Евгений Бриммерберг
Философское эссеКупить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf): ![]()
На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf Оглавление 4. 2012 год 5. 2011 год 2011 год
Вот что написала о 4-й московской биеннале простодушная или, напротив, очень неразборчивая Татьяна Ершова: «Зрителю, далёкому от современного искусства, понять замысел тех или иных арт-проектов достаточно непросто»... И тут же, противореча сказанному, заявляет, что зритель является творцом этих объектов: «Суть нынешней биеннале заключается в демонстрации того, что именно реакция и возникновение интереса у публики формирует и наполняет смыслом художественный объект. Более того, ответное действие, которое предусматривается интерактивностью проектов, само по себе является арт-жестом: зритель из простого стороннего наблюдателя, пусть даже рефлектирующего над произведением искусства (? – ведь речь шла о проекте, а не о произведении искусства), становится равноправным участником и соавтором проекта, словом, художником»... Отсюда следует, что художник является не художником, а публичным лакеем, который поставляет бесформенные и бессмысленные объекты для публики. Публика же, наоборот, придавая им форму и наполняя смыслом, становится художником. Вайбель (куратор) вообще заявляет, что «художником может быть каждый». (Так же, как – по мысли Ульянова-Ленина – каждая кухарка может управлять государством). Я посмотрел фотографию Вайбеля. Ничего, кроме хитрости и хватки, я в его лице не заметил. Так что не могу отделаться от мысли, что передо мной лицо арт-жулика.
Каутские, Энгельсы стараются, пишут... пишут. Спорят. Предмет обсуждают. Идею создают... А у Шарикова всё просто: «Да не согласен я с обоими – Энгельсом и Каутским»... Искусство поступило мудро. Если Шариковы не идут к искусству, то искусство пойдёт к Шариковым... Так появилось «актуальное искусство». Только оно перестало быть искусством, а стало средством коммуникации с Шариковыми. Что и подтверждает куратор Вайбель, доверительно сообщив нам, что «художником может быть каждый».
Гройс, Мизиано, Вайбель, Бакштейн... – главные клоуны современной арт-критики. Они выдают себя за «теоретиков» искусства. Если под искусством понимать продукт «клистирной трубки Бога», который производится в виде Кулика, то тогда они – «теоретики» произведённого «искусства».
«Клистирная трубка Бога» – по его собственному выражению – Кулик опорожнился заявлением о том, что «юродивые» спасают «духовность»... Разве бывает «клистирная» духовность?
1. Искусство не обладает статусом публичности. 2. Идея искусства существует в умах людей, в их сознании. 3. Источник этой идеи – произведение искусства может находиться где угодно. Оно само является фактом своего собственного бытия. 4. Так же как Бог существует в своём Творении, а не в Церкви, так и искусство существует в своей идее, а не в галерее или в музее. 5. Подобно божественному творению, искусство есть везде, где есть мыслящий человек, несущий в себе идею его бытия. 6. Самое нелепое применение искусства – это превращение произведения искусства в предмет искусства. В этом случае рассматривается право собственности на источник возникновения идеи искусства. Появляется торгашеская система, которая манипулирует предметами искусства, забывая об их идее. Постепенно идея утрачивает своё значение, искусство вырождается, а на передний план вместо художников выступают торговцы, которые владеют уже не реальным произведением искусства, а товаром, который им необходимо выдать за произведение искусства. 7. Смысл искусства в том, чтобы найти идею бытия в сознании творения.
Примитивные люди считают, что Бог – это живое существо, которое находится или не находится в Космосе или во Вселенной. Например, Хрущёв спросил Гагарина, видел ли тот Бога в космосе? А «художник» Кулик считает себя его «клистирной трубкой». Но самый изобретательный и доныне живущий аргумент уже просвещённого невежества следующий. Может ли Бог сотворить камень, который не сможет поднять? Если не может сотворить или не сможет поднять, значит – не всемогущий. Я представляю, как доволен просветивший себя такими анекдотами о Боге «мыслитель». Я же ему скажу да – может! Он может сделать даже то, что не может! В этом и заключается его Всемогущество! В том, что он может сделать то, что не может!
Наиболее точным выражением идеи Бога является утверждение тождества бытия и мышления. Это значит, что всё, что есть – разумно, а то, что мыслится – есть.
Гениальность делает человека свободным, но свобода – не делает его гением. Это и есть отличительная черта художника: он свободен, потому что гениален. «Концептуалист» же свободен, но не гениален. Поэтому он и демонстрирует в своих произведениях свободу без искусства.
Понятно, почему торговцы завладели миром. В каждую эпоху идеалисты уничтожают друг друга, а торговцы выживают. Поэтому мир и пришёл к рыночной демократии – ведь в нём остались одни торговцы. Искусство же осталось в мире исчезнувших идеалистов. Поэтому оно и не может найти точек соприкосновения с «современными представителями человечества». Рыночными демократами востребованы лишь концептуалисты, поскольку они ничтожность современного человека преподносят как произведение искусства.
Современная теория искусства, в отличие от теории современного искусства, пишется от имени художника. И только она имеет вес и значение, поскольку только художник является представителем искусства. Сначала у художника нет ничего. Есть только он и непостижимая для него тайна бытия, которую он хочет раскрыть. Опираясь на себя в художественном творчестве, он терпит крах по двум причинам: божественное нельзя постичь с точки зрения личного, и искусство нельзя сохранить в себе без того, чтобы не сохранить себя в нём. Поэтому творение возникает по мере самоотречения. Оно не может удержаться ни в одной из известных форм и поэтому стремится приобрести божественную форму, смысл и содержание. Поэтому искусство так труднодоступно, ведь оно выражает противоположное тому, чем живут люди, опровергает их ценности и полагает истину. Наибольший конфликт у искусства возникает с рыночной демократией. Ведь именно она ориентирована на усвоение самых ничтожных потребностей в ущерб свободе и разуму, хотя постоянно говорит от имени того и другого. Но люди, которые представляют её, не могут быть свободны и разумны. Это невозможно в силу ущербного устройства их личности. Ведь эта личность занята выживанием, а творческое вдохновение покупает. Произведение искусства художника выглядит как бесконечная божественная любовь, в которой схватываются отдельные черты творения. Хорошо, если такое искусство божественного творения достигает духовного совершенства в осознанном виде бытия (как, например, у Микеланджело). Сила его воздействия ограничена определённым представлением. Это абсолютная ценность, данность для следующего поколения художников, которые, отталкиваясь от неё, вновь оказываются перед неизбежным замыслом творения.
Мифотворчество поэтому является основополагающим началом в формировании духа нации. Доведённое до предела, оно превращается в философию, задача которой – создать конструкцию разума, адекватную происшедшему творению.
Вывесили предвыборные плакаты с портретами кандидатов. Изображена женщина с поросячьей физиономией. Меня, знающего философию Гегеля, призывают голосовать за неё.
Творцы оставляют после себя время, шуты – имущество.
Почему сюрреализм стал великим достижением искусства? Потому что он впервые установил, что реальный мир имеет параноидальную природу, и что только в сверхусилии художника он достигает живого выражения. Реальность не имеет окончательного завершения в человеческом образе, в ней происходят процессы, поражающие непредсказуемостью своих последствий, совершаются действия, основанные на воле отдельных людей и приводящие к массовым столкновениям и уничтожению большого количества людей. Сюрреалист сотворённое хочет привести в состояние гармонии, он не творец, он безумный испытатель собственного разума в разумном понимании его безумия. Поэтому Дали и говорит: «От сумасшедшего я отличаюсь только тем, что я не сумасшедший», а свой метод называет параноидально-критическим.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 4. 2012 год 5. 2011 год |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Смотрите подробности куплю песни дорого на нашем сайте. |