HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Записки филосшедшего

Обсудить

Критический обзор

 

Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.04.2008
Оглавление

2. Точка зрения – точка опоры
3. Хождения по мукам
4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах

Хождения по мукам


 

 

 

1

 

Человек сказал о себе только то, что посчитал главным: первые 40 лет своей жизни был язычником (в том смысле, что поклонялся любви и поэзии); затем случились два несчастья – умер отец да в автокатастрофе разбился брат, к тому же перестали писаться стихи, и наступила полная депрессия; жена, по совету своей подруги, повела его в православную церковь, где он и остался, а очень скоро превратился в ортодоксального верующего; читал и перечитывал библию и святых отцов; в стремлении дальнейшего углубления в ортодоксию перешел в старообрядчество; в общей сложности более 15 лет пребывал в лоне религии; но ища спасение во Христе, не переставал думать, и это спасло от превращения в полного зомби и способствовало его обращению в непримиримого атеиста.

 

Владимир Рубцов, «Мысли о религиях, о христианстве, о церкви», альманах «Открытая мысль», №1, стр.156-162, Москва, 2005 г.

 

В своем предисловии автор, по-моему, упустил еще одну важную деталь в характеристике своей депрессии: по всей видимости (конкретных дат в материале нет никаких), этот период совпал с внешними катаклизмами – заменой большевистско-атеистического устройства государства эклектической системой с постепенной подменой отвергнутой коммунистической идеологии, с одной стороны, узакониванием обогащения, а с другой – религиозными догмами. Словом, мы с Владимиром Рубцовым – люди одного поколения, и все его духовные страдания, мучения, метания и поиски мне очень и очень близки и понятны.

Названная публикация Рубцова – действительно, мысли, сборник мыслей, отдельные абзацы, каждый из которых, так или иначе, самостоятелен, но и связан по своей сути с остальными. Их нужно читать, пересказывать – нет смысла. Можно только привести из них наиболее жесткие и воинствующие.

 

 

2

 

"Все религии несут в себе империалистическое начало. Все они через миссионерскую деятельность стремятся завоевать и подчинить себе весь мир. Когда мир поделен между религиями, начинаются религиозные войны".

 

"На протяжении всей истории человечества религии держали людей в рабстве, где рабами были все, а рабовладельцами сначала жреческие касты, а затем религиозное учение и духовенство".

 

"Христос со своими заверениями о царствии небесном и геенне огненной есть величайший обманщик всех времен. Либо таким он был, либо таким его сделали евангелисты. Христианство создало идеальный образ врага (Антихриста), благодаря которому чувство ужаса, вражды, злобы, ненависти доводится в людях до состояния кипения".

 

"Священники, богословы, старцы, святые отцы, миссионеры или те, кто добровольно берут на себя функцию миссионера, – это те, которых, подобно апостолам-рыбакам в Евангелиях, можно назвать ловцами человеческих душ".

 

"В среде верующих и богословов принято говорить о всемогуществе божием. Для бога нет ничего невозможного, говорят обычно. А между тем, никто из говорящих или думающих так, на самом деле, в это не верит. И доказать это довольно просто одним примером: когда умирает близкий человек, никому не приходит в голову обратиться к богу с молитвой или просьбой вернуть этого человека к жизни".

 

"Верующих церковь обязывает не жить по своей воле, не жить своим умом, не иметь ничего личностного, индивидуального. Все как один и один как все. Это и есть зомби".

 

"Иисус Христос был самозванец, каких в истории (особенно во время его предполагаемой жизни) было очень много. <...> Отличие же самозванца Иисуса от огромного числа прочих состоит в том, что тех быстро забыли, а этот живет в умах и сердцах верующих в него уже две тысячи лет и завоевал треть мира. Остальной мир поделили другие самозванцы – Будда, Кришна, Мухаммад и прочие".

 

"Человек не должен ставить перед собой цель стать верующим или атеистом – доказать или опровергнуть существование Бога. Это путь к заблуждению. Достойная человека цель – обнаружить истину, которая поможет ему найти для себя свое место".

 

 

3

 

"В семью церковь чаще всего проникает через женщину. И тогда жизнь для мужчины становится адом. <...> В общем, если церковь внедряется в семью, то мужчине (если он не сумеет этому противостоять) остается жалкая третьестепенная роль либо бегство из дома".

 

В настоящее время среди женщин: юных, пожилых, образованных, умных, деловых, практичных, необразованных, прочих, – атеисток нет. И как тут не вспомнить о том, что Сенилга в своем эссе «За алтарем» («Открытая мысль», №1, стр.163-170, Москва, 2005) о богоборчестве древних мыслителей говорит вскользь, вернее, цитирует их очень коротко, например Протагора (480-410 гг. до н.э.):

"О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду; а причина тому – неясность вопроса и краткость человеческой жизни".

Зато Боэцию Сенилга отдает две страницы, о чем уже упоминалось выше, и, думается, потому и только потому, что ей хотелось убедить современного читателя в том, к чему пришел Боэций в своих записках, сделанных им в ожидании казни: Бог существует, Бог всесилен, Он только не способен на зло, а посему зло есть Ничто.

 

 

4

 

"Для иудаизма и христианства основополагающим является учение о богодухновенности (написано духом бога) библии и проистекающим из него абсолютным и безусловным авторитетом текстов библии. По этому учению Моисей имел встречу на горе Синай с богом Яхве и записал то, что затем стало содержанием библейских рассказов непосредственно с его слов или под внушением его духа. Это учение полностью усвоено христианством, которое на самом деле представляет собой не что иное, как развитый иудаизм".

 

"Но трагедия состоит в том, что люди, как правило, понимают содержание по-разному, либо вкладывают в текст удобный для себя смысл. Отсюда в одном только христианстве бесчисленное количество сект и церквей, беспрестанно воющих между собой и втягивающих в эту вражду и войны бесчисленные народы и государства. И так уже – две тысячи лет".

 

Могу попутно добавить: при чтении Корана, священной книги мусульман, естественно, так же богодухновенной, у мало-мальски здравомыслящего человека не может не возникнуть недоумения по поводу того, почему Всемогущий, Всемилостивый и Всемилосердный столь озабочен полным подчинением себе воли людей, зачем вообще это ему нужно, когда он и без того, по определению, может всю вселенную, и все человечество делать и переделывать по своему усмотрению. А если читатель Корана и сам писатель, к тому же достаточно опытный и умелый, то он не может не увидеть, что Книга имеет множество повторов, от суры к суре монотонно талдычится одно и то же: Аллах любит покорных его Воле. Такой человек с полным основанием усомнится в том, что Коран написан (продиктован) Высшим Разумом, явные изъяны литературного творения которого, структурные и стилистические, непростительны даже для третьеразрядного сочинителя. Отсюда уже недалеко до логического заключения: покорность людей нужна не Аллаху, а людям – приживалам, правителям и пастырям народов, для чего Мухаммад и придумал Всевышнего и сочинил Коран, взяв за основу уже существовавшие священные книги иудейства и христианства.

 

 

5

 

Пахарь, сеятель и жнец, – всё в одном человеке, который на своем относительно небольшом поле, без применения механизмов, при помощи сохи, лопаты, кетменя и серпа, собственными силами, "от и до", производит зерно, хлеб. Такие кустари, не имевшие смысла при колхозах и совхозах, в независимом Узбекистане появились вновь, воскресив реалии веков былых, доиндустриальных. Вот и Владимир Рубцов – философ "от сохи": его труд – не плод пережевывания и переваривания работ других авторов, но результат личного хождения по мукам в течение едва ли не двух десятков лет и самостоятельного осмысления пройденного и проходимого пути. Именно такой результат Пауло Коэльо в своем романе «Алхимик» называет истинным и наиболее ценным.

То, что Владимир Рубцов сумел совершить невозможное для подавляющего большинства верующих, а именно: выбрался из засосавшего его религиозного болота, – это подвиг. Второй подвиг – то, что он сумел всё это осмыслить и ясно изложить. А третий – то, что он предложил свои записки к публикации.

Но!

Человек пронырливый по своей натуре, одержимый страстью во что бы то ни стало стать успешным, удачливым, чтобы о нем говорили (родные, близкие, знакомые, сослуживцы, сотрудники, а может, и журналисты и даже историки): "состоявшийся ученый, литератор, режиссер, политик, бизнесмен и т.д.", – никогда не будет отдавать десятилетия своей жизни хождениям по мукам, их осмыслению и формулированию выводов, никогда не будет плыть против течения, лететь против ветра, критиковать главенствующие в настоящий момент общественные тенденции, государственное устройство, доминирующую идеологию, сильных мира сего, никогда не впадет в богоборчество в то время, как между светской властью и духовенством существуют любовь да совет. Напротив! Он будет лезть из кожи вон, чтобы попасть в струю, чтобы прийтись ко двору. И если он подвизается в творческих сферах, то совершенно неважно, насколько талантливы, правдивы и нравственны создаваемые им творения, а имеет значение только то, насколько они конъюнктурны, насколько они продаваемы, насколько, так сказать, ликвидны (из бухгалтерско-складской терминологии). Реализм как творческий метод, реалистичность произведения как веление сердца и совести творца, честность и справедливость, – эти и подобные им ценности – по нынешним временам, устаревший, бесполезный, никчемный хлам. Нынче верховодят другие категории, другие методы, всё разнообразие которых можно свести к трем направлениям: фэнтэзи, мистика и эффектно-конъюнктурный псевдореализм. Произведения последнего типа не только не обходятся без убийств, грабежей, интриг, жестокостей, подлостей, коварств, секса, амбиций, прочих страстей, – словом, без того, что безотказно поражает воображение массового читателя и зрителя, но и оставляет реальную жизнь далеко позади. К тому же в современных зрелищах все ужасающие, завораживающие и гипнотизирующие факты, подробности и эффекты подаются броско, выпукло, смачно. При этом законы всех жанров, а также психология производителей и потребителей сводятся к одному: завтра должно быть больше крови, чем вчера, а послезавтра изображение или показ секса должно быть более ошеломляющим, а значит, более откровенным, чем сегодня. И т.д. и т. п.

Не думаю, что эти творцы не осознают того, что, идя впереди жизни образчиками, скажем так, привлекающе-завлекающего негатива в своих произведениях, они, так или иначе, становятся проповедниками, проводниками и продуцентами зла и безнравственности. Более того, они никак не заинтересованы в искоренении зла: не будет зла – не будет у них работы. Как и у армии сотрудников правоохранительных и судебных органов. В сохранении зла прямо заинтересованы и сильные мира сего! Ибо не будет зла – не будет нужен и многомиллионный госаппарат по управлению массами, их принуждению и обману.

То же самое касается и исторических произведений современных авторов: история искажается, мифологизируется, вестернизируется, боевикизируется, сексуализируется, опошляется.

И все для того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей! Тех самых, что испокон веков живут по принципу "хлеба и зрелищ!", который во все времена и у всех народов удачно и с успехом навязывался и навязывается властями и их клевретами подавляющему большинству населения. Чтобы как можно выше поднять свой рейтинг! Чтобы как можно больше продать своих творений!

Многоопытный и достославный Эдвард Радзинский в числе любимейших своих коньков оседлал Екатерину Великую, вкрадчивым голосом и с пошловатой улыбкой выделывая на ней свои сексапильные трюки и пасы, которым заворожено внимают миллионы телезрителей. Дарье Донцовой, конечно, далековато до Джоан Роулинг, но кое в чем Агриппина Аркадьевна (так на самом деле звать-величать королеву русского иронического детектива) даст фору самой удачливой писательнице современности и самой богатой женщине Великобритании: за какие-то 10 лет написала и издала 100 книг, пользующихся большим спросом в России и за ее пределами, а в последние годы каждый месяц выдает "на гора" по целому тому. Уму непостижимо! Такая потрясающая плодовитость и работоспособность – не только безусловный феномен, но и показатель высоколиквидности творений Донцовой!

Наш же герой, Владимир Рубцов, – один из тех чудаков, кои всегда были в любом народе и почему-то не переводятся и в нынешние времена, вдрызг продажные, коммерческие, мерзкие. И самое удивительное: праведники масштаба Владимира Рубцова ни за что не променяют свои хождения по мукам, свою судьбу ни на какие успехи и блага баловней судьбы, конъюнктурщиков, правителей, бизнесменов, проныр и прохиндеев.

Остается только сказать, что заслуживает уважения и даже восхищения понимание и мужество, которые проявило руководство «Открытой мысли», опубликовав «Мысли о религиях, о христианстве, о церкви», – документ жизни, поисков, потерь и находок неординарной личности, сочинение честное и ценное, но и крамольное по нынешним временам.

И последнее в этой части.

Работа современных властей предержащих и их клевретов в творческой и духовной сферах – обыкновенная, каждодневная работа, совершенно незачем заносить ее в разряд злодеяний! – убедительно доказывает, что выполняющие ее люди не верят ни в бога, ни в черта, ни в потусторонний мир, а оттягиваются по полной в жизни земной, дающейся каждому человеку всего один раз.

А поднимают на щит религию, храм и духовенство только потому, что надо ведь чем-то заполнить души масс! Сами же ходят в церковь (мечеть) и крестятся (кланяются) на всякий случай, – а вдруг все-таки, на самом деле, есть Судный День, ад, чистилище, рай…

Два десятилетия прошло с той поры, как религию и храм начали восстанавливать в правах по всей территории державы, тогда еще называвшейся СССР. Но разве сейчас в странах СНГ, когда в каждой из них Бог полностью реабилитирован и возвращен в быт, сознание и души, когда, по меньшей мере, лет 15 ни одна новая семья, ни один новорожденный не создается и не остается без религиозного освящения, когда религиозные темы волнуют умы, сердца и души молодежи, в том числе и творческой, – разве сейчас мораль и нравственность людей стала выше, чем во времена, когда доминирующая идеология была официально атеистической, а большинство населения – в самом деле, безбожниками? Нет же! Напротив! Настолько ниже, что хоть обратно выноси святых!..

 

 

 


Оглавление

2. Точка зрения – точка опоры
3. Хождения по мукам
4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!