HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Игорь Белисов

Замутнение. Опыт популярной политэкономии

Обсудить

Статья

На чтение краткой версии потребуется 1 час 15 минут, полной – 1 час 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.07.2015
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

■ □ ■ □ ■ □

 

Устали? Я тоже. Замутнение требует сил. Оно энергозатратно как для компилятора, так и для читателя компиляции. Но ещё больших усилий требует выделение смыслов, проступающих и мелькающих, в пёстрой мозаике высвечивающих неожиданные фигуры, осознание реальности этих фигур, их интегрального содержания, их неотвратимого присутствия в политической жизни. Чтобы осмыслить эти фигуры, надо взять тот самый «барьер сложности», о котором говорит в предисловии к «Сверхмодерну» С. Кургинян – вдохновенный борец с Замутнением, однако в собственных своих формулах невольно соскальзывающий в амбивалентные лозунги.

Вот его несколько фраз:

 

«…чтобы из разобщённых и слабых стать сильными и сплочёнными…» – благородный призыв, спору нет. Вдохновенный и мужественный. Он обращён, конечно, к эксплуатируемым в их борьбе против эксплуататоров, ибо соотносится с философией коммунизма. Однако в этом же самом лозунге можно прочесть и другое – упругий призыв собраться в «пучок», «связку», «объединение». И вот уже чувствуется шевеление волос, пробежка мурашек по коже, возбуждённых весьма неприятной ассоциацией.

«…превратившись из обывателей общества с культом потребления в сообщество творческих людей…» – разумеется, призыв симпатичный. Трудно представить, кого он не привлечёт. И дальше: «…не подверженных низменным страстям, а наоборот – готовых к реализации самых фантастических проектов по построению нового счастливого миропорядка…». В бравурным лозунге мы видим черты демагогии, спекуляции чувствами масс; термин «счастливый миропорядок» человека, критически мыслящего, настораживает; а мотивация «…к движению от Социального Ада к Социальному Раю», конечно же, зажигает, но сквозь религиозный дурман проступает трезвый вопрос: что есть что?

И так далее…

 

Мы преодолеем Замутнение только тогда, только тогда изживём Постмодерн, только тогда выйдем к тому, что можно назвать Сверхмодерном, когда каждый в собственном лексиконе ясно прозреет синонимы, чьё каверзное сплетение пока так и не преодолено.

Вот некоторые из устойчивых формул, по внешней видимости полярных, однако по содержанию неявно синонимичных. Неявно – в том-то и дело. Но мы способны их проявить. Для этого надо выстроить их в цепочку, убрать ярлыки, маркирующие фашизм или коммунизм (в местах ярлыков я оставляю пустые скобки), и мы увидим, как на наших глазах одно звено перетекает в другое без всякого конфликта и в сущностной неразрывности.

Итак, синонимы:

 

«В обстановке общего кризиса капитализма», «право применять силу от имени народа», «всего общества», «радикальные меры для достижения революции и свержения капитализма», «при помощи деспотического вмешательства в право собственности», «открытая террористическая диктатура», «режимов, характерных для эпохи общего кризиса капитализма», «необходимость новой политической религии».

 

«Строй, основанный на социальном равенстве», «уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию», «Каждый по способностям, каждому по потребностям!», «гуманизм», «равноправие», «не борьба классов, а сотрудничество... не частный, а общественный интерес», «управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов», «государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой».

 

«Под (…) понимают скорее не реальную практику, а определенную доктрину», «всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага», «данная интеллектуальная школа считала человека частью более крупной общности и осуждала рационалистический индивидуализм либеральной общественности и распад социальных связей в буржуазном обществе», «высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью», «с наибольшей пользой для народа», «труд на общество, как первая жизненная потребность», «люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу», «роль (…) класса как могильщика капитализма и творца нового строя», «вовлечение сравнительно широких слоев (…) населения в политич. акции в качестве "толпы"», «декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам», «находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации».

 

«Популизм», «крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания», «не нуждается в доказательствах», «не догма, а руководство к действию», «ориентировались на определенные "славные" периоды соответствующей национальной истории, представленной в идеализированном виде», «победа над (…)… это великий подвиг (…) метафизики и страны, которая её, эту метафизику, неслучайным образом подняла на знамя», «общие цели вне зависимости от народа и национальности (над-национальные идеи)», «интегральный национализм призывающий к органическому единству нации», «распространения идей революционного интернационального социализма», «интересы наиболее реакционных и агрессивных сил», «идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, и специфически современные, транснациональные моменты», «псевдореволюционные и псевдосоциалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия».

 

«Подняться над общим уровнем или проявить инициативу», «во всех обществах "организованное меньшинство" будет доминировать и властвовать над "неорганизованным большинством"», «все процессы создания нового общества в материальной и духовной сферах могут протекать успешно, если усилия масс на решение задач строительства (…) организует и направляет (…) партия», «упадок или неразвитость демократически-парламентских форм политич. жизни, противоречия между степенью идеологич. организованности и уровнем культуры масс, "новейшие" средства мобилизации старых массовых предрассудков», «централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается».

 

«К решительным действиям и готовности сражаться», «массовые манифестации, массовые марши», «бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах», «решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников а также – отчасти произвольно выбранных – меньшинств», «неизбежное следствие порождаемой самим капитализмом классовой борьбы», «экстремизм», «милитаризм», «создание культа ненависти к внутреннему либо внешнему врагу, создаваемому мощным пропагандистским аппаратом, не гнушающимся ложью для создания нужного эффекта», «образ врага, чужака, как какого-то недочеловека, ущербного по своей сущности, некоего ненастоящего, которого просто не жалко оскорблять, унижать и даже физически уничтожать», «против нэпмана, кулака, бюрократа», «завершится этот процесс переходом к социализму всех народов мира, с превращением (…) во всемирную, охватывающую все страны общественную систему».

 

«В любых своих разновидностях (…) противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения», «опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя"», «вождизм».

 

«Важнейшие отличит. черты (…) – применение крайних форм насилия для подавления», «использование гос. монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми проявлениями обществ. и личной жизни людей, способность путём националистич. и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать часть населения в интересах эксплуататорского строя», «устраняется противопоставление личного и коллективного общественному, всенародному и обеспечивается единство общественных и личных интересов на базе полного социального равенства… ликвидация классовых и социальных различий, устранение любого предпочтения в потреблении и владении», «осуществление насилия над массами через всеобъемлющую гос.-политич. машину, включающую систему массовых орг-ций и разветвленный аппарат идеологич. воздействия, дополняемых системой массового террора», «оппозиция в (…) прекратила свое существование в результате репрессий», «тенденция к ликвидации или выхолащиванию демократии составляет необходимое условие, при к-ром развивается и идет к власти (…)», «при социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях».

 

«Этатизм», «вмешательства государства во все сферы жизни общества», «усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма», «корпоративизм», «уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни», «гос-во отождествляет себя с "обществом", "народом", "нацией"; социальные институты, группы, личности имеют право существовать лишь как органы и элементы этого универсального целого. "Для (…) общество – цель, индивиды – средство, и вся жизнь состоит в использовании индивидов для социальных целей», «развитие способностей общества в целом при (…) совпадает с развитием каждого отдельного члена общества», «всеобщая образованность», «прогресс и развитие на благо всех», «все в государстве и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства», «государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа», «тоталитарное государство изображается в (…) идеологии высшей и универсальной формой обществ. жизни».

 

«Главным и необходимым орудием построения (…) выступает социалистическое государство», «ссылки на "мистич." характер нац. единства служили оправданием тотальной гос. системы, где высшим источником власти выступал вождь», «исключала автономность к.-л. сфер или ценностей обществ. жизни – религии, морали, иск-ва, семьи и т. д.; все подлежало гос. контролю и регулированию. В этой доктрине не было места для личности вне гос. организации; человек существует лишь как "гос. человек"».

 

«Тоталитарная система правления, в которой единственная авторитарная партия контролирует находящиеся в государственной собственности средства производства», «в высших своих инстанциях фактически и формально сливается с верхушкой парт. иерархии, парламентские… или монархические… институты превращаются в простое прикрытие тоталитарного режима», «(…) предполагает не только гос.-экономич., но прежде всего гос.-идеологич. и политич. регулирование классовых отношений, направленное на подавление классовой борьбы», «принудит. решение трудовых споров, рассасывание безработицы… мобилизации рабочей силы на сооружение объектов воен. значения… система пособий многосемейным и т. п.», «представление о непосредств. ответственности каждого перед гос. машиной противопоставлялось "фикции" классовой борьбы», «нет антагонистических классов… рабочий класс… крестьянство, интеллигенция сплочены вокруг (…) партии, ведущей трудящихся к победе (…)».

 

«Государственные режимы тоталитарного типа», «соединяют политич. насилие над массами с чрезвычайно интенсивным идеологическим принуждением», «система обществ. разделения труда, находит дополнение и завершение в структуре тоталитарного политич. и идеологич. механизма», «важнейшее значение приобретает идеологическая работа (…) партии в массах, выдвигается и решается задача формирования научного (…) мировоззрения всего народа, воспитание нового, (…) отношения к труду. Этот процесс протекает в острой идеологической борьбе с чуждыми социализму идейными влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей», «в государстве не существует больше свободного состояния мыслей… просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению», «утверждение (…) мировоззрения и нравственности в качестве содержания общественного сознания», «укрепление сознательной дисциплины и повышение чувства ответственности всех граждан… улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля… укрепление законности и правопорядка», «усиление экономической роли государства, совершенствование методов хозяйственного руководства и планирования», «государство является единственным и конечным источником власти», «(…) отождествлял общество с нацией, нацию с государством, экономическую деятельность – с политической деятельностью», «это власть самого финансового капитала».

 

Неприятно? Мне тоже. Прояснение беспощадно. Оно лишает нас милых сердцу иллюзий. Попытка выделить ориентиры обнаруживает их условность, гораздо бóльшее их схождение, нежели разницу. Пустые скобки позволяют прикинуть одну из полярных идеологий на предмет её интеграции в универсальную матрицу. Эта матрица есть война. Распластавшись «по горизонтали», она отвлекает от осознания прессинга «вертикали».

Что мы имеем в сухом остатке? Увы, не так много. Коммунизм – это антифашизм, а фашизм – антикоммунизм. Это бесспорно. Всё остальное декларативно. Включая разных оттенков социализм. Даже краеугольный камень проблемы – хозяин средств производства – на поверку оказывается в той или иной степени фикцией. Если и есть настоящий хозяин, так это всегда государство, самовоспроизводящаяся иерархическая структура, она лишь позволяет в той или иной степени кому-то из граждан возвыситься, но как структура она в принципе неизменна. И не важно, как называется глава иерархии – басилевс, царь, король, император, президент, секретарь, командир или вождь. Важно то, что во все времена за власть шла и будет идти война, вопрос только в том, принимает она форму «холодной» или «горячей», вопрос в том, как сменяется власть – бескровно или кроваво, через голосование или через гильотину.

И ещё вопрос в том, как живётся простому народу в ту или иную историческую эпоху, сколько нервов и сил стоит терпеть существующий порядок вещей – и сколько сил и крови потребует новая революция.

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров.
В соответствии с пожеланием автора, все деньги, полученные от продаж публикации,
пойдут на развитие журнала «Новая Литература».

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.09: Игорь Литвиненко. Заброшенное месторождение (очерк)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!