HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

33. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия как эротика
34. Часть третья. Трансгрессия. Оргия
35. Часть третья. Трансгрессия. Война

Часть третья. Трансгрессия. Оргия


 

 

 

Вот теперь, понимая эротическую природу трансгрессии, осознавая ее связь с поиском непрерывности, не забывая о примитивности базовых механизмов, то есть, универсальных для всего живого, которым равно подчиняются и микроб, и человек, а также памятуя запреты, сковывающие человека, – еще раз рассмотрим социальное явление праздника.

Когда цивилизованный человек констатирует: «Праздник удался», имеется в виду такое качество происшедшего, которое встряхнуло существо человека на всю дремотную глубину, вплоть до самозабвения, страшного и желанного. Формально праздник приурочен к какой-либо дате, к событию, так или иначе, к традиции. Если мероприятие проходит скучно, остается фрустрация.

Душа человека всегда ожидает Настоящего Праздника...

Это ожидание – еще один аспект непрерывности. Она нас связывает с доисторическими временами, когда жизнь человека уже разделилась на профанное и сакральное, а первые празднества являли собой компромисс между требуемым и желаемым. Такой компромисс уже тогда выступал под символом пользы. Прежде всего, надлежало умилостивить богов, от которых зависела удача в охоте или выращивании урожая.

Первобытные празднества закономерно выливались в ритуальную оргию.

 

 «Распорядители оргий, – пишет Батай, – действительно верили, что этим обеспечивается плодородие полей... Но если сводить лишь к аграрному обряду практику, смысл которой явно шире его, то главное остается несказанным... Выявить аграрный характер того или иного обычая, исторически связать его с земледельческой цивилизацией – все это представляет несомненный интерес, но было бы наивно считать, что достаточным объяснением обряда является вера в его действенность».

 

А вот, что он пишет о празднествах античного мира, то есть, общества уже достаточно цивилизованного:

 

 «Праздник заимствует у оргии ту захлестывающую силу, которая обычно требует отрицания всяческих пределов. Праздник сам по себе есть отрицание тех пределов жизни, что становятся трудом, а оргия – это знак полной инверсии. Не случайно в оргиях во времена сатурналий выворачивался наизнанку весь общественный порядок: господин прислуживал рабу, а раб валялся в постели хозяина. Главный смысл этих эксцессов восходил к архаичной связи между чувственным сладострастием и религиозным восторгом».

«Оргия ориентируется не на благую религию, извлекающую из фундаментальной ярости свою величественность, спокойствие и возможность примирения с профанным строем; эффективность оргии проявляется в дурную сторону, она ведет к безудержности, головокружению и потере сознания. Ее задача в том, чтобы все бытие в целом слепо заскользило к гибели, и в этом движении – решающий момент религиозности... Это бесконечное неистовство казалось божественным – настолько оно возвышало человека над тем положением, на которое он сам себя обрек». 

 

 

 

 


Оглавление

33. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия как эротика
34. Часть третья. Трансгрессия. Оргия
35. Часть третья. Трансгрессия. Война

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!