HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

39. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в современной цивилизации
40. Часть третья. Трансгрессия. ПрОклятая часть
41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература

Часть третья. Трансгрессия. ПрОклятая часть


 

 

 

Так куда же человека тянет цивилизация? Очевидно, тянет она в направлении профанного, то есть, пользы. Хорошо это или плохо? Такая постановка вопроса бессмысленна, по крайней мере, в обозримую эру цивилизованного человечества. Но есть здесь одна неосознанная составляющая, которая интуитивно вызывает в человеке тревогу. Небеспочвенность этой тревоги блестяще обосновывает Батай в главной книге всей своей жизни – «Прóклятая часть»*.

 

 «Это первая попытка поднять вне любых частных дисциплин проблему, которая еще не поднималась, как она того заслуживает, на скрещении проблем, поставленных всеми науками о движении энергии на земле, – начиная с геофизики, социологии, истории, биологии и заканчивая политической экономией. Впрочем, ни психология, ни философия вообще не могут обходить стороной этот основной вопрос экономики. Даже то, что может быть сказано об искусстве, литературе, поэзии, в первую очередь связано с изучаемым мною процессом – с превращением избыточной энергии в кипение жизни».

«...фундаментальные проблемы ставит перед живой материей и человеком не необходимость, а ее противоположность, "роскошь"».

Этот труд Батай не успел при жизни закончить. В книге есть завершенные главы, но еще больше набросков по разным аспектам проблемы. Однако сквозная идея уже сформулирована в первой части большой монографии, которая называется «Истребление богатств» («La consumation»).

Французское звучание мне показалось смутно знакомым. Вот что ответила на мой запрос «Википедия»:

«Консумация (лат. consumo, "потребляю") – стимулирование спроса на услуги посетителей ресторанов, ночных клубов и иных увеселительных заведений. Консумацией часто занимаются стриптизерши и проститутки: они побуждают клиентов в баре, публичном доме и.т.п. покупать еду, напитки и прочее, – за что получают свой процент от заплаченного гостем. В части заведений консумация не подразумевает "интим" как таковой».

Я привел здесь эту трактовку улыбки ради. Потому что на самом деле, дальше будет совсем не смешно. Опошление термина «консумация» содержит метафору нашей цивилизации: человека соблазняют, вынуждая раскошеливаться на бесполезное, то есть, отдавать часть своей энергии на Ничто.

 

 «Будем исходить из простейшего факта, – пишет Батай:– при положении вещей, определяющемся игрой энергий на поверхности земного шара, живой организм в принципе получает больше энергии, чем ему необходимо для поддержания жизни; излишняя энергия (богатство) может быть использована для развития системы (например, для роста организма); если система не способна больше развиваться или если избыток не может быть полностью поглощен в процессе роста, нужно обязательно избавиться от него без пользы, растратить его – вольно или невольно, либо со славой, либо, в противном случае, посредством катастрофы»... «Ибо если мы не в силах уничтожить избыточную энергию, то она не может быть использована; и тогда, словно дикое, не поддающееся дрессировке животное, она сама уничтожает нас, мы сами расплачиваемся за неизбежный взрыв».

 

Батай последовательно анализирует историю человечества, начиная с древнейших обществ, когда в процессе трудовой деятельности человек получал ровно столько энергии, сколько необходимо для поддержания жизни. Далее он переходит к общественному устройству, которое называет «религиозно-предпринимательским» и «военно-предпринимательским», где уже обнаруживается избыток энергии, пускаемой на роскошь и славу возвысившихся патриархов и королей. Наконец, атеистический, капиталистический, индустриальный мир, который пытается быть гуманным и демократичным, который стушевывает показное богатство отдельных и декларирует пользу для всех – и который явил человечеству страшные мировые войны и экономические потрясения.

 

«...происходит не рост, а только роскошное расточение энергии в различных формах! История жизни на Земле – в первую очередь результат безудержного буйства; главным событием является развитие роскоши, производство все более дорогостоящих форм жизни».

«В современных условиях все способствует тому, чтобы скрывать фундаментальный процесс, направленный на возвращение богатств к их назначению – к дару, к безвозмездной растрате. С одной стороны, механизированная война, производя массовые разрушения, показывает этот процесс как чуждый и враждебный человеческой воле. С другой стороны, рост жизненного уровня отнюдь не изображается как требование роскоши... С этим двояким изменением движения, которого требует от нас истребление богатств, связано чувство проклятия. Отказ от войны в той чудовищной форме, в которой она предстает, отказ от роскошного расточительства, которое в своей традиционной форме означает несправедливость. В момент, когда избыток богатства больше, чем когда либо, он окончательно приобретает в наших глазах смысл, который всегда был ему до какой-то степени свойствен, – смысл прóклятой части».

 

Невесело, правда? Все усилия человечества, направленные на извлечение пользы и накопление, приводят только к тому, что на каком-то этапе «прóклятая часть» неизбежно уничтожается. Остается добавить, что человечество как биологический вид – само по себе «прóклятая часть» природной гармонии. Вот откуда это постоянное ощущение тревоги, которую в наше время принято называть словом «стресс». Но даже тщательно замаскированная от трезвого осознания, намеренно вытесненная социальной идеологией, «прóклятая часть», не достигая явной тревоги, в душе у многих людей вызывает чувство гнетущей тоски. Человек чувствует: его жизнь расходуется «не туда». Он говорит: «Все не так, ребята». Он пытается отыскать выход из положения, в которое угодил не по собственной воле. Человек не хочет быть вещью, включенной в сложившийся порядок вещей.

Человек не хочет быть жертвой.

Однако мир пользы не разжимает цепких объятий. Бóльшую часть своего жизненного ресурса человек вынужден тратить на экономическую деятельность – на то, что рано или поздно подвергнется уничтожению. Вырваться из этого круга представляется невозможным. Но человеческая душа интуитивно стремится к чему-то еще, за пределами бессмысленной данности профанного Бытия.

И однажды человек случайно берет в руки Книгу...

 

 

 ________________________________

 * Уточнение 2014 года.

Когда я размышлял над «Осколками», в моих руках была книга, выпущенная издательством «Ладомир» в 2006г. – собрание трудов Жоржа Батая, в котором на обложку вынесен заголовок наиболее важной его работы: «Проклятая часть».
Однако двумя годами позднее мне попалась книга другого автора от другого издательства («Джорджо Агамбен. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь», «Европа», 2011г.), где та же работа Батая упоминается под названием «Проклятая доля».

Мне кажется, это более правильный перевод.

Во французском оригинале книга называется «LA PART MAUDITE». Слово «part» – общее для всех латиноязычных народов – основным своим смыслом означает, прежде всего, «часть». Таков его рутинный, поверхностный перевод. В русском же языке слово «часть» имеет такой синоним как «доля». Вдумаемся: доля – это и отделяемое от целого, но доля – это еще и удел, судьба.

Не берусь судить, несет ли «part» для французов выявленный здесь смысловой оттенок, но для русскоязычного человека понятие «доля» в сравнении с понятием «часть», несомненно, содержит более ёмкое драматическое наполнение.

 

 


Оглавление

39. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в современной цивилизации
40. Часть третья. Трансгрессия. ПрОклятая часть
41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!