Евгений Бриммерберг
Философское эссеКупить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf Оглавление 1. 2015 год 2. 2014 год 2015 год
Лейбниц полагал, что из бесконечного количества возможностей действительной становится та, которая наикратчайшим путём ведёт к наибольшему совершенству. Поэтому зло недействительно. А если недействительно, то и не существует. Это и есть доказательство того, что Бог не мог допустить существование в мире зла.
Посмотрел на заседание трупов академиков на фоне убогих картин. Некие врата в неискусство, ждущие очередного мертвеца. Поневоле начнёшь ценить какого-нибудь Кулика. Он хоть и клистирная трубка, но всё-таки клистирная трубка Бога, а не член академии художеств.
Идея подлинной расы никак не обозначена. Зигфрид и не крепостной, и не свободный. Он – естественный. Чтобы освободить крепостных, недостаточно убить Бога. И не нужно. Потому что освобождённые крепостные – это чернь. Бог же изначально не Господин, а Творец. Убить Господина и не заметить Творца – значит распять себя между безбожной чернью и искореняющим её иррациональным насилием.
Посмотришь иногда в эти дремучие глаза вечности, и кажется, что человек был всегда и никогда не покидал этот мир.
Чем отличается Родина от Отечества? Родина – это баба, которая не даёт денег мужику на водку. Отечество – это традиция, память, преемственность поколений в становлении истории и культуры. Так что когда вас призывают защищать Отечество, – посмотрите, где оно? Везде – Родина.
Понятно, что современное искусство должно быть антагонистом современному человечеству. Но не своей глупостью и отчаянием, а гениальностью и оптимизмом.
Насколько живая, а не мелодичная музыка Вагнера! Она не увлекает, а вовлекает. Предвещает и возвещает. Ещё не сбывшуюся судьбу открывает человеку, ставит его перед фактом, что без него она не свершится, и человек не видит эту судьбу, а видят её Боги, и они направляют его. Он – послушное орудие их провидения – живёт свершением этой судьбы. И только однажды вместе с Богами он видит её. И наступает время свершения.
И вот после того, как уяснён смысл происшедшего изменения в судьбе искусства, который заключается в переходе от бытия к жизни, следует спросить себя, может ли жизнь обходиться в своём развитии без посредства бытия? И не следует ли после того, как она исчерпала себя и выродилась, вновь обратить её лицом к бытию, чтобы в его неисчерпаемой идее она смогла познать свою меру?
Так хочется глядеть вперёд, а не погрязать в отвратительном фатализме растительно-животной жизни, который на уровне государств и народов топчет здравый смысл и человеческую породу.
Судьба сама себя не ведает. Иначе она была бы не судьбой, а промыслом.
Бог сотворил человека, а не крещёного дурака.
Политик – это человек, который свою глупость делает всеобщим достоянием.
В современных условиях занятие философией для художника не менее важно, чем занятие живописью. Поскольку только она может защитить его искусство от дураков.
Сущность существует всегда – неприемлемое для доказательства положение. Ведь утверждение, что сущность существует всегда, равносильно утверждению, что всегда существую я. Но поскольку я могу знать, что существую всегда, только при наличии вечно существующей сущности, а сущность существует вечно только при наличии вечно существующего меня, то и нет никакой возможности решить это противоречие в пределах этого отношения.
Без философии жить нельзя. Она отвечает на вопрос о смысле бытия, выдвигает идею сознания, в пределах которого я могу мыслить всю полноту сущего, создает перспективу времени и в состоянии крайнего возбуждения оставляет меня в покое.
Некоторые верят, что в вечности нет времени. Но если в ней нет времени, то нет и бытия, поскольку вечность без времени – ничто. А если в ней нет бытия, то и самой её нет, так что нет того, что может быть без времени или со временем.
Вечность – это утешение для тех, кто не исчерпал время.
Даже если не будет на свете людей, а останутся одни твари безумные, будет Бог как мечта о человечестве, любви и безупречном разуме.
Поскольку идея вечного Бога существует во времени, она в каждый момент своего существования должна иметь такое выражение, в котором вечность Бога соответствовала бы этому моменту.
Идея Бога должна исходить из сознания человека, из факта наличия времени. Только в этом случае вечность его сущности подтверждается преемственностью времён. А поскольку сознание каждого момента времени имеет единожды сотворённую сущность в божественном образе, то и образ этой сущности должен выражать всю полноту творения в данный момент времени.
Зачем вечность Богу, если он и без атрибутов вне сознания Бог? Бог нуждается в атрибутах в сознании: именно в сознании вечность является одним из его атрибутов. И поскольку сущность Бога складывается из сознания его атрибутов и Бог есть живое существо, а не мёртвое бытие-ничто, то и атрибуты должны менять свои свойства в сознании человека. Так что изменённая их совокупность должна приводить к иной идее Бога, чем та, из которой исходило сознание при установлении своего отношения к существу этой идеи.
ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНОГО ТЕЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. Между временами вечность. Это основной тезис современного мышления, преодолевающего классическое, согласно которому в вечности нет времени, к ней всё сводится и из неё всё исходит. В современном мышлении акцент делается на преодолении вечности, в классическом – на её истинности. В классическом мышлении на первом месте Бог, в современном – человек. В современном мышлении над вечно исчезающей в себе сущностью выступает жизнь. В классическом – жизнь уходит в вечность, поглощается вечностью и воскресает в вечности. Последний пункт доказать невозможно, поэтому он требует веры. Знание того, что есть воскресшая в вечности жизнь, требует смерти, а это – противоречие.
Нельзя жить без вдохновения. Можно задохнуться.
Разочаровался я в живности человеческой. Не мыслит она, а лишь благоухает низменным высокомерием.
Философом не может быть человек, который констатирует отсутствие или деградацию философии. Философ – это человек, который создаёт идею открытого будущего для сохранения в нём исчезающей вместе с жизнью сущности творения.
Я вот сейчас думаю об этой работе. Хочу найти хоть какие-то слова, чтобы высказать своё отношение к ней. И сталкиваюсь с полным безразличием, нежеланием вникать в суть событий, в мир примитивных отношений, больных аффектов, бессмысленных поступков, возведённых в суть крахмально-бисерного студенистого, вязкого, душного испарения, выделения, которое нуждается в лечении мазью, чтобы душа извергла из себя то, что её поглотило и размазало по липкому столу глупого помешательства. Есть люди, которые изначально не могут отделить достойное для творчества содержание от никчемного, поскольку им не дано совершить такой выбор. Не из чего выбирать. И тогда они используют любой материал для самоисторжения, становятся его жертвой, но нисколько от этого не страдают, а ещё больше глумятся над своей нечистоплотностью, выдавая это за литературный талант. Своё дрянное произведение они преподносят как акт свободомыслия, разрушения комплексов, посягательства на обывательщину. А на самом деле, они просто не могут сделать ничего лучшего, чего-то такого, что стало бы произведением искусства. Они просто бездарны, но тщатся компенсировать эту бездарность инфантильными парадоксами ума и физиологическими страстями, доведёнными до навязчивого, органического поражения сознания, требуя при этом, чтобы его разлагающиеся очертания стали предметом внимания и вытеснения и замещения содержания сознания здравого ума. Истерический инфантилизм личности, лежащий в основе такого продукта, нуждается в снисходительной жалости к страдающей душе доведённого до отчаяния автора. Но ни в коем случае невозможно обсуждать этот продукт. Ведь именно это и есть цель автора. Потому что подлинное произведение искусства ни в чём не нуждается. В нём нуждаются люди, а не оно в них.
Мышление есть способность распадающейся в сознании жизни обретать себя в новых формах бытия.
Стараюсь понять то, поняв что, перестаю что-либо понимать. И тогда в состоянии неудовлетворительного безумия и беспокойства начинаю искать способ овладеть жизнью, которая принадлежит мне, но во власти которой я нахожусь.
Искусством можно заниматься только при наличии великой любви к людям и в безграничной вере в них. При потере этой веры и любви искусство исчезает. Богу оно не нужно.
Апокалипсис как учение о прерванности творения, о невозможности его завершения, потрясает душу, поскольку оставляет её в мучительном ожидании неведения. Она вроде бы и повержена, и есть, и никогда не будет. Так что пережить это крайне сложно. Остаётся лишь признать, что тот промежуток несбыточного творения, который лежит между поверженным миром и ждущим его пришествия для воссоединения с собой вечно живым светлым существом, с недоумением отторгает точку зрения трепещущего в своей оставленности и погибшего в своей незавершённости творения.
Что истина? Конечная цель существования? Всеобъемлющий хаос бытия? Мировой порядок? Или бессмертная сущность, ставшая тёплым местом для сбора винограда в пустыне? Нет, все эти истинные вопрошания сводятся к одному ответу: Я есть истина. Это и есть главный ответ истории. Ведь только в этом случае Бог в человеке знает своё творение посредством себя: он не только творение, но и в этом творении – Я. Что же здесь удивительного? Только здесь Бог может сказать не только о себе, но и стать Я. Хотя бы на время. Тот, кто отрекается от Я, отрекается от истины и творения, в котором Бог запечатлел себя. Даже если он верит в Бога, не являясь Я, он утрачивает истину, поскольку только в Я Бог – творение, образ и подобие себя и единственное истинное откровение.
Жизнь настолько невероятна, что без ещё более невероятного объяснения её вынести невозможно.
Академия художеств, институт философии – два кладбища красоты и мысли человеческой.
Все-таки, настоящее значительно превосходит мировую культуру. Как бы ни была она совершенна, совершенство требует постоянного внимания к выходящему за пределы его растлению. Так что без этого настоящего мировая культура превратилась бы в вечную сущность, в некую смертную жизнь, созерцающую Бога в предмете своего вожделения. И была бы смертна в бессмертном существе. А в настоящем она бессмертна.
Абстракция – это освобожденная от всяких чувств идея. Именно поэтому она не предмет, а источник чувств.
Свобода есть состояние души, перед которой нет никаких препятствий для существования. Она может существовать только в божественном мире, в живом творении.
Человек есть носитель смысла. Если в мире нет смысла, то нет и человека.
Вы ещё хотите иметь? Значит, вы ещё не можете быть.
Всякое произведение, несущее в себе дух классической традиции в современном выражении, является авангардным.
Самое страшное в России – это то, что свободный человек может по каким-то формальным признакам попасть под действие законов, установленных рабами для рабов.
Мне грустно оттого, что вижу вас насквозь, Что не сожжёте пламенем своим, Что скукой бытия очаровать не в силах...
Бесноватость, которую некоторые люди испытывают к европейской цивилизации, это результат отсутствия у них христианской идеи, сознание своей ущербности в отношении к миру, который на основании этой идеи строит свободу и демократию.
Метафизика есть состояние бытия, в котором способ восприятия мира не отличается от сознания его устройства.
Что касается истины, то где же она, кроме пределов разума, существует? Полагать её иррациональной идеей, значит отказываться от собственной значимости и утверждать неистинность творения в ожидании откровения его истины.
Вступление к 3-му действию «Тристана и Изольды» Вагнера – это одинокий, божественный человек, перед лицом смерти от имени всего человечества несущий в себе жизнь. Когда люди научатся постигать эту великую музыку, они перестанут кривляться перед сущностью бытия, а выразят её прекрасным и совершенным образом. У них исчезнут животные инстинкты, благородство восторжествует, а суть творения станет ясной и очевидной. Так что нелепы их дерзости, украшающие замшелый мир цивилизации, их лица ещё не обрели черты вызывающего превосходства над тлением, их умы еще не приспособлены для усмотрения истинного намерения Творца, а скудные души всё ещё погребены в прахе веков. Свет, который восторжествует над умилением исчерпавшего себя духа, вознесёт всё живое к его истинному прозрению и внушит любовь более сильную, чем та, которая наступила на горло смерти, но не в силах отступить от неё.
С каким единодушием мыслящие люди в России отрекаются от времени! Это симптом. Безвременье – это тяжёлая болезнь. Его пытаются заменить вечностью, но ведь вечность – это идея, а не состояние духа и жизни. Можно пребывать в вечности, но только в такой, которая длится во времени. Но и в такой пребывать никто не хочет. Хочет просто вечности без времени. Это некрофилия, влечение к смерти, бессилие жизни, униженной невозможностью следовать своему высшему предназначению. Времяотречение – это и есть болезнь духа, обусловленная общим недомоганием нации, неспособностью её вовремя осознать своё пребывание, латентное безделие, подражательство и отчаянный патриотизм обманутых надежд.
Русское искусство всегда прокладывало мост между убитостью человеческой и пустеющей отсутствием Бога божественностью. Оно давало и даёт образ человека ещё не существующего, но в скорби своего отсутствия обозначенного.
Время кончилось. Наступило будущее. Развовременение. Развовременение есть будущее, наступившее навсегда. Это изъявшее себя из своей сущности бытие, выставленное напоказ для проницательного взгляда, навсегда покинувшее своё ничто. В этом месте ничто окончательно распадается, обнаружив своё бытие и навсегда став им.
Есть только свобода воли, а никакой другой свободы нет. Под свободой воли понимается способность из всех возможностей выбрать истинную, действительную и подлинную. Свобода воли обусловлена наличием разума и идеей Бога, отношением разума к этой идее. Так что свобода в этом смысле ничем не отличается от судьбы. Можно сказать, что человек вершит свою судьбу, которая властвует над ним.
Единственный не тот, кто возвёл себя до небес в качестве Я, а тот, кто своей единственностью спас каждого.
Мне все мнится, что когда-нибудь порода человеческая в России улучшится, и здравый смысл возобладает.
Если бы человек познавал и творил только на основе восприятия доступных ему явлений, то он не обладал бы способностью провидения, которая обращена к идее бытия, существующего независимо от отношения к нему человека. Если эту идею не принимать во внимание, философия станет содержательной, но иррациональной и бесцельной. Смысл жизни утратится, скука овладеет умом, а инстинкт восторжествует. Так что человек станет слепым орудием созидания, смысл которого ему не дано понять.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. 2015 год 2. 2014 год |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|