HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

3. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Экзистенциализм
4. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Гештальт
5. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Зеркало

Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Гештальт


 

 

 

Что же мы «вкладываем в вещи»? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к теории восприятия известной как гештальтпсихология.

«Гештальт (нем. Gestalt – "форма, вид, фигура"; Gestaltung – "оформление") – в психологии зрительного восприятия и теории композиции – общее обозначение закономерностей формообразования... Гештальт – это целостность восприятия, не сводимая к свойствам суммы составляющих ее элементов». («Словарь изобразительного искусства»)

«Первичными данными гештальтпсихологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные законы, в частности, "закон группировки", "закон отношения" (фигура – фон). В центре внимания гештальтпсихологии – тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с недостающими элементами сознание восполняет пробел, и мы узнаем целую букву». («Википедия»).

Если говорить о художественном произведении, читательское восприятие схватывает, прежде всего, самое очевидное. Не вдаваясь в подробности и глубинные планы конструкции, читатель ориентируется на то, что лежит на поверхности. В первую очередь он пытается осознать фабулу – о чем повествует данное произведение, и на этом основании выносит мгновенный вердикт, сводя авторский замысел к простому и ясному штампу.

С этого момента начинается творчество самого читателя. Увиденное сразу и в наиболее общем смысле получает развитие в читательском восприятии, продолжая первичную субъективную настройку. Хорошо, если настройка позитивного знака. В этом случае читатель тексту симпатизирует, и есть вероятность, что при вдумчивом чтении будут найдены и другие пласты за фасадом первого сюжетного плана. Если же настройка окажется негативной, даже талантливый и опытный автор ничем уже не сможет помочь своему отданному на погибель детищу.

В терминах гештальтпсихологии, первый сюжетный план – это фигура. Более глубокие пласты и идеи – фон. Фигура всегда воспринимается по преимуществу. Фон – по остаточному принципу. Проблема в том, что в художественном произведении – если это произведение действительно художественное – сюжет выполняет подсобную функцию, это всего лишь носитель для более значимых компонентов, которые притаились в интимном сумраке, «между строк», ожидая своего часа быть обнаруженными читателем. Получается, что утилитарное, сугубо техническое занимает главное визуальное место, а действительно важное, ради чего и писалось произведение, мерцает на фоновом поле расплывчатым миражом.   

К примеру, некто написал притчу о воле к власти, наделив героя профессией парфюмера. А читатель узрел только историю о маньяке, убивающем девушек ради экстракции запаха для духов. Или некто написал трагическую эпопею о невозможной любви зрелого мужчины и едва проклюнувшейся нимфетки. А читатель усек только мерзкого сладострастника, да гадкую девку, поданных на десерт под клубничным сиропом. И так далее...   

Огромную роль, конечно, играет имя писателя. Признанный мэтр, известный, увенчанный лаврами, уже в своем имени несет свойство гипноза, внушая желание его книгу прочесть. По сути, это эффект популярного бренда: рыночный штамп, которого априори массово вожделеют. Имя, которое на слуху, дает если не гарантию, то, как минимум, шанс, что произведение этого писателя будет прочитано, эстетически и интеллектуально осмысленно, а если повезет, то и правильно понято.

Автору же, чье имя – Ничто, приходится делать ставку только на удачный гипноз практически безымянного текста.

 

 

 


Оглавление

3. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Экзистенциализм
4. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Гештальт
5. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Зеркало

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!