HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература
42. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная
43. Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»?

Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная


 

 

 

 

Как мы уже выяснили, литература сама по себе – трансгрессия. Однако литература литературе – рознь, и коль скоро разные книги производят разное впечатление, то и переживаемая через эти книги трансгрессия разнится весьма.

Взять повествование, выполненное в традиции реализма. По сути, это простое отражение жизни в самых естественных ее проявлениях: обычное зеркало, направленное на окружающий мир. Когда реализм впервые возник литературе, где-то в начале XIX века, это было настоящим открытием: оказалось, можно писать «как в жизни»! Это было трансгрессией... Спустя всего какую-то сотню лет, простое отражение действительности перестало «цеплять». Начались затейливые модернистские поиски, и каждое из направлений ощутимо несло трансгрессию. Во второй половине ХХ века модернизм переродился в постмодернизм, который поначалу очаровывал своей необычностью, но к XXI веку тоже как-то забуксовал...

Тем не менее, каждая из этих эпох явила миру значительные произведения, некоторые из которых стали классикой на все времена, но бóльшая часть канула в Лету; хотя формально все эти книги – фикция (fiction).

В недрах фикции родилась метафикция. Это уже фикция, повествующая о фикции. Говоря яснее – заведомая фикция. В ней предполагается исчезновение иллюзии реализма. Даже если повествование ведется в реалистичной канве, читатель все равно не сомневается ни на миг, что читаемая им история выдумана, представляет умозрительное построение. Такова вся жанровая литература: любовные романы, детективы, боевики, авантюрные, приключенческие, мистические, магические – и прочие поделки той или иной степени не-реальности. Дальше всего от реальности уходит фантастика и, особенно, последнее изобретение – фэнтези. Здесь героями все больше работают киборги, монстры или какие-нибудь виртуальные зверушки. Такое вытеснение реального человека через пропагандируемую литературную моду уже воспринимается практически как реальность нашего современного, виртуализованного Бытия.

Вдумчивый читатель отворачивается от такой литературы. Читатель массовый – то есть, потребитель печатной продукции, – заглатывает, не жуя, этот конвейерный ширпотреб и, похоже, вполне сыт и доволен.

И тем не менее, в каждом из метафиктивных жанров и вдумчивый читатель, и потребитель печатной продукции, время от времени находят произведения, которые воспринимаются как неподдельно достойные. 

Правда, положение осложняется еще тем, что на читателя давит авторитет популярности автора или хорошо раскрученной, с финансовыми вливаниями, книги. Скажем прямо – прессинг рекламы. Вообще, в наше высокотехнологичное время все больше происходит подмена понятий: выдающимся произведением называют рентабельный книжный продукт, шлепнув на обложку «Во всем мире продано 5000000 экземпляров!». Есть и другая подмена: какое-нибудь бредовое словоплетство нарекают знáковым культурным явлением, подкрепив его отзывами влиятельных критиков и протащив в финал престижной литературной премии.

Но почему-то эти красочные изделия, в целом неплохо, наверное, продаваемые, далеко не всегда оправдывают ожиданий даже вполне благожелательного и непридирчивого читателя. Почему?  

Да потому что читатель не находит в предлагаемых произведениях той самой вожделенной духовной отдушины, ради которой покупается книга, и глаза погружаются в текст. Литература становится все более развлекательной, и все меньше дает что-то важное для души. Вот и говорят, что литература вырождается.

Она все реже предлагает читателю подлинную трансгрессию. 

Развлекательные бестселлеры, адресуемые массовому читателю, на время заполняют его душевную пустоту. Так и бредовое словоплетство, преподносимое как тексты элитные, по сути, являются тем же развлечением для эстетов. И то, и другое бывает довольно забавно. Особенно, если облачено в необычную, новую форму.

Но по убеждению скульптора Эрнста Неизвестного:

 

 «Форма – это не то, что снаружи. Форма – это то, что выпирает изнутри»...

 

Ну в самом деле, что с того, что у виртуальных зверушек возникают коллизии такие же, «как у людей»? Или что с того, что какой-нибудь «мастер слова» способен неординарно живописать ординарнейшую банальность? И то, и другое, на свой лад совершают трансгрессию, помогая читателю отвлечься от привычной унылости жизни. Но вот книжка прочитана, не оставив в душе и следа. Под зевок навалившейся скуки она прямиком отправляется в макулатуру.

Выходит, сказать что-то новое в литературе – еще не значит, сказать что-то новое людям. Какие угодно эксперименты с новыми формами, какое угодно «искусство для искусства», не прибавляют ничего к уже сказанному, если не открывают нового содержания. Новых граней, пластов, параллелей. Принципиально новой, еще не явленной жизненной глубины.

Вот и получается, что подлинная трансгрессия, – как ни тяжело это признавать, – главным образом, трансгрессия содержания.

Это трудно. Порой, кажется, невозможно. Но на то и трансгрессия, чтобы преодолеть предел невозможного. И на то и литература – я имею в виду, литература всерьез, – чтобы через нее не только развлекаться, но – думать.

К счастью, люди, идущие Путем Мысли, неистребимы. В любую эпоху, в любом жанре и стиле, как случайные цветы среди массового посева, появляются Книги, способные изумить. Они могут выделяться самобытной инаковостью, а могут маскироваться под традиционное или модное. Но в не зависимости от формы подачи, эти Книги несут глубинное содержание, которое затрагивает что-то важное в душе человека, неподдельно волнует, берет «за живое», а по прочтении – долго не отпускает.

Читатель ставит книгу на полку и говорит: это – Настоящее.    

 

 

 


Оглавление

41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература
42. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная
43. Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»?

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!