Игорь Белисов
СтатьяНа чтение краткой версии потребуется 1 час 15 минут, полной – 1 час 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.07.2015
Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Оглавление 5. Часть 5 6. Часть 6 Часть 6
В заключение моего опыта я слегка удалюсь от двух крайностей, обозначенных фашизмом и коммунизмом, и попытаюсь осмыслить, откуда эти крайности происходят, а именно: из так называемых правых и левых движений.
В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые выступают за естественное неравенство и придерживаются принципов капитализма. Иное понимание: правая идеология – идеология социального господства, выражающая интересы господствующего социального класса или определённой властвующей группы внутри господствующего класса. Левая же идеология – идеология оппонирования власти, которая отрицает легитимность существующего господства и предъявляет политическую альтернативу, востребованную новыми господствующими группами или (и) нижними классами, претендующими на участие в распределении богатства и власти.[77]
В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества, либо полную отмену классов; выступают за урезание, или полную отмену частной собственности и государственной власти. К ним относят социализм, социал-демократию, социальный либерализм, коммунизм, анархизм. Противоположностью являются правые. В общем случае левые стремятся к установлению равных условий для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности.[78]
Термины «правые» и «левые» впервые появились в французском Национальном Собрании времён Великой Французской революции. В нём возникли три направления: справа сидели фельяны – сторонники конституционной монархии; в центре сидели жирондисты – умеренные сторонники республики; слева сидели якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желает сохранить существующее положение (консерваторов), а левыми – тех, кто выступал за перемены (радикалов). До середины XIX века либералы, выступавшие как за политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но затем, с развитием социалистических идей, левыми стали называть прежде всего их сторонников, стремившихся к социальному равенству. Правые же партии выражали интересы монархистов, легитимистов, крупного землевладения и клерикалов. В XX веке появилась идеология фашизма, сочетавшая радикальный этатизм и отрицание демократии с критикой социального неравенства – не случайно партия Гитлера называлась национал-социалистической рабочей партией. Фашистов традиционно относят к правым («крайне правым»), но они принципиально отличаются от либералов, которых сегодня относят к правым, поскольку они выступают за уменьшение участия государства в экономической жизни (в частности, за снижение налогов и расходов бюджета). Именно за такие убеждения правых либералов во второй половине XX века начали называть правыми, так как прежние традиционные правые (монархисты, клерикалы) утратили популярность. В конце 1960-х годов во Франции появились «новые правые», которые, в отличие от «старых правых», не отрицали модернизацию, но пытались создать новую современную идеологию, направленную против эгалитаризма и либерально-демократических идей, господствующих в европейской культуре со времён Просвещения.
В настоящее время политологами, социологами и социальными психологами признаётся, что традиционное деление на левых и правых неадекватно отражают реально существующий спектр мнений в обществе. Так, совершенно непонятно, куда в этой шкале можно отнести, например, либертарианцев. Также у человека могут быть убеждения, в одной области (например, в экономической) считающиеся традиционными для «левых», а в другой (например, политической) считающиеся «правыми». Ситуация ещё более осложняется размыванием программно-идеологических различий и политическим сближением традиционных партий в западных политических системах в последние 100 лет, взаимопроникновением и взаимообогащением различных систем взглядов; так, социалисты существенно «поправели» и перестали существенно отличаться от новых либералов, ставших как бы «правыми». Существенно и то, что в посткоммунистических странах и, особенно странах постсоветских, понятия «правизны» и «левизны» нередко употребляются в смысле, противоположном принятому в странах с развитой демократической системой – так, в эпоху перестройки либералов и антикоммунистов часто именовали «левыми», а традиционных ортодоксальных коммунистов – «правыми».
По некоторым мнениям двухполюсная политическая шкала («правые» и «левые») не позволяет достаточно корректно отразить взгляды как на роль государства в контроле жизни общества, так и на роль государства в обеспечении социального равенства, сторонниками этого мнения используется четырёхполюсная шкала (диаграмма Нолана), предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1970 г.
консерваторы (сторонники прагматизма, иерархичности, организованности и превосходства государства над личностью) либералы (сторонники индивидуализма, равенства и толерантности) либертарианцы (сторонники минимального вмешательства государства в жизнь общества) тоталитаристы (сторонники жёсткого контроля государства за жизнью общества и сторонники участия государства в перераспределении доходов).[79]
На представленной диаграмме мы видим, что «левое крыло» отклонения увеличивает степень персональной свободы, а «правое крыло» увеличивает свободу экономическую. Каждая из этих свобод друг другу антагонистична. В свою очередь, чем ближе человек к точке нуля, тем в бóльшей степени он популист, что в социальном масштабе ведёт к тоталитаризму. И напротив, чем бóльшей свободы он достигает в персональном и экономическом плане, тем дальше уходит от подконтрольности государством. К этой диаграмме, пожалуй, стоит добавить ещё одно измерение: к осям «Х» и «Y» поставить перпендикуляром ось «Z». Из квадрата получится куб, картинка из плоской станет объёмной. На ось «Z» я спроецирую НАИВНОСТЬ – ОСОЗНАННОСТЬ. Вот несколько парных синонимов, чтобы читателю было яснее, что я подразумеваю под предложенной категорией: доверчивость – скептицизм, увлечённость – анализ, эмоциональное – рациональное, опьянение – трезвость.
Нетрудно догадаться, что чем ближе к точке нуля, тем хуже для человека. Не для политэкономической стадной особи – а для личности. И когда война занимается нами, и мы должны встать под чьи-либо знамёна, нельзя забывать, что любая война – между порабощением и свободой, и чтобы выиграть эту войну, нужно понимать её максимально объёмно. И начинать её следует с оси «Z». Как только мы вводим ось «Z», начинается прояснение: чем ниже к нулю, тем ближе ко лжи, чем выше мы поднимаемся, тем движемся к правде. В самом низу – жалкий самообман, помноженный на обман, навязываемый извне. Устремление вверх – это вырастание личности. Личность – это свобода. Более того, это главная из свобод. Свободы осей «Х» и «Y» у человека можно отнять: персональную – репрессировать, экономическую – экспроприировать. Но нет такого насилия, которому покорилась бы внутренняя свобода осознанности, она только растёт, развивается, крепнет, уходит в недосягаемость, в интеллектуальную и духовную суверенность... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
В соответствии с пожеланием автора, все деньги, полученные от продаж публикации, пойдут на развитие журнала «Новая Литература».
Оглавление 5. Часть 5 6. Часть 6 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|