HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

12. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Увеличительные стёкла
13. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Глобальное зеркало
14. Часть вторая. Беспощадность литературы. Кризис мыслителя

Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Глобальное зеркало


 

 

 

Ну, хорошо. Я, допустим, согласен. Осознавая все фильтры, которые меня ожидают, я согласен всю жизнь сложить на плаху литературы в эфемерной надежде донести свое творчество до людей.

Но каков мой шанс быть людьми увиденным? Да что там увиденным – даже просто случайно замеченным. Я пишу рассказ, повесть, роман, я посылаю их в никуда, в хаотическую вселенную неисчислимых Других. Я – только один из сотен писателей, один из тысяч живых литераторов, один из десятков тысяч блогеров, один из сотен тысяч пользователей социальных сетей и один из миллионов, владеющих навыком набивать на клавиатуре более-менее удобочитаемые тексты.

Допустим, мой текст обладает художественными достоинствами. Но каково место художественной литературы в культурном пространстве? А если шире – в информационном гештальте?

Похоже, я – ничтожная точка на пестром фоне.

Ведь на каждого, кто мог бы обратить ко мне взгляд, нацелено такое количество информационных явлений, что их мельтешение сливается в кутерьму, от которой современного человека давно и стойко подташнивает. Концерты, театры, кино, музеи и выставки, телевизор с чем-нибудь развлекательным на каждом канале – и это только явления из сферы художественной культуры. Что уж говорить о вале прочего информационного шума? Слишком много всего, слишком пестро, слишком назойливо. Человек устает, затыкает уши, закрывает глаза. Нет ни времени, ни желания что-то читать. Ну, разве что – так, наиболее обязательное, во избежание комплекса культурной неполноценности, – то, что хронически мозолит глаза среднестатистического потребителя в качестве разрекламированного культурного бренда.

Мало того, есть ощутимое подозрение, что литература, в принципе, умирает. Высокие технологии не просто сменили информационный носитель – они сменили фокус общественного интереса. Уходит не Книга, уходит интерес работать мозгами, происходит переключение на готовые блоки, простые картинки, которые усваиваются, минуя активное осмысление.

Мысль перестает быть объектом массового отражения.

В этом безмыслии уже вырастает новое поколение, которому куда интереснее сравнивать модели ай-фонов, нежели размышлять о Разумном, Добром и Вечном. Их так воспитывает глобальный прессинг рекламы. Родители не в силах вернуть детей к ментальным ориентирам. «Вначале было Слово» замещается на «Вначале была Цифра». И если поколение назад говорили «Я есть то, что я читаю», то ныне можно утверждать «Я есть то, каков мой компьютер».

Литература превращается культурный реликт. В этакий заповедник для занесенных в Книгу творческих видов, «гуляют там животные невиданной красы», находящиеся на грани исчезновения.

И, между прочим, в англоязычной терминологии художественная литература обозначена словом fiction. Фикция. То, чего нет. Ничто.

Осознавать это писателю – страшно.

И вот тут возникает проклятый вопрос...

 

ЗАЧЕМ???

 

 

 


Оглавление

12. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Увеличительные стёкла
13. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Глобальное зеркало
14. Часть вторая. Беспощадность литературы. Кризис мыслителя

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!