HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

45. Часть третья. Трансгрессия. Между Трагедией и Комедией
46. Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности
47. Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается

Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности


 

 

 

Две последние рассмотренные мной оппозиции – «Добро и Зло», «Трагедия и Комедия» – я привел для того, чтобы еще раз напомнить: все эти категории естественным образом присутствуют в душе человека. Они присутствуют в неразрывном единстве, и, стало быть, говоря о литературе, выносить оценку произведению лишь на основании ведущей в нем доминанты – установка плоская и эстетически, и этически. Душа человека – это опрокинутая внутрь вселенная, и в этой вселенной субъективного существования найдется все то же, что и в окружающем Бытии. Значит, и литература не может избегать чего бы то ни было. Когда нам проповедуют о желательном и нежелательном, о предпочтительном и предосудительном в литературе – нам либо невольно, либо намеренно морочат мозги, пытаясь воспитать, направить сознательный интерес на те ориентиры, которые проповеднику в данном случае выгодны. Такова истинная цель любого морализаторства. 

Однако Настоящая литература, в принципе, а-моральна. Что не то же самое, будто она безнравственна. Высшая нравственность литературы состоит именно в том, чтобы изображать картину жизни во всей полноте, не уклоняясь от тех ракурсов, которые для Обывателя неуютны. Это требует мужества. Быть Художником – дело бесстрашных. Если писатель действительно – Художник, он неизбежно совершает трансгрессию, он заведомо преступает запрет, внедряясь в пределы, где обнажается душа человека, и читатель, с восторгом и ужасом отразившись в произведении, познает в себе бездну и через катарсис нравственно очищается.

Цель, казалось бы, довольно благая. Не так ли? Но почему же, в общей массе литературы, столь немного произведений, которые несут в себе эту трудную миссию?

Да потому что есть литература профанная – и есть сакральная.  

Профанная литература служит извлечению пользы и поддержанию сложившегося порядка вещей. Сакральная литература – по ту сторону пользы, она вырывает человека из мира вещей, возвышая его к осознанию в-себе не вещи, но личности.

Я думаю, это многое объясняет. И почему книжные магазины завалены массовым чтивом. И почему издатели сторонятся рискованных авторов. И почему книготорговля сегодня нацелена на потребителя печатной продукции, а вдумчивый читатель как класс – вымирает. И почему государственная идеология, во все времена, независимо от политического устройства, привечала литературу, формирующую нужного ей гражданина, и пресекала неподконтрольные ментальные вольности. И почему писатели, писавшее Настоящее, всегда находились в опале, и проживали жизнь, как правило,   полную муки, и большинство кончали, с точки зрения Обывателя, весьма незавидно. И почему настоящий Художник – явление исключительно редкое.

Сакральная литература не преследует выгоды. Это поэзия в наиболее чистом виде. Поэзия не в смысле стихосложения, и даже не в смысле словесной живописи, а, главным образом, в том необузданном смысле, где зависимость от полезного результата становится несущественной, и на первое место выходит человеческая суверенность. Но суверенность плохо сочетается с миром профанного, которое требует интеграции в порядок вещей. Как Праздник Жизни не может быть вечным, так и сакральная литература не может быть основанием долговременной материальной стабильности.

И вот тут всякий пишущий становится перед выбором. Что писать? То ли то, что будет востребовано, исходя из маркетинговой ситуации, понимания массовых вкусов, нынешней моды и политического момента? То ли то, что родилось из жизни, независимо и спонтанно, как нарыв, как беда, как любовь?

Этот выбор каждый делает сам. Но какой выбор ни сделай, так или иначе, чем-то в-себе придется расплачиваться.

Выбирая суверенную искренность, писатель резко себе осложняет личную жизнь и карьерную перспективу. Выбирая циничное ремесло, он набрасывает удавку на душу, жадно дышащую творением Настоящего.  

Впрочем, эта альтернатива – слишком грубое упрощение. Как и всякая попытка делить мир на Черное и Белое. Все сложнее – и в жизни каждого отдельного человека, и в литературе как способе отражения. Писатель, работающий в рамках узкого жанра, формально служащий профанному книгоизданию, порой может создать безусловный шедевр, исполненный мысли, чувства и сущностной глубины. Или наоборот, автор суверенный, ничем не стесненный, презирающий рамки и живущий на всю катушку, может выдавать сочинения броские и лихие, но, по сути, мелкие, пошлые и, на свой безыскусный лад, профанные. Бывает и так, что известный писатель, методично написавший с десяток романов, своим творчеством не сказал ничего такого значительного, что могло бы оставить в литературе хоть малый след. А бывает и так, что никому не известный автор публикует единственную в жизни книгу, после чего опять растворяется в неизвестности, – но эта книга взрывает сознание современников. По-разному бывает...

Только каким бы способом писатель не реализовывался, однажды к нему приходит беспощадное осознание: не существует такой профанной оплаты, которая компенсирует затраченную на творчество душу. Даже книга, прославившая его имя, не возвращается к нему в виде жизненной пользы. Даже изданное полное собрание сочинений не дает надежной материальной опоры. Что уж говорить об огромном количестве пишущих, чья судьба – просто сгинуть без денег и славы. Эта драма незримо была во все времена, но особенно остро ощущается в наши дни, когда масса талантливых, образованных, умных людей пытаются творчески реализоваться в литературе, если не в книгоиздании, то хотя бы в журнальных страницах, если не в магазинах, то хотя бы в Сети. Но профанный окружающий мир игнорирует их голоса. Говоря откровенно, они не нужны профанному миру. Да и литература вообще, как одно из явлений культуры, в жизни потребителя занимает все меньшее место, последовательно вытесняемая совершенно другими продуктами высокотехнологичного современного бизнеса. 

Литература – это избыток мысли, сверх необходимого для обывательской жизни. Литература – это роскошь сознания, не применяемая для экономической пользы. Литература – это накопленное богатство души, которое на известном этапе неизбежно уничтожается. Литература – это «прóклятая часть».

Путь Литератора, Путь Художника, Путь Любви и Путь Воина – одно и то же.

Сакральная его сущность – Путь Жертвы.

 

 

 


Оглавление

45. Часть третья. Трансгрессия. Между Трагедией и Комедией
46. Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности
47. Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!