Марат Аваз-Нурзеф
Критический обзор
о стихии стихов, новом журнале, девяти стихотворцах с "нашей улицы" и кое о чем другом Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми. Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов. Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают. Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое. Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты. Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах. Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.
Оглавление 7. 7 8. 8 9. 9 8
Кэтин Бэрнас. Если в двух словах: талантлива, хорошо осведомлена в теории стихосложения, владеет словом, женственна, добра, умна, философична. Словом, такова, какой и должна быть настоящая поэтесса. Бросается в глаза ее склонность к смежной рифмовке. – В первых трех из семи стихотворений. Ради этого способа рифмовки, который, видимо, более и чаще других отвечает ритму внутреннего голоса поэтессы, она во втором и третьем произведениях соединяет в строфах строки, превращая явные, четкие четверостишия в двустишия, в которых две строки соединены смежной рифмовкой, но и перекликаются созвучием, рифмой внутри каждой строки. Этим автор достигает напевности стихов и доверительности своего тона. Нельзя не сказать и о том, что при внешней схожести по обозначенным выше признакам между вторым ("Ангел и звезда") и третьим ("Думай обо мне") стихотворениями, они разные по ритму, так как созданы разными размерами – 6-стопным ямбом (3х2) и 8-стопным хореем (4х2), соответственно. Приемом "сшивания" двух строк в одну автор пользуется отнюдь не из меркантильных соображений, вовсе не для того, чтобы уменьшить количество строк: из трех страниц остался пустой "хвост" чуть ли не в полполосы. Кстати, эта "пустота" далеко не единственная в журнале. Только в разделе "Поэзия" "порожняка" в общей сложности набирается три страницы... Дамы и господа! Авторы и авторессы! С "порожняком" надо что-то делать. Лучше всего, когда каждый сам позаботится о том, чтобы не допускать "пустоты" на своей, оплаченной территории. Но в случае, если "порожняк" все-таки будет иметь место и его владетель(ница) не чурается благотворительности, а также относится вполне сносно к приживалам... Словом, позвольте мне, дамы и господа, в следующий раз заполнять ваш "порожнячок" своими стихами. Не то у нас тут, на Востоке, жизнь суровая, среднемесячная зарплата 10 баксов, прожиточный минимум – 100, а русскоязычным литераторам жить и вовсе не велено... Ох! Опять заносит! Кэтин Бэрнас. Я ее для себя называю Катюшей Бернес. Ну, помните...
Расцветали яблони и груши,
А это (в исполнении Марка Бернеса):
Темная ночь!
Кэтин, конечно же, пишет и четверостишиями. Образцы – налицо.
Я – свет несущая во тьме.
Да! Да! Да! Настоящий поэт имеет право так говорить! А последнее стихотворение:
Я в этом мире – соловей,
особенно дорого мне не только смыслом, но и тем, что у меня есть стихотворение "Ключи земного рая" (на litnet.ru), построенное точно в таком же стиле – чередованием строк, написанных четырехстопным и трехстопным ямбом. Я очень долго думал, почему Кэтин свое первое стихотворение в подборке начинает упоминанием о Боге в третьем лице, затем во второй строфе переходит к общению с Ним во втором лице, а в заключительных строках (11-й и 12-й) Бог опять становится третьим лицом.
В храм святой пришла Бога я молить,
("тобой" – видимо, следует писать с прописной "Т", чтобы не было недоразумений) Получается, что для читателя, который остался вне храма, на всякий случай, уточняется: я пришла именно для того, чтобы Бога молить. Но в храм святой с другими целями и не ходят. Это читателю и так ясно. Ладно бы, но последующий переход к непосредственному обращению к Богу вносит диссонанс в структуру стихотворения. Словом, все обращения к Богу надо выдерживать либо в третьем лице, либо во втором. Вижу: и в том, и в другом случае возникают проблемы с рифмами и тавтологией. Ну, Катюша, поэты "Открытой мысли" тем и отличаются от графоманов, что не пускают такие проблемы по боку...
Оглавление 7. 7 8. 8 9. 9 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|