HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Открытые мысли

Обсудить

Критический обзор

 

 


о стихии стихов,
новом журнале,
девяти стихотворцах с "нашей улицы"
и кое о чем другом




Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.

Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.

Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.

Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое.

Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты.

Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.

Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.

 

 

Опубликовано редактором: , 8.09.2008
Оглавление

3. 3
4. 4
5. 5

4


 

 

 

В самом начале моей "улицы" – "усадьба" Виктора Коноплёва. Замечательны среди его замечательных стихотворений четыре строфы, четыре четверостишия о музе.

 

 


...Суметь сказать: "Я так живу!"
И стать строкой в стихотворенье,
Суметь окрикнуть тишину,
Заставить петь ее с оркестром
И вылепить свою страну,
Как пекарь, из кусочков теста,
Не всем дано...
 

 

 

Воистину это так! Далеко не всем!

Стихотворение "Муза", написанное строгим четырехстопным ямбом, – наглядное свидетельство тому, что гармоническое стихосложение по-прежнему на первых ролях в цеху поэтического творчества.

Очень человечны, личны и в то же время литературны стихотворения В.Коноплёва "Мой самый главный человек":

 

 


... И много тайн в той тишине,
хранящей сон моей дочуры

 

 

и "Два мира":

 

 


Супруга сказала, что я несерьезный,
Что надо лечиться, но, кажется, поздно.

 

 

Настоящий поэт, его мироощущения и произведения – это всегда неповторимый мир, так или иначе, непохожий и даже противостоящий миру другому, остальному, – тому, в котором живут даже самые близкие поэту люди. Супруга... Увы, супруга-то и чаще всего... И категоричнее, и больнее...

 

Следующая "усадьба" – за Аленой Стронгиной (фамилия довольно редкая, не дочь ли она моему сокурснику по МГУ?).

Сразу бросаются в глаза резные "ставни":

 

 


Да луна выйдет желто-красная
В сарафане из девичьих слез.

 

 

Цветисто-нарядные "краски":

 

 

... Росы хрустальные в тихие травы роняя...

 

 

Или:

 

 

Тот, кто утром росу опускает так нежно тебе на ресницы.

 

 

Красиво!

К тому же поэтесса пишет в разных стилях – гармоническом, белым стихом, негармоническом. Надо полагать, что со временем, по мере превращения Алены в Елену, появятся и новые грани ее творчества, новые глубины, новые образы...

Константин Брыляков. Отточенные строки. Некоторое сожаление о своей поэтической судьбе, которое другими словами, в другом стиле, но перекликается с "Двумя мирами" В.Коноплёва:

 

 

Я приехал издалека, 
Из медвежьего улога, 
Протоптал по всем дорогам
И не стал нигде своим...

 

 

В следующей строфе того же стихотворения без названия – гордое осознание своего "я":

 

 

Ни к чему мне ваши страсти...

 

 

Даже "Плохое стихотворение", как назвал К.Брыляков эти свои 8 строк, весьма недурственны. Только стоило ли в сочинении всего из двух строф использовать разную рифмовку: в первой – перекрестную, а во второй – кольцевую? Между тем в начальной строфе стоит только поменять местами первую и вторую строки, как и тут рифмовка становится кольцевой. Тем более, что от этого, как мне кажется, первое четверостишие только выигрывает, да и все стихотворение становится по-настоящему гармоничным, симметричным, цельным.

 

 

Бурелом обтекаемых строчек. 
Завершенная звонкая тьма. 
Налицо раздраженье ума – 
А душа потрудиться не хочет... 

Сколь ни мучает рифму чудак – 
Не добьется итога иного: 
Тем и живо заветное слово, 
Что его не обманешь никак.

 

 

Тут же скажу несколько слов и о последнем "доме" нашей "улицы". Почему так? Это будет понятно в части-9 статьи.

Павел Шкарин. Три страницы. Четыре стихотворения. Я бы даже сказал, песни. Первая из них – "Пьеро". Мелодичная, зажигательная, незабываемая кадриль, хотя сам автор упоминает о менуэте.

 

 

Живите без печали.
Я выбрал. Я причалил. 
Я не танцую в зале. 
Я – уличный танцор.

 

 

А остальные произведения напомнили Владимира Высоцкого. Но схожесть не внешняя, не в скрежете, не в рычании, не в рокотании. Их у Павла нет. И не надо. Он – не Высоцкий. Он – Шкарин. А схожесть в разноразмерности строк, я бы даже сказал, разнокалиберности, но главное – лиричности, внутренне свойственной Высоцкому. И еще мне показалось, что эта часть творчества Павла будет лучше звучать не в декламации, а как авторская песня в авторском исполнении. Возможно, П.Шкарин то и делает: поет свои стихи, подыгрывая себе на гитаре. Собственно, эти предположения и натолкнули на сравнение с Высоцким...

 

 

 


Оглавление

3. 3
4. 4
5. 5
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.




Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!



Свежие отзывы:


05.08.2022. Недавно повесть, которую у вас рецензировали, была напечатана в Оренбурге, в журнале «Гостиный двор», 1-й номер 2022. Хочу обратиться к услугам вашей редакции вторично, так как без тех советов, которые я от вас получила, мой текст так бы и остался разрозненными кусками уровня самиздата. Стало намного лучше. Сейчас жду размещения номера в «Журнальном мире».

Елена Счастливцева


30.07.2022. Хочу выразить благодарность за публикацию и отдельную благодарность Игорю Якушко за то, что рекомендовал читателем рассказ к прочтению!

Анатолий Калинин


30.06.2022. Хочу ещё раз выразить вам благодарность за публикацию… каждый день мне пишут люди, что прочли рассказ. Сегодня было обсуждение с мастером, он благословил меня на роман:)

Ана Ефимкина


25.06.2022. Благодарен вам за публикацию моего произведения. Благодаря вам мои работы стали появляться в печати!

Александр Шишкин



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!

Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!