HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Вадим Филатов

Сны воинов пустоты

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 9.02.2010
Оглавление

7. Сон шестой. По эту сторону нигилизма.
8. Сон седьмой. Пустота встречается с ничто.
9. Сон восьмой. Пустота как прямое действие.

Сон седьмой. Пустота встречается с ничто.


 

 

 

«Человек становится личностью благодаря ощущению взора пустоты». (Суд­зуки Тору)

Однажды японский философ 20 века, основатель киотской школы Нисида Китаро бродил по парку Уэно и пере­жил чистый опыт Сатори. Ему откры­лась логика небытия, позволившая про­зреть мир как его отсутствие.

Подлинное «существование» – это нонэкзистенция, несуществование. Тело Будды тождественно телу человека. А тело человека представляет собой тело пустоты. Решающаяая встреча – это встреча человека с пустотой, при которой встречающийся сам ста­новится пустотой. «Существует» немало при­знаков прорыва в пустоту. «Про­ходит лик мира сего», – говорил Достоев­ский. Давно пора довериться тому, что Нисида Китаро назвал чистым опы­том, логи­кой небытия, как условием видения истины.

О том, до какой степени логика небытия укоренились в культуре Востока, свидетельствует характер восточного искусства. Японский писатель Каваба­та Ясунари посвятил раскрытию этой темы свою Нобелевскую речь, напо­мнив о том, что в дзэнских храмах, в залах для медитации обычно сидят мол­ча, непо­движно, с закрытыми глазами, до тех пор, пока не наступит состоя­ние недумания и неве­дения. Тогда исчезает «я» и его место занимает ничто. Но это не есть ничто в его западном понимании, а пустота Востока, в кото­рой всё (не) существует само по себе, пустота, как беспредельная вселенная души. Завершая свою речь, Кавабата вновь обратился к ничто: «Критика находит в моих произведени­ях пустоту (ничто). Но это совсем не то, что на­зывают нигилизмом на Западе, потому что отличаются наши духовные исто­ки». Идея небытия в западном понимании – это, как правило, идея конца, ис­чезновения, уничтожения. Восточная идея пусто­ты исходит из представления об отсутствии абсолютного «существования» ве­щей и мира, как не обладаю­щих самосущностью. А то, что в абсолютном от­ношении и так не существу­ет, способно исчезнуть или быть уничтоженным лишь условно.

Идея небытия у Нисида выступает как соединение философии буддизма с экзистенциализмом Хайдеггера. В силу того, что главной задачей Нисида была критика западной (и не только философской) традиции, он интерпрети­рует «небытие» в значении «абсолютной пустоты» буддийской мыс­ли, кото­рую рассмотривает в контексте противоре­чия «общего» – «индивидуального» и определения условий достижения сво­боды. Что каса­ется Хайдеггера, то в лекции «Что такое метафизика?» он также рассуждал о ничто как об условии свободы: «Без исходной открытости ничто нет ника­кой самости и никакой свободы». Согласно философии небы­тия Нисида Ки­таро, бытие – вторично, конечно и условно, а небытие – вечно, бесконечно и абсолютно. Небытие включает в себя всё. Обозначая противо­речия европей­ской мысли, Нисида отметил, что в её основе всегда находи­тся бытие, пони­маемое как процесс. А это не допускает свободу индивиду­ального поскольку провозглашает всеоб­щую причинную обусловленность. Подобные рассу­ждения Нисида основаны на буддийской концепции всеобщей взаимосвязан­ности сущего. Философ утверждает, что, для сохранения возможности свобо­ды, универсально-общее должно «существо­вать», обеспечивая связи индиви­дуального и одновремен­но несуществовать как нечто, ограничивающее ин­дивидуальность. Такое универсальное общее возможно как абсолютное не­бытие, описывая которое Нисида пользуется та­кими выражениями буддий­ской мысли, как «созерцание без созерцающего» и «определение без опреде­ляющего», тем самым утвер­ждая его несубстанци­альность. В итоге Нисида противопоставил классиче­ской европейской концепции, которую обозначил как «диалектику процесса», концепцию диалектики ме­ста, являющуюся по существу диалек­тикой абсолютного небытия. Подобная диа­лектика становится возможной благодаря абсолютному отрицанию, исклю­чающему все, что связано с пред­ставлением о развитии и процессе. Ничто, небытие выступает как та среда, где всё происходит, а само происходящее представляет собой смену событий, совершенно между собой не связанных. «Ничто» Хайдеггера, которое опре­деляется как «ничто из сущего», рассматривается Нисида в качестве основы сущего и места его (не)бытия. В итоге Нисида приходит к выводу о том, что идея небытия как представление о «всеобъемлющем универсуме, который, будучи всем, есть ничто», определяет духовный характер восточной культу­ры, в отличие от потребительской, ориентированной на бытие, культуры западной.

Ниситани Кэйдзи был учеником Нисида и в своих философских построени­ях опирался на Хайдеггера и Сартра. Он также, как и Нисида, разрабатывал намеченную Хайдеггером проблему ничто, и видел в ней альтернативу креа­ционистскому взгляду на мир. Для Ниситани была важна экзистенциалист­ская идея творчества человеком самого себя из небытия. Подобное творче­ство не является простой опорой на собственные силы. Человеческое бытие постоянно преодолевает рамки наличности чтобы осуществиться через не­бытие. При этом точка зрения, формируемая буддийским пониманием пу­стоты, поднимает, по мнению Ниситани, атеистический экзистенциализм на качественно новый уровень: «С позиций этой пустоты, позволяющей преодо­левать чело­веческий взгляд, раскрывается мир становления всех ве­щей».

Мы видим, что Ниситани и другие ученики Нисида продолжили его путь со­единения западных представлений о ничто (философского нигилизма) с вос­точным пониманием пустоты. Так, Судзуки Тору придумал понятие «мир эхо – бытия», обозначающее бытие как отзвук (эхо) превичного небы­тия – абсолютной пустоты. Из всех видов небытия, лишь несуществование челове­ка выступает как самосознающее. Собственно мир предстаёт как логи­чески выраженная связь «я» и «ты» через посредство вещей. Однако, за внешней связью через вещи скрывается внутренняя связь через пустоту, в ко­торой, как в трансцендентном небытии, находят отражение вещи. «Истинная картина бытия – это мир, в котором раздаётся эхо пустоты абсолюта, – писал Судзуки Тору. – Эта пустота внешне отражается в виде вещей». В мире эхо – бытия перекликается абсолютно свободная пустота, которая только и делает воз­можным подлинное бытие как ничто. Мир-эхо – это мир гармонии сво­бодной любви, товарищество «я» и «ты», которые, опросредованные вещами, пребывают в абсолютной пустоте ничто. «Эхо трансцендентной пустоты, подобно кругам на воде, распространяется от материи к жизни, от жизни к духу и к обществу». В отличие от Нисида, пустота у Судзуки субстанциаль­на. Она представляет собой абсолютное нематериальное начало, окрашенное в традиционно восточные мистические тона.

Эстетический экзистенциализм Имамити Томомобу рассматривает акт смер­ти как результат деятельности ничто. Именно так Имамити понимает опре­деление Хайдеггером человека как бытия, стремящегося к смерти. Со­гласно Имамити, ничто выступает в качестве силы, утверждающей и опреде­ляющей жизнь человека и одновременно как сила, вызывающая его смерть. По мне­нию Имамити, уверенность человека в собственной смерти основана не на логике разума, согласно которой «все умирают и я умру». Источником такой уверен­ности является воздействие на человека самого ничто. В чело­веке для ничто нет ничего скрытого. «Ничто, – говорит Имамити, – хотим мы этого или нет, своим присутствием вокруг нас и в нас намекает нам о смерти зара­нее».

Пустота и ничто встречаются друг с другом на Востоке и на Западе. В то время, как мыслители киотской школы рассматривали ничто, просветлённый учитель адвайты из Великобритании Дуглас Хардинг обратился к пустоте. Хардинг упорно искал ответ на вопрос «кто или что я такое?». Его книга «Об отсутствии головы» рассказывает о том как в возрасте 35 лет он обрёл ясное видение своей пустотной природы. Последующие двадцать лет Хардинг упорно, хотя малопонятно писал об отсутствии собственной головы и, следо­вательно, об отсутствии себя, как такового. Многие до сих пор считают, что он либо говорит загадками, либо слегка не в своём уме. Мало кто верит, что он действительно так думал:

«Во-первых, я знаю: пустота целиком и полностью осознаёт свою пустоту. Она наслаждается собой как безупречной ясностью. Во-вотрых, именно пото­му что она является ничем, она является всем. При отсутствии в этой пустоте меня самого я наполнен всем остальным. Будучи третьим лицом, я – это мир, будучи первым лицом – я заключаю его в себе. Увидеть это, значит быть тем, кто я есть. И этого достаточно. Безголовость – смысл моей жизни и ради­кальный ответ на все мои проблемы».

Обнаружение великой пустоты внутри себя являлось целью большинства мистиков. Иисус тоже считал, что мы должны искать царства внутри себя – но не среди крови, мозга и костей, добавил Хардинг. Согласно утверждению последнего, однажды увидев своё отсутствие, его можно видеть снова и сно­ва, в любой момент, по собственной воле. Результат – освобождение от не­подлинного «существования». Пустота не наполнена миром, поскольку она и есть единственно возможный мир.

В последнее время к философии пустоты обратился и скандально – извест­ный российский писатель Виктор Олегович Пелевин («Диалектика переход­ного периода из Ниоткуда в Никуда» ; «Чапаев и Пустота» и т.д.):

«– Не спится? – спросил Чапаев. – Да, – сказал я. – Не по себе. – Чего, пу­стоту раньше не видел? – Я понял, что словом «пустота он называет именно это «нигде», которое я впервые в жизни осознал несколько минут назад. – Нет, – ответил я. – Никогда. – А что ж ты тогда, Петька, видел? – задушевно спросил Чапаев». («Чапаев и Пустота»)

В пародий­ных сюжетах Виктора Олеговича персонажи нужны, как прави­ло, лишь для того, чтобы озвучить по ролям его пустотные категории. По­скольку субъект и объект сводятся им к пустоте, их значения можно легко поменять местами. Скажем, Бог мыслит человека, или человек Бога? Это не имеет никакого зна­чения, по­тому что в итоге мы получаем абсолютный ноль. Великолепен сюжетный ход романа «Чапаев и пустота», когда Василий Ива­нович уничтожает с помощью глиняного пулемёта иллюзию мира. Алистер Кроули считал, что есть магическая формула вселенной, как «отражательной установки для расширения пустоты посредством уравновешенных противо­положностей». Он утверждал, что знает сокровенное имя Бога – «утрачен­ный тетраграмматон», при изречении которого вселенная рассыплется в тру­ху. Опасаясь за судьбу вселенной, он никому не раскрыл своей тайны. Но глиняный пулемёт всё равно уже пущен в ход. Короче говоря, нет ничего, кроме ничего, а кто думает иначе, тот плохо подумал:

«Представьте себе непроветренную комнату, в которую набилось ужасно много народу. И все они сидят на разных уродливых табуретах, на расшатан­ных стульях, на каких-то узлах и вообще на чём попало. А те, кто попровор­ней, норовят сесть на два стула сразу или согнать кого-нибудь с места, чтобы занять его самому. Таков мир, в котором вы живёте. И одновременно у каж­дого человека есть свой трон, возвышающийся над всеми царствами мира – нет ничего, что было бы не во власти того, кто на него взойдёт. Этот трон принадлежит каждому человеку по праву, но взойти на него почти невозмож­но, потому что он находится нигде... Так почему бы вам не оказаться в нигде при жизни? Клянусь вам, это самое лучшее, что в ней можно сделать: это то же самое, что взять и выписаться из дома умалишённых».(«Чапаев и Пусто­та»)

Осознав, что существует лишь спасительное «нигде», мы, как несуществую­щие, становимся абсолютно свободны. Мы сами себя выписы­ваем и отпус­каем: «Вы знаете ис­торию про барона Мюнхгаузена, который поднял себя за волосы из болота? Реальность этого мира имеет под собой по­хожие основа­ния. Только нужно представить себе, что Мюнхгаузен висит в полной пусто­те, изо всех сил сжи­мая себя за яйца, и кричит от невыносимой боли. С одной стороны, его вроде бы жалко. С другой стороны, пикантность его по­ложения заключа­теся в том, что стоит ему отпустить себя, и он сразу же ис­чезнет, ибо по сво­ей природе он есть всего лишь сосуд боли с седой ко­сичкой. И если ис­чезнет боль, исчез­нет и он сам». (Виктор Пелевин «Свя­щенная книга оборот­ня»)

Лишь в пустоте возможно увидеть сущее. В то время как чувственность им­манентна предметности, дух полностью принадлежит ничто. Мы мо­жем видеть у духа возможность бессмертия через посредство смерти. Зна­ние – я есть пустота – означает постижение истины. Единственный путь в вечность для временной формы, которую приняла пустота – перестать счиать, что она – форма и понять, что она и есть пустота. Если я есть пустота и ты есть пустота, то я – это ты, и оба мы принадлежим вечности.

 

 

 


Оглавление

7. Сон шестой. По эту сторону нигилизма.
8. Сон седьмой. Пустота встречается с ничто.
9. Сон восьмой. Пустота как прямое действие.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!