HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Игорь Белисов

Замутнение. Опыт популярной политэкономии

Обсудить

Статья

На чтение краткой версии потребуется 1 час 15 минут, полной – 1 час 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.07.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

■ □ ■ □ ■ □

 

Продолжим цитирование. Нижеследующие материалы я предлагаю читателю, который более-менее знает историю своей родины (ну хотя бы за последнюю сотню лет) и способен соотнести то, что ему известно об этой стране, с тем, что я предлагаю для аналитического рассмотрения. Прошу вас, только не торопитесь. Каждый абзац достоин того, чтобы над ним поразмыслить, дать пробудиться свободным ассоциациям. И я, конечно, не называю имя страны. Как и во всех моих писательских опытах, моя задача – заставить читателя мыслить.

 

Основные черты фашизма

Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма.[32]

 

Общие черты фашистских партий

Часто фактором возникновения и роста фашистских партий является наличие в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области.

Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчёркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.

У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность. Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, антимодернистские и специфически современные, транснациональные моменты.

Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также – отчасти произвольно выбранных – меньшинств.[33]

 

Основными чертами идеологии фашизма являются:

традиционализм,

национализм

антилиберализм

антикоммунизм

экстремизм,

этатизм,

корпоративизм,

элементы популизма,

милитаризм,

часто – вождизм,

декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.[34]

 

Не правда ли, интересно? Обратите внимание: я ни на чём не настаиваю, я всего лишь стимулирую ваше собственное мышление. В этом – путь к преодолению штампов, замыливших глаз ярлыков, и я надеюсь – к независимому Прояснению. Замутнение ведь не только в смешении, оно ведь ещё и в том, что одно и то же явление называют различными именами, и тем самым оболванивают впечатлительных, влюбляющихся адептов, вовлекая их в авантюру примыкания к «правильной» Партии.

 

 

■ □ ■ □ ■ □

 

И ещё один блок цитат. Я пускаю их сплошным текстом, веселящим потоком, разгоняющимся каскадом. Уверен, в этом бурном скольжении вы увидите то, что таит глубина.

Запаситесь терпением. Скольжение будет долгим.

 

«Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».[35]

 

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей – которая в марксизме называется социализмом и высшей – так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации.[36]

 

В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии – возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии – Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение.[37]

 

Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.[38]

 

Весьма существ. черта фаш. идеологии – крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование Ф. популярности идей социализма в массах.[39]

 

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом.[40]

 

К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию К., выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли (см. Марксизм-ленинизм). Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя.[41]

 

Появление Ф. на политич. арене – результат кризиса социально-экономич., политич. и культурного развития бурж. общества, страха правящей буржуазии перед натиском революц. социализма… Неравномерность темпов и форм развития этого кризиса, упадок или неразвитость демократически-парламентских форм политич. жизни, противоречия между степенью идеологич. организованности и уровнем культуры масс, "новейшие" средства мобилизации старых массовых предрассудков – характерные элементы почвы, на к-рой растет Ф. Не случайно Ф. утвердился в условиях наибольшей остроты указанных противоречий, благоприятных для вовлечения сравнительно широких слоев гл. обр. мелкобурж. населения в политич. акции в качестве "толпы".[42]

 

Превращение капиталистической формации в коммунистическую не просто продукт экономической эволюции, а неизбежное следствие порождаемой самим капитализмом классовой борьбы пролетариата, социальной революции. Империализм есть канун социалистической революции.[43]

 

При всём известном истории или возможном многообразии фашистских движений (отличающихся друг от друга различными вариантами сочетания военной и парт. диктатуры, террористич. и идеологич. принуждения, национализма и этатизма и т. д.) общим условием их формирования является кризис демократич. форм бурж. гос-ва при отсутствии или же недостаточности иных эффективных форм регулирования социальных отношений. Свойственная всей эпохе монополистич. капитализма, отмечавшаяся Лениным тенденция к ликвидации или выхолащиванию демократии составляет необходимое условие, при к-ром развивается и идет к власти Ф.[44]

 

Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.[45]

 

Один из стандартных тезисов фашистских теоретиков состоял в том, что Ф. "не нуждается в доказательствах", поскольку он подтверждается лишь собств. практикой и тем противостоит либеральным или социалистич. учениям, ищущим своего обоснования в теоретич. подходах к обществу.[46]

 

Марксизм – не догма, а руководство к действию.[47]

 

Важнейшие отличит. черты Ф. – применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование гос.монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми проявлениями обществ. и личной жизни людей, способность путём националистич. и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать часть населения в интересах эксплуататорского строя.[48]

 

Завершится этот процесс переходом к социализму всех народов мира, с превращением К. во всемирную, охватывающую все страны общественную систему. Содержание мирового революционного процесса определяется ныне слиянием в единый поток антиимпериалистической борьбы трех революционных сил: мировой системы социализма, международного рабочего класса, национально-освободительного движения.[49]

 

Фашистские режимы соединяют политич. насилие над массами с чрезвычайно интенсивным идеологическим принуждением.[50]

 

Наряду с ростом коммунистической системы «вширь» путём присоединения в результате социалистических революций всё новых стран, выпадающих из системы империализма, происходит развитие К. «вглубь»: каждая страна, вставшая на путь социализма, и всё социалистическое содружество государств в целом достигают более высоких ступеней социально-экономической зрелости новой формации. Превращение частной капиталистической собственности и других форм частной собственности на средства производства в общественную, социалистическую собственность составляет содержание переходного периода от капитализма к социализму... Ему «соответствует и политически переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».[51]

 

Фашизм: Открытая террористическая диктатура, направленная на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии, установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.[52]

 

Коммунизм: «тоталитарная система правления, в которой единственная авторитарная партия контролирует находящиеся в государственной собственности средства производства».[53]

 

Новое общество приобретёт и ряд свойств, характерных признаков, прежде всего в системе экономических отношений, которых не может быть при социализме. К ним относятся изобилие материальных и духовных благ, полное социальное равенство, всестороннее развитие работников производства, общественное самоуправление, труд на общество, как первая жизненная потребность членов общества, распределение по потребностям.[54]

 

Тоталитарное государство изображается в фашистской идеологии высшей и универсальной формой обществ. жизни. Подчиняя себе или включая в себя все прочие формы социальной организации, фашистское гос-во отождествляет себя с "обществом", "народом", "нацией"; социальные институты, группы, личности имеют право существовать лишь как органы и элементы этого универсального целого. "Для фашизма общество – цель, индивиды – средство, и вся жизнь состоит в использовании индивидов для социальных целей", – утверждал Рокко… По словам Муссолини, "для фашиста все в государстве и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле Ф. тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа".[55]

 

Движущей силой развития общества выступает не борьба классов, а сотрудничество, взаимопомощь, соревнование свободных от эксплуатации людей, не частный, а общественный интерес. К. создается в условиях, когда нет антагонистических классов, когда рабочий класс, занимающий ведущее положение в системе социалистических производственных отношений и играющий ведущую роль в строительстве К., кооперированное крестьянство, интеллигенция сплочены вокруг Коммунистической партии, ведущей трудящихся к победе К.[56]

 

На деле от имени "нации" и "народа" выступал фашистский режим, для к-рого ссылки на "мистич." характер нац. единства служили оправданием тотальной гос. системы, где высшим источником власти выступал вождь, якобы воплощавший волю и дух народа. В строжайше централизованной гос. машине Ф., в к-рой каждый орган отвечал лишь перед вышестоящим, отсутствовало традиционное для бурж. общества разделения властей, а законодательство и исполнение "законов", судебный и внесудебный террор, административное и идейное принуждение сосредоточивались в одних руках. Доктрина тоталитарного гос-ва исключала автономность к.-л. сфер или ценностей обществ. жизни – религии, морали, иск-ва, семьи и т. д.; все подлежало гос. контролю и регулированию. В этой доктрине не было места для личности вне гос. организации; человек существует лишь как "гос. человек".[57]

 

В рамках коммунистических производственных отношений объективно устраняется противопоставление личного и коллективного общественному, всенародному и обеспечивается единство общественных и личных интересов на базе полного социального равенства. Отличительные признаки этого равенства – ликвидация классовых и социальных различий, устранение любого предпочтения в потреблении и владении.[58]

 

Фашистский "социализм" противопоставлял формальной, парламентской, юридич. системе бурж. гос-ва некий неформальный, бесструктурный, опирающийся не на закон, а на "волю масс, нации, народа", тоталитарный механизм "народного" гос-ва, суда, "фюрера". В определ. мере "социализм" Ф. может оцениваться как идеологич. реализация шпенглеровского принципа "всеобщего чиновничества": "Социализм, если рассматривать его с технической точки зрения, – это принцип чиновничества. В конечном счете, каждый рабочий приобретает статус чиновника вместо статуса продавца. То же самое происходит и с предпринимателем".[59]

 

Развитие способностей общества в целом при К. совпадает с развитием каждого отдельного члена общества, тогда как в антагонистических формациях оно совершалось в ущерб большинству трудящихся классов. Развитие индивидуальности при К. действительно свободно в утверждении гармоничных отношений между личностью и обществом, здесь свободное развитие каждого – условие свободного развития всех.[60]

 

По мнению американского философа Ханны Арендт основным признаком фашизма является создание культа ненависти к внутреннему либо внешнему врагу, создаваемому мощным пропагандистским аппаратом, не гнушающимся ложью для создания нужного эффекта.[61]

 

В период строительства К. важнейшее значение приобретает идеологическая работа Коммунистической партии в массах, выдвигается и решается задача формирования научного коммунистического мировоззрения всего народа, воспитание нового, коммунистического отношения к труду. Этот процесс протекает в острой идеологической борьбе с чуждыми социализму идейными влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей.[62]

 

Это вело к превратному толкованию всех общественно-политических феноменов и процессов в официальной пропаганде фашистских режимов. Был выработан одномерный подход к объяснению окружающего мира по формуле “абсолютно верное против абсолютно ложного”, “добро против зла”, “свет против тьмы”. Середины в таком подходе быть не может. Тщательно разработан образ врага, чужака, как какого-то недочеловека, ущербного по своей сущности, некоего ненастоящего, которого просто не жалко оскорблять, унижать и даже физически уничтожать… При этом неукоснительно действует принцип – “кто не с нами, тот против нас”.[63]

 

Решение проблемы свободы духовного развития личности предполагает наряду с обеспечением материальных условий и достижение высокого уровня культуры, образованности и сознательности народа, утверждение коммунистического мировоззрения и нравственности в качестве содержания общественного сознания.[64]

 

"В государстве не существует больше свободного состояния мыслей, – заявлял Геббельс. – Просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению".[65]

 

Все процессы создания нового общества в материальной и духовной сферах могут протекать успешно, если усилия масс на решение задач строительства К. организует и направляет Коммунистическая партия, вооружённая передовой теорией. Социалистическое государство сохраняется до полной победы К.[66]

 

Гос. механизм Ф. в высших своих инстанциях фактически и формально сливается с верхушкой парт. иерархии, парламентские (рейхстаг в Германии) или монархические (в Италии) институты превращаются в простое прикрытие тоталитарного режима.[67]

 

Главным и необходимым орудием построения К. выступает социалистическое государство, с помощью которого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества, осуществляют контроль за мерой труда и мерой потребления, защищают свои социальные завоевания от враждебных классов извне и от «... тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных хранителей традиций капитализма»...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 102). С построением социализма государство диктатуры пролетариата превращается в политическую организацию всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его политическим авангардом – Коммунистической партией.[68]

 

Социальная структура фашистского режима определяется тем, что система обществ. разделения труда, сформировавшаяся на совр. этапе капиталистич. развития, находит дополнение и завершение в структуре тоталитарного политич. и идеологич. механизма.[69]

 

Главные направления развития государственности в период создания К. – развитие и совершенствование социалистической демократии, укрепление сознательной дисциплины и повышение чувства ответственности всех граждан, их активное участие в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля за его деятельностью, укрепление законности и правопорядка.[70]

 

Социально-экономич. ориентация Ф. предполагает не только гос.-экономич., но прежде всего гос.-идеологич. и политич. регулирование классовых отношений, направленное на подавление классовой борьбы трудящихся. С этой целью проводилось принудит. решение трудовых споров, рассасывание безработицы, в частности при помощи мобилизации рабочей силы на сооружение объектов воен. значения, действовала система пособий многосемейным и т. п. меры, имевшие как экономическое, так и идеологич. значение. В то же время происходило (искусственно созданное и раздуваемое пропагандой) смещение всей направленности социальных интересов. Насаждавшееся Ф. представление о непосредств. ответственности каждого перед гос. машиной противопоставлялось "фикции" классовой борьбы, якобы созданной враждебными силами.[71]

 

Усиление экономической роли государства, совершенствование методов хозяйственного руководства и планирования, системы управления экономикой представляет существенный элемент в создании экономической организации К.[72]

 

Здесь имел место фактический апофеоз государства. Как утверждал, напр., один из идеологов итальянского фашизма, С. Нунцио, государство является единственным и конечным источником власти. Фашисты отвергали какие бы то ни было ограничения власти государства. Оно по своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: “Все внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства”… В результате, по справедливому замечанию Р. Фарначчи, фашизм “отождествлял общество с нацией, нацию с государством, экономическую деятельность – с политической деятельностью”.[73]

 

«Под коммунизмом понимают скорее не реальную практику, а определенную доктрину. Этим понятием обозначаются общества, в которых отсутствует частная собственность, социальные классы и разделение труда».[74]

 

Кроме того, имеется тенденция психологической и психофизиологической трактовки понятия «фашизм», обосновывающая понимание фашизма как патологического отклонения в массовом и/или индивидуальном сознании.[75]

 

Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (напр.,"класс" или "нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьёзную угрозу.[76]

 

 

 



 

[35] В. И. Ленин (декабрь 1919 г.); источник – [5]

 

[38] Программа КПСС, 1972, с. 62; источник – [23]

 

[39] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. 1983; источник – [13]

 

[40] Карл Маркс (1844г.); источник – [6]

 

[41] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. 1983; источник – [13]

 

[45] Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 772–73; источник – [23]

 

[47] В.И. Ленин. Первоисточник – письмо (29 ноября 1886г.) Ф. Энгельса к Ф.А.Зорге; источник – Не догма, а руководство к действию...

 

[48] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. 1983; источник – [13]

 

[51] Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,т. 19, с. 27; источник – [23]

 

[52] Источник - http://tolkslovar.ru/f605.html

 

[53] Англоязычный словарь Merriam-Webster; источник – [6]

 

[63] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001; источник – [13]

 

[73] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001; источник – [13]

 

[74] Социологический словарь Н. Аберкромби, С. Хилла и Б. С. Тернера (2004); источник – [6]

 

[76] Фашизм в Энциклопедическом словаре; источник – [15]

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров.
В соответствии с пожеланием автора, все деньги, полученные от продаж публикации,
пойдут на развитие журнала «Новая Литература».

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.09: Игорь Литвиненко. Заброшенное месторождение (очерк)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!