HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность
31. Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни
32. Часть третья. Трансгрессия. Табу

Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни


 

 

 

Чем более суверенно существование человека, тем больше он сам себе имманентен, тем дальше от положения вещи и, соответственно, ближе к божественной первозданности. Для массы людей эта радость недостижима. Люди, включенные в цепь полезных деяний, порабощенные сложившимся порядком вещей, не живут жизнью, а терпят жизнь. Такая ситуация копит в людях негативный заряд, который в наше время называется словом «стресс». Впрочем, во все времена, начиная с примитивных сообществ, человек социальный испытывал это гнетущее накопление, которое требовало разрядки, отдушины.

Такой отдушиной стало явление праздника.

 

«Божественной мир заразителен, и его заразительность опасна... Неотвязная проблема, обусловленная невозможностью быть человеком, не становясь вещью, или же желание вырваться за пределы вещей, не вернувшись в животный сон, находит себе ограниченное разрешение в празднестве», – пишет Батай.

 

Ключевая идея здесь – «вырваться за пределы вещей». Временно сбросить свою социальную оболочку и с головой окунуться в утраченную свободу.

Таким образом, празднество – это акт трансгрессии...

Однако в данном случае трансгрессия контролируема:

 

 «...в празднестве прорывается тяга к разрушению, но она регулируется и ограничивается консервативным благоразумием... Празднество терпят поскольку, поскольку оно оставляет неприкосновенными закономерности профанного мира».   

«Празднество – слияние жизни всех людей. Для вещей и индивидов оно служит тиглем, где все различия расплавляются в жизненном жаре сокровенности. Но его сокровенность разрешается в реально-индивидуальном полагании той целостности, чья судьба разыгрывается в обрядах. Празднество ограничено именно тем, что совершается для некоторого реального сообщества, для некоторой социальной данности, наличествующей как вещь, – для некоторой совместной операции, нацеленной на будущее время; празднество само включается в цепь полезных деяний... Празднество – это не настоящий возврат к имманентности, а дружественное (или полное тревоги) примирение двух несовместимых необходимостей».

«Празднество происходит для того, чтобы вернуть человека к имманентности, но условием этого возврата является помрачение сознания. Таким образом, к имманентности возвращается не человечность человека – поскольку именно ясностью сознания она противостоит животному началу. Собственно праздничное начало не включено в природу сознания, и, обратно, праздничный разгул оказался возможен лишь благодаря неспособности сознания принять его таким, как он есть. В этом фатальном непонимании празднества заключена основная проблема религии. Человек есть существо, утратившее и даже отбросившее то, чем оно является втайне – неразличимую сокровенность».

 

Получается, празднество в основе религиозно. Оно восходит к тому первобытному состоянию, когда человек пребывал в лоне природы, в ее непрерывности, как зверь, как вода в воде. На протяжении всей истории человечества, собственно, празднества и находились под эгидой религий. Светские праздники в последнюю сотню-другую лет – лишь бледный отблеск иссякающей эманации. Все более рассудочные требования цивилизованного социума все менее приемлют неистовый, стихийный разгул.

И в тем большей степени делают праздник трансгрессией.

Можно даже сказать, праздник тем больше – праздник, чем в большей степени он – трансгрессия.

Суть трансгрессии раскрывается в утренней фразе, знакомой каждому цивилизованному человеку, произносимой с иронией вопреки головной боли и тягостным фактам: «Праздник удался». 

 

 

 


Оглавление

30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность
31. Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни
32. Часть третья. Трансгрессия. Табу

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!