HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Габдуллин

Андреев

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 17.09.2007
Иллюстрация. Название: "Home Again". Автор: Джайв. Источник: imageserver.ru

 

Андреев был персонажем какой-то книги. Персонажем второстепенным, незначительным. Настолько незначительным, что однажды автор взял и вырвал из рукописи все страницы, где он упоминался, а потом написал их снова, но уже без Андреева. Так он и жил в неоконченных главах.

«Уже немолодой, невысокого роста, сутулый и сухощавый» – вот и все, что было написано о его внешности. Наверное, он был служащим какой-то мелкой конторы. Но какой именно – придумано не было, и Андреев не знал, чем занимается.

…а имени у него не было. «Фамилии будет вполне достаточно», – подумал автор, когда впервые написал о нем.

 

Это было самое начало книги, одна из первых страниц:

«Андреев сидел сгорбленный и докуривал сигарету, о чем-то задумавшись. На нем была только майка и мятые брюки. В комнате было пусто: голые стены и единственная табуретка, на которой он сидел».

Андрееву было интересно все, что о нем написано. Малейший намек на черты его характера он подолгу обдумывал. Это ведь так здорово иметь черты, а еще лучше особенности.

«Интересно о чем я думаю? ... Наверное, о чем-нибудь не существенном», – подумал он, – «и почему тут ничего нет?»

«Позвонили в дверь. Он подошел и, не глядя, впустил гостя. Это был молодой мужчина лет 25, высокий и статный».

«Главный герой», – догадался Андреев.

«Незнакомец огляделся: В коридоре все выдавало аккуратную женскую руку»

«Жена, наверное», – пришло в голову Андрееву, – «или я сам такой аккуратный? Аккуратность – черта», – это подняло ему настроение.

«– Вы комнату сдаете? – спросил он у Андреева.

Да, три тысячи рублей месяц».

«А может, от меня жена ушла?» – обрадовался он, не от каждого ведь жена уходит, – «Поэтому и комната освободилась».

«– Покажите мне комнату…» Дальнейшее было написано на следующей странице. Видимо Андреев на ней не упоминался и потому не знал, что произошло дальше.

 

Он оказался в другой сцене.

«Андреев очень торопился. Он быстро шел по улице в потертом пиджаке, шляпе и тех же, но уже поглаженных брюках. В руке у него был огромный тяжелый портфель».

Он старался торопиться, как было написано, но это было трудно, очень трудно. Автор не придумал, куда ему спешить, а спешить в никуда – это ведь так сложно.

А его портфель на самом деле был пустой, но раздутый, как будто набитый чем-то до отказа. «И правильно, что он пустой», – думал Андреев, – «читателю совсем не интересно, что в нем лежит, не надо было придумывать этого» Но все же ему хотелось, чтобы в портфеле что-нибудь было: какие-нибудь бумаги, яблоко на завтрак или старая зубочистка – что угодно, лишь бы что-то было. Однако портфель был абсолютно пустым и от этого еще более тяжелым.

Краем глаза Андреев уловил женщину, идущую по другой стороне улицы. По замыслу писателя он вовсе не должен был ее заметить. Но женщина шла очень быстро, её движения были резкими и раздраженными. Это она была в центре сцены, а он – Андреев должен был лишь безучастно пройти на фоне. Ее опередил тот самый квартиросъёмщик – главный герой. Идя впереди ее, он стал что-то нервно и громко говорить. Женщина остановилась и закричала на него. Их перепалка была очень громкой, но Андреев был слишком далеко и не мог разобрать слов. Ему хотелось остановиться, рассмотреть их, подойти поближе, послушать, даже вмешаться – хоть как-то прикоснуться к главной сюжетной линии.… Автор же написал, что Андреев пройдет мимо. И тот покорно шел по своим не существующим делам, чтобы читатель не заметил его отступления от назначенной роли.

 

Следующий эпизод был хорошим для Андреева. Автор описывал улицу, не его комнату, а значит, для читателя происходящее в квартире было не видимым. Можно было ничего не изображать, а только сидеть и пить чай.

«В открытом окне был виден Андреев, пьющий чай и тот самый чайник на подоконнике».

«А что за «тот самый»?» – подумал он, попивая чай. Вдруг из какой-то другой главы, всплыло описание чайника:

«Маленький фарфоровый заварочный чайник с отколотой ручкой. Брать его было очень неудобно, особенно горячий. Когда его с кипятком ставили на клеенку, на ней оставались разводы. «Надо бы купить новый чайник», – каждый раз думал Андреев, когда пил чай, но после забывал об этом. Однажды он уже решился на покупку, но отложил до получки и, конечно, ничего не купил».

«Зачем же меня создали таким нерешительным?», – огорченно вздохнул Андреев, – «людям ведь интересны волевые великие личности, а не такие посредственные, как я»

На улице прогремел выстрел.

«Он испуганно выглянул из окна».

В действительности ему совсем не было страшно, но надо было изображать страх. Делая вид, что оглядывается, Андреев старался рассмотреть, что же такое произошло. Но ничего не было видно, кроме разбегающихся с криком людей. Кто и где стрелял, он разобрать не смог.

«Андреев быстро закрыл окно и спрятался в глубине комнаты».

«Эх, вот опять, ничего толком не понял, а уже надо выходить из кадра», – и он с досадой хлопнул ставней окна.

 

На последней вырванной странице главный герой с хмурым видом прохаживался вдоль набережной.

«Он был раздражен, его переполняла злость и желание действовать, но что делать – он еще не знал».

В сцене появился Андреев в пиджаке, с тем же пустым портфелем. Оба они уже знали, что эта страница смятая лежит в мусорном ведре, что никто и никогда ее не прочтет. Не было смысла следовать сценарию, можно было поговорить о чем-то своем.

Андреев остановился рядом и, по-прежнему держа свой бесполезный портфель, спросил:

– Ну как? Хорошо кончилась книжка?

Квартирант задумался:

– И да…, и нет, – добавил он сквозь зубы.

Андрееву стало завидно. Завидно к его горю. Он посмотрел в воду, вздохнул. Ему захотелось расспросить героя о том, что же это за книга: детектив или любовная история, бульварный роман или настоящий бестселлер. Но последние строки книги заканчивались, и на это уже не было времени. Поэтому он только сказал грустно:

– Хорошо тебе. Ты – интересный персонаж. Целую книгу тебе посвятили.…А меня вот и совсем вычеркнули.

– Надо было просто сделать что-нибудь необычное, и автор бы тобой заинтересовался. А ты так ни на что и не решился.

– Я не виноват. Меня таким придумали – нерешительным, – оправдался Андреев.

– Да ерунда это все! – закричал главный герой, на его щеках вспыхнул гневный румянец, – по замыслу я должен застрелиться, но я сам хочу быть автором своей жизни!!

Он выхватил из кармана револьвер и со злостью швырнул его в воду.

 

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://bettingcafe.ru/bookmakers/
Поддержите «Новую Литературу»!