HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Эдуард Байков

Жужжит ли «рой»?

Обсудить

Рецензия на книгу

Опубликовано редактором: , 13.08.2007

 

 

 

Александр ЛЕОНИДОВ,

старший литконсультант

Союза писателей РБ

 

 

Трэшевое изображение отнюдь не трэшевой ситуации – именно такое сравнение приходит на первый взгляд при прочтении книги Эдуарда Байкова и Всеволода Глуховцева «Рой», выпущенной крупным российским издательством «Крылов» в самом конце нынешнего лета. Но это лишь на первый взгляд, ибо не так прост роман, как его малюют. Но обо всем по порядку.

Текущее десятилетие в творчестве популярного писателя и ученого Эдуарда Артуровича Байкова стало временем перехода от неореализма, с которого он начал свой путь в литературе (роман «Гнев», 1999), к следующему «притчевому» или «фантастическому», периоду. Уже криминально-психологический детектив «Гнев» содержал отдельные элементы трэшевой литературы. Хотя, как и многочисленные рассказы и повести Байкова, этот роман все-таки был написан в рамках канона классической остросюжетной беллетристики. Не таков «Рой».

Надо сразу оговориться: фантастический жанр весьма неоднороден – сюда можно относить сколь угодно поджанров и направлений, порою являющихся причудливым смешением не только стилей, но и «фирменных» особенностей и черт других крупных жанров, таких как детектив, приключения, философская притча, социально-бытовой и психологический роман. Авантюрная фантастика тоже разнопланова, она вбирает в себя и скай-фай, и фэнтези, и пресловутый киберпанк.

В частности, сюда можно отнести и написанный Э. Байковым совместно с В. Глуховцевым роман «Рой». Несмотря на заметную трэшевость, этот роман еще формально близок к классическим канонам: в нем нет постмодернистской фрагментарности.

Типичные признаки трэша – откровенные, порою шокирующие добропорядочного обывателя сцены насилия, жестокости; обилие ненормативной и сленговой лексики; порноэпизоды; сплошной экшн в ущерб психологичности. Все это, конечно же, в книге присутствует, хотя и не в таком количестве, как это следовало бы ожидать от очередной трэш-поделки. Ибо «Рой» – отнюдь не поделка, да и не столько трэш, как об этом, прочитав аннотацию романа, написал в блоге «Хроники Гипертекста» участник igor_ufa, охарактеризовавший книжную новинку как «адский трэшак». Вторит ему и пользователь nevmenandr: «Как страшно жить после таких аннотаций. Нужно запретить “Роснано”. Во всем виноват Чубайс». А на форуме сайта «Создатели миров» юзер Тольтек возмущается (лексика и стилистика сохранены): «Че за нафик? Почему людям постоянно нет места от собственных творений? Блин, куда фантазия человеческая девалась? Нет чтоб что-то умное-доброе-вечное написать. А не очередной псевдоконспект по выживанию в тупых условиях».

Подчеркну: это мнения людей, которые прочитали лишь аннотацию, а сам роман не удосужились прочесть. Тем не менее их мнение высказано, и оно однозначное. Но, повторюсь, не все так просто. Большинство же читателей романа, судя по откликам в Сети и по устным впечатлениям знакомых, прочитавших сие творение уфимских авторов, оценивают роман достаточно высоко, говорят о нем порою с восторгом. Но об этом чуть дальше.

Итак, на мой взгляд, «Рой» по жанру – постапокалиптическая притча в форме боевика. Роман рассказывает о произошедшей в городе биотехногенной катастрофе, полон глубокого символизма в описаниях выживания уцелевших людей.

В романе отчетливо заявлена научная тематика. Во многом это старая добрая «НФ», преодолевшая тернии фэнтезийности. Концепция «Гея-Земля», согласно которой наша планета представляет собой единую систему, причем живую, а не мертвую, придает роману оттенок постсоветского идеологического модерна. И наверное, это дань моде на экологическую тематику.

Эта книга – о том, как пораженные нановитами люди превращаются в зомби, в неких полуразумных существ. Это уже не люди, хоть облик их еще остается таковым. Авторы в одном из интервью сами признавались, что сюжет, при всей своей линейности и драйвовой динамичности, не так однозначен. Скорее он двуслоен, имеет не один, а несколько смыслов. За сюжетом боевика – глубокая мысль о бездуховности античеловеческого западного мира. Эпицентр смыслов – однородная бездушная масса, которая направляется из одинокого чудовищного нечеловеческого разума. Западный, а теперь и наш человек глубоко зомбирован – всей массовой культурой и коммуникациями. Он «хавает» то, что выгодно дать ему манипуляторами сознания и психики и хозяевами этих самых манипуляторов. В «Рое» такие параллели и аллюзии с насущной действительностью просвечивают вполне явно. Нужно лишь на минутку отвлечься от экшеновской линии и пошевелить мозгами – или их остатками.

Казалось бы, обоих авторов меньше всего занимали психология, духовные искания, внутренний мир, семья, нравы, общество (в особенности благопристойное общество), – они делали бестселлер, боевик. Но в заключении, словно позабыв о масскультуре, авторы выводят нас на линию высоких смыслов: в итоге понимаешь, что это книга о том, как становятся людьми; это завоевание бытия, тяга к цельности, независимо от ограничений, навязываемых обществом, путь к цельности не ради себя через верность себе. Ибо герои – отнюдь не картонные персонажи дешевой трэшовки, нет, они выписаны как люди со всеми своими метаниями и переживаниями. И даже суровые мужики – спасатели, спецназовцы, заключенные, просто пытающиеся выжить граждане – показывают истинный, не наигранный героизм в тяжелейших условиях катастрофы и последующего отчаянного желания выжить.

Ведь на самом деле во время катастрофы – локальной, а уж тем более глобальной – в реале все будет происходить куда жестче и кошмарнее, аморальнее и бессердечнее, чем авторы «Роя» попытались показать. Прочтите дилогию «Мародер» и «Каратель», принадлежащую перу загадочного автора Беркема аль Атоми, выпущенную тем же издательством, и вы все поймете.

Возникает подозрение, что, угождая вкусам массовой публики, авторы все-таки интересовались «психологией» и «нравами», хотя делали вид, что просто рассказывают занимательную историю.

Но давайте послушаем некоторые из мнений читателей. Вот что пишут в гостиной сайта самого издательства «Крылов». Читатель Вадим: «Здравствуйте! Сейчас читаю роман “Рой”, вышедший в “Крылове”. Произведение вполне себе на уровне – напряженно, злобно, атмосферно, в меру цинично, нецензурная лексика к месту и по делу, – в общем, почти то, что нужно. Собственно говоря, лучше в этом году был только “Ренегат” Мичурина». Ему вторит читатель Олег Янгиров: «Здравствуйте, уважаемые издатели!.. Еще прочитал роман “Рой” Э. Байкова и В. Глуховцева. Тоже невозможно оторваться от книги. После Беркема Атоми это самое жесткое повествование. Вопрос: после прочтения этих книг возникает впечатление, что будут продолжения. Так ли это? Если да, то с нетерпением ждем. У этих книг есть поклонники. А вот женской половине не понравилось». И тут же ответ предыдущему рецензенту читательницы Эльвиры: «Хочу возразить Янгирову в той части, где он говорит за всю женскую половину, что им не понравился роман “Рой”. Олег, а мне понравилось! Да, роман чисто мужской. Но он честный, динамичный и в какой-то мере реалистичный. Ведь это реально могло бы произойти (упаси Бог, конечно). Я понимаю, что могло не понравиться женщинам (мне-то, женщине, не понять?), – это циничное, утилитарное отношение к женщинам. Но, девочки, это мужской мир, создан мужчинами для мужчин. Что, до сих пор до некоторых не дошло?.. Но ведь это война в мирное, в общем-то, время... Причём такая, где в плен не берут! Выжить бы! И не просто, а как человеческая особь. Где уж тут шаркать ножкой и целовать ручку?.. Так что молодцы уфимцы! Хочется продолжения. Но я бы добавила науки. Ведь по большому счёту с неё всё и началось. Как говорится: “Что бы учёный ни придумал, всё оружие получается!” А расхлёбывать приходится парням в камуфляже и мирному населению. Парням с оружием в руках, а нам, девочкам... ну-у, вы поняли. А те девочки, которым это не нравится, сами берут оружие в руки и становятся... правильно, мужчинами женского пола (упаси меня Бог от такого выбора). Авторы взяли на себя смелость правдиво показать потенциальную опасность войны. А правда не всем нравится. Так что, чтоб такого не случилось, думайте, люди, думайте! и читайте! и учитесь смотреть правде в глаза, хотя бы через чтение фантастических романов. Ведь в фантастике доля фантастики, остальное – всё правда».

Думаю, комментарии излишни. Скажу лишь, что это мнения людей, которые не поленились прочесть книгу, что называется, от корки до корки.

И Глуховцев, и Байков начинали свою литературную деятельность с бурных историй, изобиловавших стрельбой, погонями, романтикой. В них в равной мере присутствует та острота, которая и составляет соль прозы, и в «Рое» эта «соль», то есть неожиданные повороты сюжета, остается.

В романе авторы делают особый упор на развитие действия. Можно сказать, что когда Глуховцев и Байков рассказывают, они не делают ничего иного, и важность этого действия столь велика, что оно не оставляет места «психологии» и «духовным исканиям». И в то же время как письмо должно сообщать о чем-то, отличном от себя, так и история не может оставаться замкнутой, постоянно ссылаясь только на саму себя и не касаясь «психологии», и в романе Глуховцева и Байкова эти две роли выполняет фантастическое.

Как и во многих произведениях подобного жанра (постапокалипсис, сайнс-фикшн, фэнтези), в романе Глуховцева и Байкова появление фантастического – способ начать рассказывать историю, а его исчезновение – способ закончить историю. Элемент ужаса – хоррора, триллера – оказывается тем нарративным материалом, который наилучшим образом выполняет конкретную функцию: привнести изменение в предшествующую ситуацию и нарушить установленное равновесие (или его отсутствие).

Такую функцию фантастического – функцию двигателя сюжета – можно называть синтаксической, и именно она позволяет Глуховцеву и Байкову заниматься своим любимым делом – рассказывать историю, не обращаясь к «психологии» и «внутреннему миру».

Кроме того, в романе есть некий привкус фэнтези, что сближает его со сказками. Но это – страшная сказка. Сказка-предупреждение о том, к чему мы все можем однажды прийти. И тогда наступит великая смута и общий трындец, какой в постапокалиптической литературе именуется БП – Большой Песец. А в литературе трэшевой это расшифровывается еще более звучно и нецензурно.

Вот и авторы «Роя» говорят, что «еще не все потеряно», мол, не поздно одуматься и остановиться, пока в погоне за все большими благами и удовольствием современный человек не наскочит на Большого Пушного Зверя, который разорвет его на мелкие клочки, навсегда вычеркнув из истории земного бытия. Но создается впечатление, что где-то на пороге своего сознания авторы вполне реально и скептически оценивают нынешнюю ситуацию, сложившуюся в человеческом обществе и в биосфере: вряд ли удастся «повернуть мозги в нужную сторону» тех почти семи миллиардов двуногих существ, гордо именующих себя человеком разумным. В произведении Глуховцева и Байкова современный человек раздвоен, изувечен, ущербен, враждебен самому себе. Здесь гармония старой литературы утрачена, и мы стремимся обрести новую цельность. Вот в чем заключается идейно-нравственное ядро романа.

Современная литература, как и другие виды и роды искусства, насквозь пропитана тем, что мы называем трэшевой культурой. Трэш, словно противное насекомое (или целый рой насекомых), гадко жужжит в нашем сознании и психике. Но отдельные удачные произведения – такие, например, как творение наших земляков, – вполне способны превратить надоедливое жужжание мух в ласкающее слух гудение трудолюбивых пчел. Пусть «Рой» уфимских литераторов-пчел жужжит – как предупреждение постепенно сходящему с ума человечеству. Может, и впрямь еще не все потеряно…

 

 

 

474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки плечики для верхней одежды оптом magazin-veshalok.ru. . https://bettingcafe.ru/bookmakers/
Поддержите «Новую Литературу»!