HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Багров

Строгие рамки

Обсудить

Повесть

 

Коллективизация, спасая от голода города и Красную армию, подрубила под корень становой хребет Советского государства, отняв у него истинных земледельцев, большинство которых было сослано в холодные земли русского Севера. Именно о таких выселенцах и идёт в повести речь. Не только тех, кого под дулом нагана отправляли в суровый путь, но и тех, кто добровольно рвался в необжитые места, где хозяином был больше волк, нежели человек. Почему добровольно? На этот вопрос и отвечает повесть.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.01.2013
Оглавление

13. Часть 13
14. Часть 14
15. Часть 15

Часть 14


 

 

 

Зима разгулялась сначала морозами, а потом и метелью. Снег и ветер буквально валили с ног. Замерзла река, и по ней, будто белые великаны заходили крутящиеся столбы.

Но потом наступили и тихие дни. Повеселели переселенцы. Стали делать вылазки к деревням. Уходили по одиночке. Кто – в Моржегоры. Кто, перейдя льдом реку, – куда-то вверх по ее течению. Возвращались не все. По поселку пошел робкий ропот. А после того, как вернулся с порожней котомкой, Аркаша Опенкин, и вовсе стало не по себе. Вернулся Аркаша утром. Сухое лицо его в копоти и ожогах, руки трясутся, и говорит, с перепугом оглядываясь назад, точно кто-то оттуда сейчас его схватит.

– До сельца не дошел, иду вдоль опушки и вижу: навстречу собаки. Остановились невдалеке. Головы вверх задирают, хвосты на снегу. И понял я – волки! Ладно, топор был с собой. Живо к березе. Нарезал скалыُ. Запалил. Костром от них и оборонился. Две сушины свалил, чтоб костер удержать. Держал его цельный вечер и цельную ночь. Лишь утром они от меня ушли. Так, не спавши, обратно и воротился.

Жена Опенкина, Евдокия – кровь с молоком, глаза с поволокой, губы, что тебе розы, только-только не плачет, спрашивая его:

– Ись-то будем чего, Аркаша? Надёжа была на тебя. А ты?

– Не знаю, Евдоша. Мох будем ись, а туда не пойду. Волки, это тебе не собаки. Чуют они человечину. Чуют за километр. Будут, поди-ко, теперь сторожить. Никого не пропустят.

У Аркашиного костра собрались почти все старухи, молодки и бабы. Кто вздыхает, кто рукавом вытирает глаза. А старая девушка Кланя вдруг, как, опомнившись, с корточек соскочила, глаза распахнула и спрашивает у всех:

– А как же мой батя? Он тоже ведь этой дорогой ушел. Ты-то, Аркаша, вчера уходил. А батя – позавчера. Неуж-то волки его загрызли?

– Не знаю, – промямлил Аркаша, – надо бы это проверить. Но как… Было б ружье, я бы прямо сейчас, взял бы, кажется, и сходил. А так, с простыми руками. Нет. Я туда не ходок. Хочу еще кроху пожить…

 

Ночью вызверился мороз. Юлька, ходившая под крыльцо за поленьями дров, знобким голосом:

– Ну, и лютует! Поди-ко, за 40, а то и боле. Ворона, вон, на моих глазах на лету сковырнулась наземь.

Степанида глядит на ребят. Все трое спят калачиками на лавках. Подправляет на них оболочку.

– У нас-то тепло, слава Богу. А как у людей? Печки-ти сбили только Армеевы и Савковы. А те, кто в шалашиках? Кто в землянках?

– Ой! – Юлька только платок на голову наложила, сходу – к двери. – Сбегаю я! Проверю!

Вернулась она минут через 20. В руках – завернутое в фуфайку легкое, как полешко, детское тельце. У Юльки и голос дрожит, в таком она сильном смятеньи:

– Была у Быковых в шалаше. А там Маня с Миней. Лежат, как живые. Замерзли оба. Не дышат. И лед на губах. А Катечка, дочка ихняя, между ними. Жива-я!..

Катечка ворохнулась, высунув личико из фуфайки и глазками замигала, не веря в то, что явилась сюда из мертвого шалаша, где согревали ее, пока не умерли, мама с папой. Здесь же было тепло, и лица хозяев такие добрые, а в голосах у них плавает жалость, да еще эти руки, которые протянула к ней старая Степанида и понесла ее на горячую печь, где пахло брусницею и грибами. И девочка, не успев почувствовать, что у нее под спиной и что в изголовье, тут же вся и ушла в глубокую сонную благодать.

Галактион натянул на себя отцовскую телогрейку. Шапки не было. Вместо нее надел на голову вязаную рубаху.

– Схожу-ко тоже.

– Вместе! – срывается Юлька.

 

Вдвоем и пошли. Вдоль по берегу, как по мерзлому государству.

Побывали в доме Савковых. Тепло и уютно. У Армеевых побывали. И здесь все в порядке.

Пошли по землянкам и шалашам, где не было обогрева. В первой же не приспособленной для зимовки норе оба почувствовали озноб. Здесь было не только холодно и уныло, однако и страшно, как, если бы, выгоняя жильцов, заселялась сама погибель.

– Живые?

Из-под вороха телогреек:

– Вроде.

– Вылазьте, а то околеете. Эдакой холод у вас, как на воле, – сказал негромко Галактион.

Лежавшие не реагировали. Закутавшись в отереُпье, они не хотели уже ни слушать, ни думать, ни знать – ничего. Казалось, они смирились с безволием обреченных, которым так и так предстоит пропадать.

Галактион старался расшевелить:

– Вставайте! Вставайте! А то вон у вас и дров даже нет. Наруُбите хоть сухар. И костер разожжете.

В ответ:

– А и жрать уже нечего. Третий день как не жрамши. Один хрен помирать.

– Нет! – завелся Галактион. – Будем жить!

– Жить-то бы жить, да как? Уже и не чувствуем ничего, – ныли, не думая вылезать из-под вороха одежин полумерзлые поселенцы.

Галактион не знал, что и делать. Чувствовал он, что людей надо было спасать. До вечера все, как один, околеют.

– К нам подите! В наш дом! – заговорила вдруг Юлька, взяв разговор на себя: – Там печка! Жара! Отогреетесь в миг!..

Сам Юлькин голос, ее молодое, к добру расположенное лицо, упоминание о жаре и горячей печке брали уже за живое, и поселенцы, тряся костями, выползали из-под тряпья, выбирались наружу, правясь к вырубке, на которой стоял, дымя деревянной трубой, новый дом, где топилась русская печь, обещавшая даровое тепло, приют и защиту.

Лютая стужа застала врасплох. Печи сбиты лишь в трех домах. Еще в трех – сбиты наполовину. Галактион и Юлька устали от уговоров, с какими они убеждали перебираться людей из промерзлых строений. Последнего дедушку Михаила, который смущался идти в чужое жилье, они увели даже силой. Передавая его Степаниде, просили ее взять над старым опеку, чтоб тот не стеснялся и не робел.

В трех домах разместился народ. Шестеро – у Армеевых. Восьмеро – у Савковых. У Борзениных – все остальные.

 

 

 


Оглавление

13. Часть 13
14. Часть 14
15. Часть 15
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!