HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

23. Часть вторая. Беспощадность литературы. Камень
24. Часть вторая. Беспощадность литературы. Назвать вещи своими именами
25. Часть вторая. Беспощадность литературы. Точка возврата

Часть вторая. Беспощадность литературы. Назвать вещи своими именами


 

 

 

«Здесь нужна только беспощадная, то есть логическая мысль», – говорил Камю. Полностью согласен с его установкой. Исходя из этого принципа, у меня есть, что сказать людям – о жизни вообще и, в частности, – о литературе.

Считаю своим долгом сразу предупредить: я намерен сообщить циничную неприятность. Если читатель этих строк склонен литературу обожествлять, советую воздержаться от дальнейшего чтения моего эссе. Излагаемые ниже, сухие соображения могут изменить отношение к литературе. А возможно – и отвратить... Подумайте, стоит ли?..

Я знал. Вас это не остановит... Мысль притягательна...

Эффект запретного плода... Ну что ж...

Как я уже обмолвился, моя профессия – врач. Если вдуматься в абсурдную этимологию данного слова, получается, врач – это тот, кто врет; лгун, обманщик, фантазер, сочинитель. В этом есть некий неотчетливый силлогизм. Недаром многие писатели вышли именно из врачебной среды. Это дает мне моральное право судить о литературе как специалисту. И вот мой диагноз:

Литературное творчество есть болезнь...

Несколько определений для иллюстрации моей мысли:

«Патология (от греч. παθος – страдание, боль, болезнь и λογος – изучение)    – отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции»;

«Норма – состояние динамического равновесия между био-психо-социальными параметрами индивидуума и аналогичными параметрами окружающей среды»;

«Болезнь (лат. morbus) – это возникшее в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременной активизации защитно-компенсаторных-приспособительных реакций и механизмов»;

«Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни».

Все приведенные здесь дефиниции – от «Википедии». То есть, от энциклопедии популярной. Ну и, дабы сохранить мою преемственность с медицинской профессией, добавлю один нюанс от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

Еще раз повторю: полное физическое, психическое и социальное благополучие... Думаю, не будет открытием, что сие счастье не относится к литераторам.

Литература – не то занятие, которое способствует «нормальной жизнедеятельности». Литература в идеале стремится увести прочь от «социально полезной деятельности». «Продолжительность жизни организма» писателя далека от завидного долголетия, а его адаптация к «постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременной активизации защитно-компенсаторных-приспособительных реакций и механизмов» для абсолютного большинства литераторов сопряжена с куда большими трудностями, нежели для среднестатистического, нормального Обывателя.

Литературное творчество – это такое заболевание, когда обычное Бытие рождает духовную неудовлетворенность, а простое отражение реалий действительности замещается в человеке образным фантазированием. Последний аспект очень близок к тому, что возникает в голове у больного шизофренией. В психиатрии это называется «продуктивной симптоматикой», под которой подразумевают бред и галлюцинации. Если присовокупить к этим феноменам синдром депрессии, неизбежно возникающей вследствие раздумий о жизни всерьез, и логично ведущей к тенденции суицида – становится ясно, что писатели очень рискуют.

Но и это, как говорится, еще не все. Анализируя судьбы писателей – в том числе, автора этих строк, – я склоняюсь к выводу, что писательская судьба развивается по неумолимой и беспощадной логике, соответствующей одной весьма порочной болезни, которая связана со стремлением к эйфории – в противовес дисфоричному прозябанию вне порока.

Эта болезнь называется наркоманией.

«Творческий подъем», «вдохновение», «пульсация мысли», «воспарение над суетой», «летящая строка» – вот лишь несколько синонимов наркотической эйфории, что лежит в основе поэтического состояния. Однажды вкусив этот окрыляющий яд, человек стремится к нему снова и снова, все более удаляясь от дольнего мира, и не осознавая, как меняется его психика.

Вообще, наркотическая болезнь как парадигма мироустройства, как система координат и как вектор развития жизни, проецируется на очень многие проявления, казалось бы, нормального человеческого Бытия. Кому любопытна эта страшная аллегория – я отсылаю к не так давно вышедшей книге.* Здесь же я только хочу уточнить, что искусство, выступая антагонистом природного естества, обладает чарующей, если угодно – дьявольской, притягательностью именно вследствие своей наркотической сущности.

Литература – частный случай искусства. Притягательность Книги известна и читателям и писателям. Но если читательское увлечение редко достигает регистра библиомании, то для писателя графомания – только начало. На некотором этапе своего творческого пути всякий писатель начинает отчетливо чувствовать, как это дело его высасывает, истощает энергию, разрушает здоровье, портит отношения с близкими, а то и ломает личную жизнь. Я полагаю, не погрешу против истины, утверждая, что практически перед всяким писателем рано или поздно возникает решение вполне наркоманской формулировки.

Звучит это так: «Пора завязывать».

 

_________________________          

* Игорь Белисов «Хохот в пустоте», роман, 2010 г.

 

 

 


Оглавление

23. Часть вторая. Беспощадность литературы. Камень
24. Часть вторая. Беспощадность литературы. Назвать вещи своими именами
25. Часть вторая. Беспощадность литературы. Точка возврата

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!