HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Орфей земли московской

Обсудить

Интервью

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за август 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

 

Метро. Шумный переход на кольцевую. Издалека, окутывая нежностью, доносится низкий, обворожительный мужской голос. Кто-то дарит толпе грусть и надежду Роберта Бёрнса – «Моей душе покоя нет», хит из «Служебного романа». Очарование растёт с каждым шагом. Задерживаюсь рядом с молодым исполнителем, скромно опустившим глаза, и впитываю каждую ноту. Время и пространство разлетаются осколками. Есть только одно желание: ещё! Но мелодия затихает, и поневоле приходится идти дальше. Прихватив с динамика одну из рекламных афишек, читаю уже в вагоне: лауреат международных конкурсов, солист Фонда памяти Арно Бабаджаняна, солист Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, стипендиат Александры Пахмутовой… Как? Магомаевский тембр, такие звания – и метро? С таким талантом – петь для людей просто так? Интрига просит разгадки. Набираю номер и прошу о встрече.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 6.08.2022
Николай Рябуха. Фото: «Первый канал».
Николай Рябуха. Фото: «Первый канал».

 

В кафе под открытым небом только мы и июль – лазурный, тёплый, игривый. Николай Рябуха только что завершил долгий концерт на Фрунзенской, но на лице – ни тени усталости: только светлая, солнечная улыбка.

 

– Николай, вы напоминаете Трубадура из сказки о бременских музыкантах: метро, улица, люди спешат по делам, а вы поёте часами почти без вознаграждения. У вас нет ощущения, что свою творческую энергию вы тратите понапрасну?

 

– Ни в коем случае. Когда я впервые узнал о проекте «Музыка в метро», отнёсся к нему довольно скептически: не люблю навязывать своё творчество кому бы то ни было. К тому же в метро определённая акустика. Непонятно было, как в подземке звучат голос и фонограмма. Но первое же выступление меня впечатлило: те, кому музыка не интересна, просто проходили мимо, а многие, наоборот, останавливались, удивлялись, просили убрать микрофон: хотели убедиться, что пою именно я, что это не запись. Стало понятно, что в таких выступлениях есть острая необходимость, они нужны аудитории, которая по разным причинам не может прийти на концерты. Конечно, сомнения в том, что люди примут такого рода творчество, у меня были, но они сразу развеялись. Сейчас у меня по два-три выступления в день, если нет концертов на сцене – это проекты «Музыка в метро» и аналогичный «Уличный артист».

 

– Такая работа приносит вам только моральное удовольствие или ещё и заработок?

 

– Я этим занимаюсь не ради денег. Улица и метро – для души, для того, чтобы развиваться, иметь наслаждение от того, как воспринимают твоё творчество люди. И ещё это своего рода реклама: мы начали печатать небольшие флаеры с номером телефона и информацией о том, когда и где состоится мой ближайший концерт.

 

– Николай, лично в моём сознании не укладывается то, что артист, заслуживший благословение великой Александры Пахмутовой, поёт в переходах и под открытым небом, невзирая на все свои звания. Вам не кажется, что низводите себя?

 

– Нисколько. Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Подмостки бывают разными. Например, теми, где одновременно выступают Лев Лещенко и Morgenshtern. Это совсем другой уровень, несмотря на то, что они поют на одних и тех же сценах. Не думаю, что выступление на улице – неуважение к себе: композиции, которые я исполняю, очень нужны слушателям, и я это чувствую. Многое из моего репертуара относится к расцвету советской эстрады: песни Александры Николаевны Пахмутовой, Арно Бабаджаняна, Андрея Петрова, Евгения Птичкина. Эти прекрасные произведения сейчас почти не слышны, а если и звучат, то в таких интерпретациях и аранжировках, что их невозможно узнать. Уверен, что исполнять их нужно именно так, как они написаны своими авторами.

 

– Трогательно слышать такие слова от человека, не заставшего Советский Союз.

 

– Да, немного не застал: я родился в Харькове в 1992 году, а на сцену впервые вышел в три года и восемь месяцев. Поэтому чуть ли не с рождения знал, что буду певцом (смеётся), но мои родители не так серьёзно к этому относились. Они считали, что это хобби, потому что зарабатывать пением на жизнь вряд ли получится: в шоу-бизнесе всё решают деньги. А наша семья была небогатой.

 

– И всё же близкие поддерживали ваш талант?

 

– В четыре года родители отдали меня в детский коллектив харьковского детского Дворца культуры, и я стал его солистом. Потом была музыкальная школа, игра на разных инструментах, погружение в народное творчество – всё это мне очень нравилось. Тогда у меня был звонкий голос, дискант, из-за которого я не мог петь в хоре: выделялся из общего звучания.

 

– А какая музыкальная атмосфера окружала вас дома?

 

– Совершенно разная. Мои родители с музыкой никак не связаны: отец постоянно был в командировках, сменил несколько видов работы – девяностые годы, сами понимаете. Но у нас был проигрыватель, и я слушал западную и российскую эстраду: от группы ABBA, итальянских и французских хитов, до Филиппа Киркорова и Валерия Меладзе. У последнего мне нравилась «Ямайка» из проекта «Старые песни о главном», я «крутил» её днями напролёт. Позже с этой песней я вышел на сцену Харьковского академического театра оперы и балета: исполнил «Ямайку» на юбилее народной артистки Нины Шестаковой.

 

– С этой композицией на весь мир прославился Робертино Лоретти, феноменально известный ребёнок, успех которого позже сошёл на нет. Ваш голос с возрастом изменился до неузнаваемости: сейчас вы обладаете бас-баритоном. Как вы пережили этот переход? Не было опасений повторить судьбу легендарного итальянца?

 

– Не без них. После выступления у Нины Шестаковой (мне было лет одиннадцать) меня пригласили выступить на сольном концерте Александра Пономарёва, народного артиста Украины. Я очень любил его песни, для меня такое приглашение было просто счастьем. Но на репетициях оказалось, что петь не могу. Совсем. Все подумали, что я заболел. Бросились лечить и народными средствами, и в профессиональной клинике. Медицинский осмотр показал, что начался процесс перестройки голосовых связок. Это было мучительно и долго – около четырёх лет. Поначалу, какие бы ноты я ни брал, голос срывался на вибрирующий фальцет – стал обретать совершенно другие краски. Я отчаялся и решил, что с моей мечтой покончено. Спасло то, что профессиональный аранжировщик Александр Келеберда научил меня азам написания фонограмм: я открыл для себя это ремесло и стал писать свои собственные песни. Так развивалось моё восприятие музыки. Я понял, что мне по душе советская эстрада. А потом, когда голос изменился окончательно и стал бас-баритоном, я по-настоящему увлёкся творчеством Муслима Магомаева. С детства слышал его песни в мультфильме «Бременские музыканты», но не предполагал, что мой голос станет тембрально похож на голос Муслима Магометовича.

 

– Знаю, что многие сравнивают вас с ним.

 

– Наверное, так и должно быть, потому что те песни, которые я исполняю, неразрывно связаны с Муслимом Магомаевым, Львом Лещенко, Иосифом Кобзоном, и мне очень приятно, когда у слушателей такие ассоциации. Но вернусь к Муслиму Магометовичу. Мы все любим его Трубадура из «Бременских музыкантов», а я к тому же посвятил этому герою песню «Спой мне», стихи и музыку которой написал сам.

 

Николай Рябуха 
Николай Рябуха

 

– Николай, есть ещё одна ассоциация – Георг Отс, ария мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка», которую вы блистательно исполняете. Это случайный выбор или вы глубоко увлечены музыкой Имре Кальмана?

 

– Скажу, что так сложилось. На эту арию я обратил внимание в шестнадцать лет, когда мой голос перестроился с высокого на более низкий. Композиция Кальмана – одна из немногих арий, которая сразу запала мне в душу. Публично я её исполнил на международном конкурсе в Виннице, где был представитель Венской оперы, и завоевал гран-при. Меня даже пригласили на стажировку в Австрию, но я отказался.

 

– Почему? Это ведь большая удача!

 

– Мне ближе славянская культура, песни на русском языке. В моём репертуаре, конечно, есть французские, итальянские, английские композиции, но русская душа, отражённая в музыке, гораздо роднее. Когда я пою «Отчего так в России берёзы шумят», это для меня в сто крат дороже, чем какая-нибудь иностранная песня.

 

– Неудивительно, что однажды вы появились и остались в Москве.

 

– Впервые я приехал с Украины сюда в 2010-м году: просто появилось желание и возможность приехать и выступить с концертом. До этого были выступления в родном Харькове, Киеве, Донецке, в Крыму. Мы приезжали с отцом, брали в аренду зал, развешивали афиши и сообщали в СМИ о предстоящих выступлениях. Как правило, на первый концерт зрителей приходило немного, а второй и третий собирал полный зал. Так произошло и в Москве: я дал три концерта в Доме журналиста на Арбате. Благодаря ним я познакомился с Араиком Бабаджаняном, сыном великого Арно, и Екатериной Робертовной Рождественской. Спустя год я пел в концертном зале Чайковского и в государственном концертном зале «Россия». Сначала разрывался между Харьковом и Москвой, а в 2013-м поступил на факультет культуры и искусства Московского гуманитарного университета. Горжусь тем, что заслужил стипендию Александры Пахмутовой: с этого началось наше знакомство и с Александрой Николаевной, и её замечательным супругом, Николаем Николаевичем. Мы до сих пор дружим, у меня уже выпущен диск с их творениями.

 

– С такими музыкальными пристрастиями вы рискуете лишиться молодёжной аудитории, вам не кажется?

 

– Это не так. Молодые люди всё чаще приходят на мои концерты. Думаю, это связано с тем, что они уже устали от музыки, не наполненной чувствами и смыслом. То, что развивалось до недавнего времени, скоро сойдёт на нет, потому что влияние Запада будет фигурировать в плане культуры всё меньше и меньше – по крайней мере, я на это надеюсь. Субкультура, которую нам привили – рэп, электронная музыка – несёт только развлекательный характер, не обогащает, не развивает. К тому же отечественные авторы не берут за образец достойные западные хиты, написанные с глубоким смыслом: мы имеем дело с упрощёнными словами и незатейливыми композициями.

 

– Вы взяли на себя непростую миссию: в свои тридцать лет пытаетесь вернуть свет прекрасного совершенно разным поколениям с разным вкусом и восприятием музыки.

 

– Сердце просит настоящего, искреннего! Вы видели, кто останавливается меня послушать. Я счастлив, что у меня есть возможность петь и доносить замечательные творения и на улице, и в метро, и через залы. Понимаете, люди испытывают чувство ностальгии по тем песням, которые они слушали в юности. И мне становится грустно, когда я представляю себе, о чём со временем будут тосковать дети, которые сейчас растут на музыке Моргенштерна. Думаю, у них должна быть альтернатива.

 

– Согласна с вами. Николай, в каких концертных залах вас можно услышать чаще всего?

 

– Один или два раза в год проходит мой сольный концерт в московском Доме музыки с симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония», с этим оркестром раз в год мы проводим большой концерт «Посвящение Муслиму Магомаеву» в Государственном Кремлёвском дворце, где я пою целое отделение (пятнадцать песен), один-два раза в сезон провожу сольные концерты в Центральном Доме учёных. Кроме этого, я принимаю участие в сборных концертах и часто гастролирую как солист фонда памяти Арно Бабаджаняна, приглашённый солист Центрального военного оркестра Министерства Обороны РФ.

 

– Какой из ваших концертов вам особенно запомнился?

 

– Участие в праздновании 90-летнего юбилея ЦСК. Одним из его организаторов был мой хороший друг и товарищ, Игорь Волокитин, и он пригласил меня выступить с песней «Да разве сердце позабудет». Юбилейное торжество транслировал «Первый канал», и более грандиозного шоу невозможно представить: на большом крытом стадионе ЦСК были поставлены экраны, а в центре самого стадиона созданы тематические локации, где выступали разные спортсмены: было очень зрелищно. Также Игорь Юрьевич несколько лет назад позвал меня на Забайкальский кинофестиваль с песнями из художественных фильмов. Мне очень нравится их исполнять, участвовал с удовольствием. А в этом году мы представили на этом кинофестивале две авторские песни, стихи к которым написали вместе с Игорем Волокитиным, а музыку я сам: «Чингисхан» и «Багуловый край».

 

– Куда ещё вас приводили гастрольные дороги, и где хотелось бы побывать снова?

 

– В Забайкалье, если такая возможность будет, на Алтай – я был там всего единожды, но мне очень понравилось: зима, минус сорок или даже больше, невероятно красивая природа – впечатления, конечно, незабываемые. А ещё Сахалин. Это особенное место, конечно. Приезжал туда с оркестром Министерства обороны, а потом меня лично приглашали в филармонию Южно-Сахалинска, чтобы я выступил с концертом. Дважды был в Минске с концертами, которые снимал местный канал «Беларусь»: остались самые тёплые воспоминания от этой встречи. Очень запомнилась Армения: раньше я летал в Ереван четыре раза в год, сейчас только один. Надеюсь, культура в этой стране будет процветать, а песни Арно Бабаджаняна, которые я так люблю, звучать чаще. Кстати, в России знаменитое бабаджаняновское «Чёртово колесо» произвело недавно в «Тик-Токе» настоящий фурор: я выступил с этой прекрасной песней на радио «Шансон», и ролик за несколько месяцев набрал 5,5 миллионов просмотров.

 

– Поздравляю!

 

– Самое интересное – возраст комментаторов. Я думал, что в «Тик-Токе» только молодёжь, но кто-то написал: «Мне 93 года». Я очень рад, что эти нестареющие песни, шедевры нашей эстрады, вызывают положительные эмоции у разных поколений.

 

– Николай, вы ещё очень молоды, но есть ощущение, что у вас уже сложилась собственная жизненная философия. Это так?

 

– Всё просто: я ценю народную мудрость и следую ей. Мои любимые поговорки: стучащемуся откроют, под лежачий камень вода не течёт, движение – жизнь (смеётся). Опыт показывает, что можно сидеть дома и ругать всех подряд, а можно принять мир таким, каков он есть, найти своё место в этом мире и сделать его лучше. Он стал бы гораздо чище и светлее, если бы так мыслил каждый человек – я уверен в этом.

 

Концерт Николая Рябухи. Фото: «Первый канал». 
Концерт Николая Рябухи. Фото: «Первый канал».

 

Прощаюсь с мыслью о том, что сам Николай Рябуха живёт и мыслит именно так. А спустя два дня, на том же месте в метро, я снова слышу бархатный, теперь уже хорошо знакомый тембр – с легендарной пахмутовской «Мелодией». Песней об Орфее и вечности… Много миссий есть на земле, но самая возвышенная из них – освещать путь людей любовью, искренней и горячей. Не проходите мимо. Остановитесь. Вслушайтесь. Это мгновение запомнится навсегда!

 

 

 

Беседовала Вера Круглова

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://arskomekb.ru душевые перегородки из hpl пластика. . Интерра двери. Отзывы о установке дверей. . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!