HTM
Кто победит в Конкурсе грязного реализма?
Проголосуй до 15.07.2024
Выбери лучшие рассказы!
До конца голосования осталось:

Вадим Филатов

Сны воинов пустоты

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 9.02.2010
Оглавление

2. Сон первый. Три поворота колеса дхармы.
3. Сон второй. Так говорил Нагарджуна.
4. Сон третий. Путь пустоты к самой себе.

Сон второй. Так говорил Нагарджуна.


 

 

 

Однажды отец обратился к сыну, вернувшемуся после обучения у лучших браминов Индии: «А знаешь ты, что в жизни самое главное, что является причиной возникновения всего и конечной целью?» Сын не смог ответить на этот вопрос. Тогда отец велел сыну принести жёлудь.

– Из чего растёт дуб? – спросил отец. – Из этого жёлудя. – Разрежь жёлудь и посмотри, что у него внутри. – У него внутри мякоть. – Из чего состоит эта мякоть?

Сын разрезал мякоть и увидел, что внутри неё ничего нет.

– Видишь ты эту пустоту, в которой начинается мякоть, дающая жизнь жёлу­дю, со временем вырастающему в огромный дуб? Знай, что из этой пустоты возникает абсолютно всё, для того, чтобы однажды вернуться в неё назад. А теперь возвращайся к своим учителям: если они тебя этому не научили, то всё твое знание ничего не значит.

Такую историю рассказывают «Упанишады», которые по времени предше­ствуют буддизму. А вот буддисты – мадхъямики вобще отрицают «существо­вание» какой-либо реальности, духовной или недуховной. Согласно их вз­глядам всё представляет собой пустоту. Такая философия часто рассматрива­ется как полный и чистый нигилизм, опустошающий бытие вплоть до полно­го его от­рицания, как учение, чья концепция реальности заключается в абсо­лютном ничто. Иногда мадхъ­ямиков называют наиболее радикальными ни­гилистами из всех, когда-либо «существовавших», но это уже явное преуве­личение, по­скольку самым после­довательным нигилизмом является филосо­фия несуще­ствования.

«Нет дхармы (свойства) вещей, которая не зависела бы от некоторого друго­го условия в отношении своего происхождения. Поэтому нет дхармы, кото­рая не есть шунья (пустота)» – так говорил основатель мадхъямики Нагар­джуна. Пустота у мадхъямиков намного сложнее математической пустоты или простого отсутствия. Опасаясь обвинений по поводу «впадения в крайность нигилизма», последо­ватель Нагарджуны Чандракирти пояснил: «Мы релятивисты, мы не негати­висты». И в этом проявилось его мыслетру­сие. На самом деле элементы бы­тия, пропущенные через принцип абсолют­ного уничтожения, приобретают пустотное великолепие и стесняться этого совершенно излишне.

Когда будущему основателю философии мадхъямики Нагарджуне исполни­лось двадцать лет, он был уже широко известен, изучил все светские науки и овладел магическими способностями, которые решил испробовать на практи­ке. Нагарджуна познакомился с тремя отличнейшими человеками и с помо­щью магии сделал их и себя невидимыми. После этого философы забрались в царский дворец и начали бесчестить там жён. Однако присутствие молодых людей обнаружили по их следам и три товарища Нагарджуны были порубле­ны в лапшу, ибо «подвластный смерти подобен лампе, стоящей на ветру». Один Нагарджуна спасся, поскольку стоял невидимым рядом с царём и его не коснулись мечи. В тот момент, когда мыслитель находился на гра­ни раз­рушения, в нём пробудилась мысль о всеобщей пустотности, о том что ниче­го нет: «Разрушение сущности называется несуществованием. Но если сущ­ность не существует, что разрушается? Что именуется не-сущностью? И сущ­ность и не-сущность равно пусты». Чтобы никто из существ не мешал ему думать о пустоте, Нагарджуна удалился в пустыню и там предался сугубым пустотным размышлениям. Ибо для чего «существуют» люди? Чтобы осо­знать, что на самом деле они не существуют и углублённо поразмыш­лять о пустоте. А где ещё можно свободно помыслить пустоту, как не в пу­стыне?

В процессе философских раздумий Нагарджуна счёл мирские вещи чрез­мерно подлыми и грязными, а Суттры Будды недостаточно пустотными. А то, что недостаточно пустотно, следует ещё сильнее опустошить. Разве до­пустимо недоуничтожение? Затем Нагарджуна собрал своих учеников, при­думал для них новые одежды и назначил им новые правила поведения. «Всё, что рождается – не может не умереть. Всё, состоящее из частей – раз­рушается. Всё накопленное – тратится. Всё созданное – непостоянно. Пред­ставьте себе, что все вещи, которые вы хотите – это рога на ваших головах, – учил он. – Всё драгоценное не имеет проявленной природы, медитируйте на чистую пустоту».

В той области Индии правил царь, который был далёк от философии и поэтому нисколько не заин­тересовался пустотной мудростью Нагарджуны. Чтобы привлечь внимание царя, мудрец в течение семи лет ходил впереди царской процессии с красным флагом, символизировавшим начало револю­ции пустоты. Наконец на седь­мой год царь заметил Нагарджуну и потребо­вал, в доказатель­ство его всеве­дения, рассказать что происходит на небе. На­гарджуна пояснил, что на небе идёт война между асурами и дэвами. И в дока­зательство его слов с неба не­медленно попадало оружие и оторванные члены асуров. Тогда царь уверовал в пустоту и с его помощью Нагарджуна распро­странил свою философию по всей Южной Индии. Это не понравилось мно­гим браминам и один из них явился к царю и поклялся посрамить новоявлен­ного вероучителя. Он произ­вёл магический пруд, в центре которого находил­ся тысячелиственный лотос и, взобравшись на него, начал глумиться над На­гарджуной. В ответ Нагар­джуна сотворил слона, ко­торый вырвал из воды лотос и поверг брамина на землю. Тот взмолился о по­щаде. Нагарджуна спросил его: «Рад ли ты тому, что я долго пребываю на земле?» Брамин чест­но ответил: «По правде говоря, мне это совсем не нра­вится». Услышав это, Нагарджуна удалился в свой дом, замкнулся в нём и не показывался целый день. Когда ученики сломали дверь, из дома вылетела цикада. Это и был На­гарджуна. После этого его никто больше не видел. Через сто лет по всей Юж­ной Индии в честь Нагарджуны возвели храмы и стали почитать его как вто­рого Будду.

«Все условия пусты, поэтому произведённые условиями вещи также пусты. Возникновение, длительность и разрушение пусты, поэтому сотворённые вещи также пусты. Из-за постоянства нет непостоянства, из-за непостоян­ства нет постоянства. Поэтому нет ни постоянства, ни непостоянства. Единство бытия и небытия не может быть установлено, так же как их разъ­единение. Поэтому бытие и небытие пусты. Рождение, смерть, травма, добро – откуда они? Что это? Что может осчастливить тебя? И что может разру­шить тебя, если твой ум – чистая пустота? С самого начала нет ничего, что должно быть сделано, потому что всё пусто». Так говорил Нагарджуна.

«Существует» ли Бог? В мадхъямике наиболее полно проявились способно­сти индийского ума схватывать абсолютные идеи при их минимальной инди­видуализации. Нагарджуна учил, что если бы Бог сотворил все живые суще­ства, Он не дал бы им страдание. Кроме того, если Он самосущий, то Он ни в чём не нуждается. Поэтому непонятно, зачем Он, как играющий маленький мальчик, сделал изменения, сотворив из ничто все твари? Нагарджуна пришёл к выводу, что Бог действует за пределами любви и ненависти и поэтому не является самосущим. А всё, у чего нет самосущего, пусто. Бог пустоты безличен, для него человечество – это средство самообнаружения собствен­ного небытия. Вот почему смыслом жизни и целью несуществова­ния челове­ка являются углублённые размышления о пустоте, в процессе ко­торых абсо­лют размышляет сам о себе. Если бы не человек с его самосознаю­щим разумом, который для большинства людей выступает как источник постоянного унижения, каким бы образом пустота узнала о своей пустотно­сти?

Как уже говорилось, банальным людям свойственна иллюзия настоящего. Невежество – это незнание того, что всё в отдельности и в целом несуще­ствует. Именно в силу своего невежества, люди «страдают, совращаются и фантазируют», счи­тая одно истинным, а другое ложным, одно «существую­щим», а другое – несу­ществующим, а затем цепляются за ту или иную мысль. Учение мадхъямики – обширный океан, имеющий разные смыслы и уровни понимания, но ведь всё в конце концов пусто. Поэтому «срединный путь» мадхъямики представляет собой не­цепляние ни за какую точку зрения: «Если ты говоришь, что все вещи пусты, твоё высказывание также пусто». Разуме­ется, проблематично утверждать несуще­ствование вещей несуществующим высказыванием. С другой стороны, пу­стота познаётся изнутри и пустое вы­сказывание о пустоте способно быть до­стоверным уже в силу того, что не противоречит пустотности.

Могут ли живые существа, которые во всех мирах непрерывно дрожат от страха, стать совершенно бесстрашными, только потому что услышат о пу­стоте?

«Именно приняв мир за бесполезный, ибо подлинная реальность без­опорна, не привязанный к «существованию» ум успокаивается, подобно тому, как огонь угасает без топлива. Если бодхисатве свойственно такое видение, то он достиг подлинного совершенного просветления». Так го­ворил Нагарджуна.

 

 

 


Оглавление

2. Сон первый. Три поворота колеса дхармы.
3. Сон второй. Так говорил Нагарджуна.
4. Сон третий. Путь пустоты к самой себе.
981 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.04 на 27.05.2024, 18:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

27.05.2024
Мне интересны новые веяния, темы, разные литературные приемы и методы повествования различных событий, которые освещаются в произведениях Вашего журнала. Современные авторы интересно оформляют свои чувства и мысли в современной действительности. Просто интересно.
Геннадий Винокуров

17.05.2024
Особенно радует наличие в журнале редакторского отбора. Это как огранка алмаза, что придает ему большую ценность в глазах искушённой публики.
Александр Жиляков

09.05.2024
Журнал отличный. Подход к рукописям отменный. Обложка прекрасная. Словом, есть, что смотреть и читать.
Валерий Рыженко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!