HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Картография натуры

Обсудить

Эссе

На чтение потребуется 50 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.07.2014
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Если мы наблюдаем человека, который:

- мотается по жизни, как щепка в водовороте, хотя имеет всё для спокойного существования;

- регулярно попадает в какие-то неожиданные передряги, причём иной раз на пустом месте;

- находит либо сам создаёт проблемы для себя и других там, где их и не было;

- сам не знает, что произойдёт с ним завтра, и делает всё от себя зависящее (осознанно или бессознательно), чтобы так было и дальше;

- смутно представляет, чего хочет от жизни, от себя, от других – как в ближайший момент, так и на дальнюю перспективу;

- то перед нами классический человек хаоса.

Все мы часто встречали их в жизни, а кое-кто и сам им является. Не то чтобы они сами стремились создавать хаос вокруг себя (хотя и такие крайние случаи бывают), но у них как-то так всё равно получается, что бы они ни делали. Причём я неоднократно замечал, что их хаос заразителен: стоит втянуться в их дела или просто начать близко с ними общаться, как в жизни тоже начинается какой-то сумбур. Всё вокруг становится непредсказуемым и плохо контролируемым; поток событий из ламинарного, выражаясь языком гидродинамики, становится турбулентным.

 

По жизни такой типаж, как правило, авантюрист, «бродяга», романтик, заядлый игрок, искатель всевозможных приключений, любитель новых ощущений (и чем острее, тем лучше). Думаю, если не все, то подавляющее большинство путешественников, первопроходцев, открывателей и завоевателей новых земель были людьми хаоса.

Это очень общительные люди, у них много знакомств и связей, но, как правило, не очень-то прочных и зачастую случайных, возникающих спонтанно. Почти всегда это любители выпивки и шумных увеселений, компаний с большим количеством народа, зачастую и сами выступают в роли массовиков-затейников. Если это мужчина, то это, как правило, этакий ловелас, сердцеед и бонвиван, бретёр и дуэлянт. Часто это ловкие, изобретательные проходимцы, аферисты, мошенники и мистификаторы. Дон Жуан, Джакомо Казанова, граф Калиостро – вот яркие представители данного типа. Из литературных персонажей – Остап Бендер, это почти образец человека хаоса. Кстати, его напарник Киса Воробьянинов – почти столь же выраженный человек порядка. Выраженная комплементарная пара!

Если это женщина, то тоже отнюдь не домоседка и, как правило, не изнуряющая себя аскетизмом и моральными запретами. По большей части женщины хаоса пополняют ряды представительниц древнейшей профессии.

Вообще, большинство людей хаоса очень жизнелюбивы и оптимистичны. Стихия непредсказуемости, в которой они предпочитают жить и в создание которой сами вносят немалую лепту, их совсем не пугает, а наоборот, представляется им естественной и чуть ли не единственно возможной. Весь мир им, вероятно, представляется просто одной большой игровой площадкой или аттракционом. Им не сидится на одном месте (а также часто не живётся и не работается), они просто не выносят спокойного, размеренного, монотонного существования.

 

В быту эти люди тоже проявляют хаотичность в полной мере. Что есть внутри, то и отражается на всём, что они делают.

Экономисты из них никакие, им не свойственно ни копить деньги, ни экономить на чём-либо. Они могут растратить последние средства на какую-нибудь красивую безделушку, ненужную им вещь или на какую-нибудь затею – вот захотелось ему этого сейчас! – а потом жить впроголодь, или постоянно занимая у других. Часто человек хаоса в долгах, как в шелках (в том числе всевозможные займы и кредиты), и расплачивается за них большую часть своей жизни.

Дома у них большую часть времени беспорядок, и хорошо, если не грязно. Вещи разбросаны, так что им систематически приходится подолгу искать что-нибудь. Многое из домашней утвари бывает сломано или испорчено, и в таком состоянии пребывать годами. Многое просто не нужно, отслужило свой век, но наш тип не так просто расстаётся со всяким барахлом. Из-за чего его квартира, как старый чердак, часто загромождена грудами всевозможной рухляди, место которой на помойке. Часто у таких людей присутствует в доме пианино (на котором никто всерьёз не играет, не играл и не будет), а также произведения таксидермии – пыльные чучела зверей и птиц, ковры на стенах, какие-нибудь домашние коллекции, масса финтифлюшек на видных местах, и тому подобная бесполезная мишура. Бытовые приспособления часто функционируют кое-как, а то и вообще не работают. Но всё это их мало заботит. Часто у них живут какие-нибудь домашние животные, добавляющие проблем (не знаю почему, но есть вот и такая закономерность).

Если человек хаоса и попытается иной раз навести порядок в своём жилище (на что ему нужна отдельная мотивация и что стоит ему гигантских усилий, ведь для него простая приборка – трудовой подвиг), то это ненадолго. Через короткое время бардак воцаряется вновь. Данной удручающей закономерности способствует то обстоятельство, что люди хаоса любят приглашать в гости чаще всего себе же подобных (потому как выбирают их в друзья и спутники жизни), ну а тут уж просто неизбежно возникает кумулятивный эффект воздействия на непосредственно окружающее пространство.

И в одежде у людей хаоса часто наблюдается нечто подобное. Они придают ей примерно такое же значение, как порядку и чистоте в доме. Причём часто они носят что-нибудь безвкусное, вычурное, аляповатое, бросающееся в глаза своей несочетаемостью, и просто не идущее им. К своему внешнему виду (имею в виду видимые части тела: причёску и пр.) они тоже относятся без лишней озабоченности. Иногда такая неозабоченность относится даже к личной гигиене, но это крайний случай. Часто у людей хаоса есть одна или несколько дурных привычек – тех, что называются пороками. К своему здоровью у них, как правило, отношение бывает редко когда более бережное, чем наплевательское. Соответственно, долгожителей среди них мало.

 

Опять-таки: не скажу категорично, что все люди хаоса – халявы, неряхи, лишённые вкуса, не следящие за собой, невнимательные и плохо приспособленные к обыденной стороне жизни и т. д. Иногда такая умеренная небрежность вполне простительна и даже вызывает симпатию.

А бывает и так, что человек нормально и даже со вкусом, изысканно одевается; во внешности он может быть опрятным и ухоженным; у него дома может быть порядок; но при этом по жизни в целом у него может превалировать хаос. Сама жизнь у него может быть сплошным сумбуром и неразберихой, создаваемой им самим же.

С другой стороны, не все люди порядка придают внешности большое значение. То есть отношение человека к своему внешнему виду – не главный признак человека хаоса или порядка, хотя в большинстве случаев говорит достаточно много.

 

 

*   *   *

 

Нормальному иметь дело с выраженным человеком хаоса – сущее наказание. Лучше не иметь. Это люди в массе своей неорганизованные, необязательные, безответственные и безалаберные. В серьёзных вопросах жизни лучше на таких не полагаться – подведут. Они всегда всюду опаздывают, оправдывая это чем угодно, только не своей неспособностью распоряжаться личным временем. Могут занять денег и не отдать вовремя. Или вообще не отдавать, пока не пристанешь с ножом к горлу. Могут наобещать с три короба и не выполнить. Забыть или просто наплевать на свои обещания, а потом придумать тысячу отговорок, почему не получилось. Это для них очень характерно. Слово человека хаоса стоит обычно очень мало, и видимо, многие из них это в глубине души понимают. Отсюда и столь лёгкое отношение к своим обещаниям.

Даже если человек хаоса весьма разумен, он не видит и даже не пытается рассматривать последствия своих поступков в сколько-нибудь долгосрочной перспективе; не склонен просчитывать свои действия наперёд и вообще что-то планировать. Или бывает, что он строит великое множество планов, ни один их которых не имеет ни малейшего шанса осуществиться. Прежде всего, потому, что он сам будет не в состоянии их осуществлять, когда придёт время, даже если имеет на то горячее намерение сейчас.

В общем, для человека хаоса планирование, проектирование, организованный подход к чему бы то ни было противен его внутренней сути. Для него более естественна спонтанность, импровизация, импульс, поступки под влиянием минутного настроения. Это спринтер по жизни, а не стайер; может быть, в отдельных проблемах жизни хороший тактик, но никоим образом не стратег. Приоритеты в своей жизни он расставляет исходя не из их важности, а из их привлекательности для него на данный момент. В крайних проявлениях это и называется в народе «быть без царя в голове».

 

Главная беда человека хаоса в том, что ему трудно распределить своё внимание (а следовательно, и силы) между «здесь и сейчас» и «тогда и там». Его мысли мечутся от одного к другому, как бешеная обезьяна, не будучи в состоянии правильно оценить значимость того и другого. Оттого он часто путает срочное и важное. Выраженного человека хаоса ставить начальником куда-либо никак нельзя. Он в таком качестве будет не только неэффективен, но и попросту вреден.

Впрочем, люди хаоса могут быть хорошими друзьями. В делах близких эти люди проявляют, пожалуй, побольше душевности, сострадания, соучастия, чем выраженные люди порядка.

 

 

*   *   *

 

Всё сказанное не значит, что люди хаоса не способны к созиданию. Просто их созидательный процесс отражает их внутренний мир. И разумеется, как сам по себе, так и в результатах несёт в себе соответствующую долю хаоса. Опять-таки, не берусь судить о том, хорошо это или плохо. Процесс созидания (или преобразования) чего бы то ни было требует динамики, движения, а значит, и некоторой необходимой доли неупорядоченности. Полная упорядоченность – это отсутствие движения, отсутствие жизни, окаменелость, смерть.

Из известных писателей как примеры людей хаоса сразу приходят на ум Александр Грин, Эдгар По, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй. Из поэтов – Сергей Есенин, Джордж Байрон. Достаточно почитать их биографии, чтобы диагностировать их человеческую сущность: каждый из них был выраженным человеком хаоса. Отпечаток хаоса лежит и на всём их творчестве: у них хорошо описано противостояние одиночки и стихийности окружающего мира. О предмете они знали не понаслышке, а из личного опыта.

Наверняка выраженными людьми хаоса были также всякие символисты, футуристы, модернисты, имажинисты, авангардисты… В общем, родоначальники и адепты новых экспериментальных течений в поэзии, литературе, живописи и музыке второй половины 19 и начала 20 века. Во всяком случае, часто натыкаешься в их жизнеописаниях на различные эпизоды, определённо говорящие о том, что хаотическое начало в этих людях явно преобладало. Все эти скитания, поиски себя в явно неподходящих местах, бурная любовная жизнь, все эти драматические коллизии, истерики и аффекты, сумасшедшие поступки, асоциальное поведение, скандалы и разводы, увлечения опиумом, гашишем и абсентом…

Имён не называю, дабы не огорчать поклонников их творчества. Они общеизвестны. Да и всех не перечислить. Оценивать их творчество не берусь. Ничего нового от себя не добавлю. Отмечу только, что на мой непросвещённый взгляд, хаос там явно превалирует над порядком, а кое у кого – пожалуй, и над гармонией.

 

Думаю также, что большинство музыкантов рока – всех его направлений – тоже люди хаоса. Это можно предположить, просто наблюдая их выступления, даже не читая об их жизненных перипетиях. Как ни странно, о большинстве джазистов так вряд ли можно сказать, хотя само название этой музыкальной сферы происходит от слова «хаос».

И большинство артистов, танцоров, циркачей, шоуменов – тоже с более сильной хаотической компонентой души.

И, наверное, не слишком сильно погрешу против истины, если сделаю такое обобщение: люди искусства (в особенности искусства экспериментального, поп- и всякого прочего «-арта») – преимущественно люди хаоса. То есть именно индивиды с достаточно сильно выраженной хаотичной составляющей психики склонны заниматься искусством; более того, задают в нём новые течения и направления. Точно так же как люди науки формируются в основном из людей порядка. Опять же: это не жёсткое правило, а тенденция, и в обе стороны есть отклонения.

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

14.10: Лачин. Диспут распятых (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!