HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

36. Часть третья. Трансгрессия. Жертва
37. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии
38. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в истории

Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии


 

 

 

Самая первая книга «Библии» – «Бытие» – начинается с мифа о создании Богом мира и человека. Поначалу человек существовал в Эдемском саду, который представлял собой абсолютный земной рай.

Принципиально важен следующий фрагмент этой идиллии:

 

 «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»...

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»...

 

Итак, в раю было все, что нужно для Бытия. Между прочим – отдельно растущее «дерево жизни». Но, кроме того – и «дерево добра и зла»: это был первый в предыстории человека запрет.

Дальнейшее известно: змей соблазнил Еву попробовать, та попробовала, затем соблазнила Адама. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги».

Так история человека началась с акта трансгрессии.

 

 «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы он не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 2-3).

 

Ключевые слова гнева Господня: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». То есть, человек ступил на путь знания, мысли – в этом была трансгрессия. Вся последующая история человечества – каторжный труд на фоне мыслительного процесса. Человек никогда не вернется в райскую непрерывность, где он жил как зверь, как вода в воде, не осознавая собственной смерти, и любые попытки приблизиться к имманентности будут пресекаться «пламенным мечом обращающимся».

 

Надо заметить, что Бог, обозначив запрет, тем самым уже акцентировал внимание на трансгрессии. Поскольку Бог сотворил все существующее без исключений, значит, и змей-искуситель был одним из его творений. Да не оскорбятся люди, истинно верующие, но я выскажу то, что мне представляется несомненным: первым – и вовеки веков – искусителем является не кто иной как сам Господь Бог.

Это Он пробудил в человеке пытливость мысли. Это Он «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Это Он выдворил человека за пределы сакрального мира и пустил судьбу его по пути неизбежной профанной деятельности.

Стоит ли удивляться, что человек начал забывать своего Бога?

 

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем».

 

Да что человек!

 

 «И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт 6)...

 

Чтобы исправить ошибку, потребовался великий потоп. Преодолеть его суждено только Ною и иже с ним – очередная трансгрессия, осуществленная с верховного дозволения Господа.

С чудесным спасением Ноя связано и первое упоминание о жертвоприношении.

 

«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике». «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8). 

 

Однако и этот этап продлился, по божественной мерке, недолго. Уже в поколении Авраама расцвели Содом и Гоморра, чьи жители дошли, помимо прочих трансгрессий, до гомосексуализма. «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел он весьма»... «И пролил Господь на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт 18-19).

 

Но и сам Авраам, которого Бог решил сделать отцом избранного народа, нет-нет, да и сомневался во всемогуществе Бога. Одним словом, думал. Вместо того чтобы слепо верить. Такая трансгрессия не могла не вызывать божественного недовольства, и Господь затеял испытать Авраама на верность. Иначе говоря – искусить. И довольно жестоко.

 

 «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собой двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего, Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай с ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади, овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22).

 

Я привел этот миф без сокращений, во-первых, потому что он завораживает. Лапидарность изложения только усиливает содержательный драматизм. Через чтение этих строк мы зримо причащаемся к сакральному действу. Вот, что значит гипноз Настоящей литературы... А во-вторых, я хочу обратить внимание на тот факт, что Господь, карая грешников с самой яростной радикальностью, для праведников допустил вариант заместительной жертвы: объектом приношения может быть и животное. А человек – пусть живет.

Обряд заклания агнца сохранился поныне – и у иудеев, и у мусульман. Правда, сакральность его перестала быть идеальной: вместо сожжения, баран зажаривается и съедается, то есть, служит не столько Богу, сколько профанной пользе. Что до христиан, этот обычай утрачен в непосредственном виде, но зато трансформировался в центральный образ христианской идеи.

Христианская идея потому и возникла на заре Новой эры, что две тысячи лет назад, в Иерусалиме, при огромном стечении народа, в один из сакральных праздников, в оцеплении войска и при содействии священнослужителей – в жертву Богу был принесен не баран, а Сын Человеческий.

 

История Иисуса Христа, осмысленная в той или иной степени, известна каждому культурному человеку. Поэтому, вопреки стилизованной практике компиляций, примененной мною в данном эссе, я не стану пересказывать миф через цитаты. Слишком много пришлось бы цитировать, и слишком ущербным вышел бы пересказ. Замечу лишь, что эта история изначально компилятивна. Только в канон включены четыре «Евангелия». Причем, три первых – от Матфея, Марка и Луки – считаются синоптическими (греч. συνοπτικός, букв. «со-наблюдающий»), плюс четвертое, от Иоанна, который, по мнению экспертов, жил несколько позже описываемых событий. Мало кто знает, по крайней мере те, кто не углублялся в вопрос, что еще имеются «Евангелия» апокрифические, не включенные в библейский канон – и таких изложений насчитывается порядка пятидесяти. Это ли не лучшая иллюстрация «Бытия и Ничто литературного творчества»?

Заранее извиняюсь перед людьми истинно верующими, которым мое рассуждение может показаться кощунственным, но я хочу рассмотреть историю Христа в трезвом ракурсе атеиста: как так получилось, что земной человек превратился в Бога?

Меня не интересует, рожден он порочно или непорочно, творил или не творил чудеса исцеления, усмирял ли бурю на море, ходил ли по воде аки посуху, кормил ли толпу двумя рыбами и пятью хлебами... Я хочу сконцентрировать мысль на принципиальном моменте, который проясняется из внехристианских традиций. Я иду на эту трансгрессию, чтобы из мифа вычленить главное:

Жертва – и есть бог...

Я уважаю Русскую Православную Церковь по факту моего рождения в этой земле. Но я также уважаю и все другие конфессии, как христианские, так и иных мировых религий. Когда я позиционирую себя атеистом, то лишь дистанцируюсь от политической партии, которой, по сути, является любая конфессия. Церковь – это партия-лидер. Партии-аутсайдеры называются сектами... Но для меня не подлежит никакому сомнению божественная, сакральная сущность Христа. Через Страсти Христовы я причащаюсь к непрерывности мироздания, к жизни вечной, сокровенно сияющей в окровавленной жертве.

Каждый человек несет в себе бога. Это известно. Бог есть любовь. Это тоже известно. Обожествление отдельного человека происходит тогда, когда толпы людей обращают к нему свои взгляды. Так невольно обожествляются цари, императоры, духовные лидеры, звезды теле-кино-эстрадной фабрики грез, президенты, спортсмены, финансовые магнаты – и так далее, по нисходящей, в сумрак профанного... Профанные боги могут внушать людям почитание, зависть, преклонение, страх, восторг, фанатизм...

Но к сакральному обожествлению возносится только тот, кто казним за идею. Только в нем – сокровенность.

Толпа любит жертву.

 

 

 


Оглавление

36. Часть третья. Трансгрессия. Жертва
37. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии
38. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в истории

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!