Виктор Герасин
Повесть
Так довелось, что святому старцу Амвросию Оптинскому я ныне прихожусь земляком по месту его рождения. Как писателя, меня давно занимает личность и жизненный путь святого земли русской. Его афоризм – «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного» – ставлю девизом ко всему своему сочинительству. 6 декабря 2012 года в с. Большая Липовица Тамбовской области в честь 200-летия со дня рождения Амвросия Оптинского освятили новый храм Троицы Живоначальной. Храм построен на пожертвования земляков великого Святого. Я посчитал обязанным себя откликнуться на юбилей земляка, Святого земли русской Амвросия Оптинского, в миру Александра Михайловича Гренкова, повестью, что и предлагаю вниманию читателей. На чтение потребуется 3 часа 40 минут | Скачать: Оглавление 30. Глава 10.1 31. Глава 10.2 32. Глава 10.3 Глава 10.2
Под вечер у Амвросия собрались три его келейника – Михаил, Иосиф, Климент, пришли ещё монахи. Расселись кто где, кому не хватало табуреток и лавки, те, поджав ноги, сидели на голом полу. Разговор шёл о задуманной Амвросием женской обители. Храм возвести – не избу срубить. Леса вокруг предостаточно, прорубить дорогу – на все постройки деревьев наваляешь. Главное, плотники нужны. Из монастырской братии и послушников можно сбить артель человек в десять или пятнадцать, но среди них опытных плотников, мастеров нет. Нанимать со стороны – дорого. Хорошие мастера стоят недёшево. И без мастеров не обойтись, хоромы не поднимешь без их умения. Туда-сюда каждый ворочает умом, а выхода не находят. Даже келейник Михаил засомневался: а следует ли без капитала ввязываться в большое строительство? Его стали поддерживать кое-кто. Робко, робко, а выговаривали: пустое все, нет средств на такие работы. Да и какой смысл в этой обители, пусть строят те, у кого деньги водятся, а нам, грешным, это вовсе ни к чему, да и не по силам. Слушал Амвросий, о чём говорят молодые, и не нравились ему их слова. «Одним днём хотят жить. А надо и о будущем бы подумывать. Строил же Опта зачем-то нашу обитель, живём же мы в ней. И до нас сколько веков жили, и после нас жить будут. А жить одним днём – это не по-человечески как-то получается». – Иосиф, – обратился Амвросий к келейнику, – сними-ка с полки Ивана Андреевича Крылова. Открой там, где закладочка положена. Почитай-ка нам басенку, ту, что про мужика и лошадь. Иосиф раскрыл книгу и начал читать:
Крестьянин и лошадь
Крестьянин засевал овёс; То видя, Лошадь молодая Так про себя ворчала, рассуждая: «За делом столько он овса сюда принёс! Вот, говорят, что люди нас умнее: Что́ может быть безумней и смешнее, Как поле целое изрыть, Чтоб после рассорить На нём овёс свой по-пустому? Стравил бы он его иль мне, или гнедому; Хоть курам бы его он вздумал разбросать, Всё было б более похоже то на стать; Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость; А попусту бросать! Нет, это просто глупость». Вот к осени, меж тем, овёс тот убран был, И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья, Что не одобришь ты конёва рассужденья; Но с самой древности, в наш даже век, Не так ли дерзко человек О воле судит Провиденья, В безумной слепоте своей, Не ведая его ни цели, ни путей?
Иосиф кончил читать. Все молчали, опустив головы. Повременив немного, Амвросий сказал: – Вот какая изумная лошадь у мужика. Вот как уж она по-своему, по-лошадиному правильно рассудила. Но ей не дано знать, невдомёк ей, бедняге, что будет новый день, а в новом дне потребуется новая пища. А человек, мы – не лошади мы, знаем, что наступит завтра. И вот когда устремим свои мысли и желания в одно, то Бог услышит нас и не оставит. Идите, дети мои, отдыхайте. Бог нам порука.
Амвросий и до этой задумки занимался устройством женских обителей. Но были они далеко от Оптиной пустыни. Он по возможности склонял некоторых благочестивых состоятельных лиц к устроению женских общин, и сам, сколько мог, содействовал этому. Его попечением устроена женская община в городе Кромах Орловской губернии. Особенно много забот он употреблял на благоустройство Гусевской женской обители в Саратовской губернии. По его благословению устроилась благотворителями Козельщанская община в Полтавской губернии и Пятницкая в Воронежской. Старцу приходилось не только рассматривать планы, давать советы и благословлять людей на дело, но и защищать как благотворителей, так и насельниц от различных злоключений и препинаний со стороны некоторых недоброжелательных мирян. По этому случаю он входил даже в переписку с епархиальными архиереями и членами Синода. И Амвросий всей душой стремился к осуществлению своего замысла: построить рядом с Оптиной пустынью женскую обитель. И ждал, когда сам Господь благословит привести в исполнение намеченный план.
Оглавление 30. Глава 10.1 31. Глава 10.2 32. Глава 10.3 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|