HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

35. Часть третья. Трансгрессия. Война
36. Часть третья. Трансгрессия. Жертва
37. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии

Часть третья. Трансгрессия. Жертва


 

 

 

«Я знаю, что придаю человеку нечеловеческий облик и делаю воздух малопригодным для дыхания... Но я утверждаю, что жизнь требует самопожертвования, которая, в свою очередь, рождает смертельную тревогу. Я один из тех, то не считает предназначением человека беспрерывно расширяющееся производство, кто напоминает ему о священном ужасе...» – пишет Батай в книге «Прóклятая часть».

 

 «Будь я одинок, мне первому пришлось бы оправдываться. Но ведь и отцы "спокойного человека" приносили жертвы. И я сказал об этом умерщвлении животных и людей – а оно было, – что оно представляет собой загадку, которую он должен разгадать, если ему дорога жизнь и он хочет оставаться тем, кто есть: спокойной, рассудительной личностью! Как могло случиться, что повсюду люди независимо друг от друга совершали один и тот же загадочный поступок, что все они испытывали потребность или видели свой долг в ритуальных убийствах живых существ?» пишет Батай в книге «Эротика».

 

 «Вопрос о жертвоприношении необходимо признать последним вопросом. И обратно, совершенно ясно, что всякая попытка ответа на последний вопрос должна одновременно разрешить загадку жертвоприношения. Никакой спор о бытии, никакая метафизика не имеют смысла, если не принимают во внимание игры, которую жизнь была вынуждена вести со смертью». 

«Жертва погибает, и тогда все присутствующие причащаются некоей стихии, которая проявляется при ее смерти. Вслед за историками религий назовем эту стихию сакральным. Сакральное и есть непрерывность бытия, открывающаяся участниками торжественного обряда, сосредоточивших внимание на гибели дискретного существа. Благодаря насильственной смерти прерывается дискретность единичного существа; остальные тревожно переживают в обрушившемся на них безмолвии то, что осталось после жертвоприношения – непрерывность бытия, в которую вернулась жертва».

«Люди приносят в жертву первины урожая или же скотину, чтобы изъять растение или животное из мира вещей. Принцип жертвоприношения состоит в разрушении, но хотя это разрушение бывает порой даже полным (как в обряде всесожжения), все-таки жертвенное разрушение не есть обращение в ничто. Жертвенный обряд стремится уничтожить в жертве вещь – и только вещь. Жертвоприношение разрушает реальные узы подчиненности объекта, исторгает жертву из мира пользы и водворяет в мир недоступной разуму прихоти», – пишет Батай в книге «Теория религии». – «Когда предназначенное в жертву животное вступает в круг для заклания жрецом, оно из мира вещей – закрытых для человека, не являющихся для него ничем, познаваемых им извне – переходит в мир сокровенно-имманентный ему, познаваемый так, как познают женщину в акте плотского обладания. Тем самый предполагается, что человек и сам перестал быть отделенным от своей сокровенности, как он отделен от нее при трудовом подчинении... Жрец провозглашает: "Сокровенно я принадлежу суверенному миру богов и мифов, миру яростно-безрасчетной щедрости, подобно тому как жена моя принадлежит моим желаниям. Я изымаю тебя, жертва, из мира, где ты была и не могла не быть сведена к состоянию вещи, обладая смыслом, внеположным твоей сокровенной природе. Я вновь призываю тебя к сокровенности божественного мира, к глубинной имманентности всего сущего"».

 

А теперь вдумаемся в смысл слова «сокровенность»... Со-кровенность... «Со» – приставка, корень – «кровь»...

Вспоминается известная формула: «Мы с тобой – одной крови».

Жертвоприношение есть причастие к непрерывности всех и вся в смерти.  

 

 

 


Оглавление

35. Часть третья. Трансгрессия. Война
36. Часть третья. Трансгрессия. Жертва
37. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в мифологии

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!