была бедна путешествиями и приключениями, но вместе с героями книг я могла пережить самое невероятное!

Когда же начались пробы пера, то читая любимых авторов, я старалась отмечать, какие фрагменты я перечитываю и почему, а какие пропускаю… Так и шло моё обучение. Это же я советую всем начинающим авторам.

 

Если следовать данному призыву, на что лучше делать упор: на книги классиков или современников?

 

Без классики не обойтись – это тот базис, на котором мы все сооружаем свои надстройки. Это настоящая сокровищница, где каждый обязательно найдёт драгоценность по вкусу. Причём у меня привязанности менялись: то я зачитывалась Чеховым, то погружалась в пучину Достоевского, а с возрастом больше полюбила Толстого. И к Пушкину я пришла, повзрослев, – в юности мне был ближе Лермонтов с его надрывной тоской.

В институте я открыла для себя мир зарубежной литературы – в школе мы её совершенно пропустили… А там ведь такие шедевры! Перечислить всё невозможно, скажу лишь, что классики я начиталась достаточно, и сейчас мне интереснее проза, условно говоря, современников. Если можно назвать современником Апдайка, к примеру. Его «Кентавр» в юности открыл, какую именно прозу мне хочется писать, ведь там действие происходит на пересечении разных реальностей, как и в значительной части моих книг. Этим отличается и проза горячо любимого мною Александра Грина, которого я считаю самым недооценённым русским писателем. Его литературный язык – просто великолепен! Рассказы Грина нужно прочесть каждому начинающему прозаику.

 

В приоритете должны находиться книги того же жанра, в котором сам писатель работает, или не обязательно?

 

У Паустовского есть замечательная книга для начинающих литераторов – «Золотая роза», в которой он очень верно подмечает, что у многих писателей есть свой «добрый гений». Это другой автор, часто совершенно непохожий, работавший в ином жанре... Но если у тебя случается творческий кризис, стоит прочесть хотя бы страницу из его книги, как все мысли гармонизируются, и то самое вдохновение, которого мы все так ждём, снисходит на тебя. Так что вовсе не обязательно «вариться» в рамках своего жанра. А мне вообще гораздо проще, потому что я и пишу в разных жанрах. Мне интересно попробовать свои силы во всём: в психологических драмах, фантастике, остросюжетных подростковых историях, сказках…

А после того, как поработала сценаристом сериала «Историк», год назад показанного каналом ТВ-3, я не на шутку увлеклась детективным жанром и написала роман «Взгляд со дна», который вышел в издательстве «Эксмо». Этой книгой открылась моя персональная серия психологических детективов «Тень Логова», и сейчас я только ими и живу – так полюбила главных героев: следователя Артура Логова и его юную помощницу Сашу Каверину.

В этих книгах я пытаюсь исправить всё, что меня саму не устраивало в остросюжетной литературе. Главной моей претензией, как читателя, было то, что эти книги зачастую плохо написаны и полны картонных персонажей. Поэтому я никогда и не была поклонницей этого жанра, в отличие от моего папы, фамилию которого – Логов – я подарила главному герою серии (а имя Артур позаимствовала у любимого мужа!). Но папа был математиком, он обожал решать задачи, а в детективе без логических загадок не обойтись. И я тоже втянулась в их придумывание!

Жаль только, что папа уже не прочтёт мои новые книги… А при его жизни я детективы не писала. Исключение составляет лишь повесть для подростков «Догхантер» и пара забавных детских рассказов детективного характера.

 

Как вы относитесь к бестселлерам? Для одних это признак качества, люди целенаправленно отслеживают всевозможные обзоры, рейтинги. Другие, напротив, принципиально не читают бестселлеры, считая, что чересчур раскрученные книги – пустышки, не стоящие потраченного на них времени. Вам какая позиция ближе?

 

Думаю, бестселлерами в разные времена становились очень разные книги, среди которых были по-настоящему значительные произведения и совершенно ничтожные. Тут сказывается много факторов: удачная реклама, организованная издательством, попадание в нужный временной отрезок, когда именно эта книга пришлась всем по душе, и т. д.

Но вот недавно я работала в жюри одного литературного конкурса, в котором участвовала книга, назвать которую я не могу. Но на неё никто из членов жюри даже не обратил внимания – откровенно слабая вещь. И вдруг я вижу, что эта книга, оказывается, является лидером продаж, то есть бестселлером! Почему? Как это произошло? У меня нет ответа.

 

Юлия Лавряшина

 

Как вы обычно читаете книги? Как рядовой читатель, удобно разместившись, погружаетесь с головой в произведение и беззаботно получаете удовольствие от повествования, или же делаете тщательный анализ прочитанного, вооружившись блокнотом, выписываете приглянувшиеся идеи, удачные литературные приёмы?

 

О нет, никогда я не заимствую чужие идеи и приёмы! Тот период ученичества, о котором я говорила, приходился на школьные годы, позднее для меня стало самым важным выработать собственный стиль, манеру повествования, и для каждой истории найти свой язык. Это сложно, но на меньшее я не согласна.

Поэтому я читаю книги других авторов как обычный читатель и просто получаю удовольствие. Совсем как герой моей повести для детей «Призрак с Горки», который больше всего на свете любит проводить время в кресле с книгой и вкусняшкой…

 

Чтение чужих произведений во время работы над собственным как-то влияет на творческий процесс?

 

Это вы верно подметили! Когда с головой уходишь в собственную историю, лучше ничего не читать. И не только потому, что это отвлекает. Если чужая книга будет очень хороша, ты начнёшь грызть себя: твоя проза не так очаровывает, затягивает, тебе не удаётся найти такие образы, метафоры… И в эти минуты забываешь, сколько умных людей говорили тебе обратное.

Поэтому я стараюсь не рисковать и начитываюсь в перерыве между работой над собственными рукописями. А вот фильмы позволяю себе смотреть – иное восприятие!

 

Как быть, если в разгар работы над новым романом вдруг попадается книга, сюжет которой существенно пересекается с неоконченной рукописью?

 

Со мной такого не случалось. Хотя один из придуманных мною приёмов, уже после того, как я сдала книгу в издательство, увидела в каком-то фильме. Но ничего менять уже не стала, решив, что не зря говорят: идеи витают в воздухе, а творческие люди, как антенны, улавливают их. Всё равно каждый автор по-своему их реализует, так что ничего страшного в этом нет.

 

А если сюжет чужой новинки до боли напоминает уже давно изданный ваш роман?

 

Наверное, это из той же оперы… Хотя плагиат тоже имеет место быть, к сожалению. Причём порой случаются такие казусы: мою повесть «Улитка в тарелке», за которую я получила Международную литературную премию им. В. П. Крапивина, в одной из рецензий сравнили с книгой другого писателя, созданной гораздо позднее. Но автор рецензии не углублялся в хронологию и почему-то решил, что это я заимствовала идею, упрекнул. Недобросовестно подошёл к делу!

 

Перечитывание собственных книг способно чему-нибудь научить?

 

К собственному удивлению, я чаще всего остаюсь довольна тем, как написаны мои ранние книги. По секрету скажу, что некоторые рассказы, родившиеся в период, когда я только начинала писать всерьёз, сейчас включаю в некоторые романы и повести, если мои герои тоже пишут прозу. А я люблю рассказывать истории об интересных, талантливых личностях.

 

Как вы вообще относитесь к пособиям для писателей? Могли бы что-то порекомендовать?

 

Кроме книги Паустовского, которую я упомянула и «Подводя итоги» Моэма, я, пожалуй, больше не читала советов для писателей. Но заочно у меня несколько скептическое отношение к подобным пособиям, которые, как мне кажется, приносят пользу (финансовую) только их авторам. Возможно, я не права.

 

Сами не планируете написать подобное руководство?

 

Ни в коем случае! Хотя у нас с мужем трое детей, я вообще не люблю кого-то учить и наставлять. Правда, одно время я вела в Москве литературную студию, но меня ненадолго хватило. Я люблю сочинять истории, жить одновременно в двух мирах – тогда чувствую себя цельным человеком, как бы противоречиво это ни звучало.

 

Юлия Лавряшина

 

 

Краткая биографическая справка

 

Лавряшина Юлия Александровна – прозаик, автор более 50 книг прозы и сборника стихов, ряда киносценариев и пьес.

Книги для детей и взрослых читателей выходили в издательствах «Эксмо», «Время», «Гелеос», «Аквилегия-М», «Китони», «Лавр» Издательском Доме Мещерякова и ряде других.

В издательстве «Эксмо» в 2022 г. начала выходить персональная серия психологических детективов Юлии Лавряшиной «Тень Логова».

Член Союза писателей России с 1995 г.

 

Юлия Лавряшина работает и в кино. Является соавтором сценария детективного сериала «Историк», первый сезон которого был показан в сентябре 2021 г. на канале ТВ 3. «Историк» признан зрителями лучшим сериалом года на данном канале.

Сценарий семейного фильма «Новогодняя несказка» в 2020 году выиграл конкурс Министерства культуры РФ и получил государственную поддержку. Съёмки отложены из-за пандемии коронавируса.

В стадии разработки ещё несколько проектов с крупными кинокомпаниями.

 

Вместе с сыном, молодым композитором и исполнителем Евгением Лавряшиным, пишет песни, мюзиклы.

 

  • Лауреат Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина (за повесть «Улитка в тарелке»);
  • Лауреат литературной премии им. М. М. Пришвина (за повести «Пока, лосось!» и «Призрак с Горки»);
  • Специальный приз жюри литературного конкурса «Большая сказка» им. Э. Н. Успенского (за повесть «Пока, лосось!»);
  • Дважды победитель Всероссийского конкурса «Книга года: выбирают дети» в двух возрастных группах;
  • Лауреат литературного конкурса памяти С. Н. Дурылина (2009 г.) в номинации «Драматургия» (пьеса «Улитка в тарелке»);
  • Лауреат Премии Кузбасса за большой личный вклад в развитие культуры Кузбасса;
  • Финалист драматургического конкурса «Евразия-2010»;
  • Полуфиналист премии «Русский Букер» 2006 г. (роман «Фальшь истины»)

 

 

Беседу вёл писатель, журналист и общественный деятель Артём Аргунов.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт . https://metalsystems.ru ролтэк евро комплектующие для откатных ворот.
Поддержите «Новую Литературу»!