Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 46. Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности 47. Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается 48. Часть третья. Трансгрессия. Схватка над пропастью Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается
Стоп... Что ж это получается?.. Литературное творчество – гиблое дело?.. Вкладывать душу в чудовищный труд кропотливого создания текста – всего лишь смешная и безысходная драма абсурда? Существование человека, отвергшего Бытие ради эфемерной писательской экзистенции – верный способ пустить свою жизнь по трагичной наклонной, чтобы, в конце концов, распылиться в Ничто?.. Увы. Это так... Ну и трансгрессия. Ну и преодоление. Далековато же мы ушли в иные пределы. Стоило ли мучений? Пока не поздно, пора возвращаться. Вот только – куда? В этой кризисной точке каждый должен сказать за себя. Я – вот единственный человек, кто может решить проблему существования моей личности. Осознавая все вытекающее из предшествующего рассуждения, я должен сделать правильный выбор. Это – моя неизбежность, моя требовательная свобода, моя ответственность в-себе-для-себя. Вопрос стоит так: на что мне потратить остаток собственной жизни? Литература, конечно, находится в тупике. И не только она – все искусство в широком смысле. И даже шире – культура как сфера духовного развития человечества находится в явственно ощущаемом кризисе. Духовность загнана на задворки цивилизации. Духовность редуцирована до прагматичного интеллекта. Духовность вытравлена из массового сознания аморфной толпы, подчиненной диктатуре профанного мира. Дело не в том, что бумагу вытесняет электронный носитель, а «планшетник» низводит культуру к карманным картинкам. А дело в том, что высокие технологии зомбируют современного человека на служение высокозатратному потреблению, в котором ресурс человеческой жизни распределяется таким образом, чтобы бóльшую часть посвятить интенсивному заработку, а свободное время пустить на приобретение тех самых товаров, которые высокие технологии продвигают. Духовность – за пределами этого круга. Да, конечно, выбор – за мной. Разумеется. Я могу раствориться в потребительской массе. А могу донкихотски упорствовать в своей духовной реализации – и тем обрекать себя быть «прóклятой частью». Только вот ведь какая сложилась развилка: профанный мир сам уперся в Глобальный Кризис. И если мне предлагается выбирать между двумя тупиками... Я выбираю сакральное. Тупик – это ведь не только неодолимый предел. Тупик – это еще и шанс пробить стену. В каждом поколении человечество останавливалось перед какой-то стеной. И двигалось дальше. Хочется верить, так будет и впредь. Я верю. В этом, пожалуй, есть что-то религиозное. Возможно, это мой поиск Бога, не знаю. Для меня Бог – это Мысль. И, поскольку общество потребления ставит целью дебилизацию массового потребителя, я возвращаюсь туда, где есть небольшая возможность остаться собой. Я возвращаюсь в литературу. И поскольку в литературе – все то же засилье профанного, делающем бизнес на массовом чтиве, в результате чего вся книжная сфера дошла до откровенного вырождения, – я возвращаюсь в художественную литературу. И поскольку в художественной литературе буйно разрослись метафиктивные жанры, массово насаждающие виртуальное Бытие, я возвращаюсь в художественную литературу, чтобы продолжать реализм. Я совершаю обратную трансгрессию. В самом деле, хватит уже дурачить народ. Как электронные технологии не делают человека счастливее, так и литераторам пора бы признаться, что не существует иной реальности, кроме реальности единственно человеческой. Реализм – не эпоха в искусстве. Реализм – это фундаментальный жизненный пласт. Он никуда не девался и никогда не исчезнет. Надо только им заниматься всерьез. Надо разрабатывать его в глубину. Надо двигаться к душе человека. Тотальному засилью размягчающей мозг метафикции надо противопоставить несгибаемый метареализм. Это не материализм. И не идеализм. Это экзистенциализм сегодняшнего дня. В нем главная истина – субъективность отдельного человека, а главная цель – назвать вещи своими именами. Я осознаю конфликтность моих утверждений. Я говорю о немодном, а для кого-то – враждебном. Но это мой личный выбор, мой риск и моя судьба. Я готов нести за это ответственность. Принципиально не следуя ни в каком «основном потоке», сторонясь «актуальных» течений «мейнстрима», я пишу реализм – как Я его понимаю – и, наверное, выгляжу одиночкой. Но это только так кажется. Для писателя есть и другая реальность существования – непрерывность литературы в пространстве и времени. Я уверен, что за пределом моего одиночества есть и мои читатели, и литераторы, разделяющие мою философию. Но еще бóльшую опору мне придают те писатели, которые делали Настоящую литературу до меня. Я должен продлить это трудное созидание. Я возвращаюсь, чтобы вложить свой камень в общую кладку.
Оглавление 46. Часть третья. Трансгрессия. От профанности к сакральности 47. Часть третья. Трансгрессия. Сизиф возвращается 48. Часть третья. Трансгрессия. Схватка над пропастью |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|