HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Записки филосшедшего

Обсудить

Критический обзор

 

Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.04.2008
Оглавление

1. О литературной критике современной русской поэзии
2. Точка зрения – точка опоры
3. Хождения по мукам

Точка зрения – точка опоры


 

 

 

1

 

Итак, на волне отторжения критики поэзии я вдруг был подхвачен неведомой силой, которая занесла меня в раздел «Философия», о которой я как-то и не помышлял. Да, скорее всего, молча, ни слова вслух не обронив, обратно и выбрался бы, кабы не внезапное открытие.

"Цитировать Конфуция колонкой слов – всё равно, что богохульствовать, поэтому с осторожностью, на которую только способна, приведу несколько цитат – ретуши к моему труду папарацному". («Открытая мысль», № 2, стр. 118).

Ха! Вы Конфуция удостоили звания ретуши, украшения, камуфляжа к своему труду! Которое сами же признаете папарацным, то есть падким на дешевую сенсацию! Так сказать, пыль в глаза! Но, главное, вас-то, мой ненаглядный философ и эссеист, я уже целый год – по оглавлениям выпусков, – принимал за мужчину… Ну, что-то вроде Сенеки… А вы-то, оказывается, дама! О, это меняет дело! Теперь и поупражняться как-то потянуло! Любим мы, поэты, прекрасный пол! Когда же не ведаем лика женщины, тогда и вовсе тянет к ней, как магнитом! Прости нас, Господи, грешных…

 

 

2

 

Выделиться из толпы и обратить ее внимание на себя – желание для человека вполне ординарное. Женщина во исполнение этой прихоти больше всего использует внешние факторы и эффекты: лицо, глаза, губы, волосы, одежда, прическа, макияж, парфюм, подчеркивание при помощи одежды своих прелестей или выставление их напоказ в натуральном виде, украшения, бижутерия, драгоценности, аксессуары и т.д. и т.п. За последние 20 лет, характеризующиеся тем, что из сфер интеллектуального и творческого труда мужчины уходили туда, где надежды зарабатывать были более реальными, произошла заметная феминизация телевидения, журналистики, литературы, науки. Став доминирующей по численности силой в этих сферах, женщина с упоением стала переводить их... во всяком случае, литературу: поэзию, прозу, драматургию, эссеистику, критику, – на рельсы "эффектомании". На рельсы, создаваемые при помощи премудростей, близко родственных обозначенным выше, которые тысячелетиями, непрестанно изменяясь, передаются от одного поколения женщин к другому, от матери – к дочерям, от старших – к младшим, и которые между сверстницами служат едва ли не важнейшей статьей общения, подражания, обмена, поклонения или, наоборот, презрения. Главное – пустить пыль в глаза. В "магнитном поле" интернет-журнала «Новая литература» и его (ее) "бумажного" брата (сестры), альманаха «Открытая мысль», в графе "эффектомания" я ставлю – для себя! без каких-либо иных притязаний! – две "галочки": одну напротив фамилии критикессы (ее я для себя открыл совершенно недавно, где-то в феврале текущего 2008 г.), другая же особа – подвизается в разделе «Эссеистика. Философия». Ну да, та самая...

 

 

3

 

Сенилга. Так нарекла себя наша милая философиня, наша мудрая эссеистяночка. Так и нам придется величать ее. Впрочем, запас моих любезностей исчерпан. Пора и к делу переходить.

В том, что делает Сенилга: влезает в толщи седых веков, перелопачивает там тяжелые груды трудов античных мыслителей, отбирает зерна мудрости, доступные любому мало-мальски читающему человеку наших дней, преподносит их в интересной, своеобразной и, в то же время, простой "упаковке", – во всем этом видны ум, образованность, работоспособность и, самое главное, неповторимый, индивидуальный талант автора. Но мне, мало-мальски знакомому с общей методологией и, что называется, этикой написания и публикации такого рода материалов, не могут не лезть в глаза следующие, скажем так, казусы.

Начну с того, что хотя и можно без особого труда назвать точки соприкосновения между эссеистикой и философией, но они – не такие уж близкие родственники, чтобы объединять их в одном разделе альманаха. Более того, философия – это наука всех наук, барыня очень солидная и серьезная. В тоже время эссеистика – девушка пусть и особая, отнюдь не рядовая, но, тем не менее, не хозяйка, а скорее, служанка. Литератор может призвать ее на помощь при написании материала – публицистического, критического, исторического, биографического, философского, новеллистического, иного. Считаю: в основном потому и стали позволительны в этом разделе несуразности, о которых речь ниже, что редакция, впрягши в одну упряжку, так сказать, коня и трепетную лань, провела чуть ли не знак равенства между совершенно не сравнимыми "существами".

То, что Зороастр проживал не 35.000 лет назад, как утверждает Сенилга в первых же строках своей первой публикации в первом номере альманаха (стр.163), – это, конечно же, опять-таки "прокол" редакции, не заметившей или подмахнувшей лишний "нолик", на что, наверняка, ей уже указывали и до меня. Но с легкостью взлетая из зороастрической глубины вверх на века и тысячелетия, Сенилга настолько непринужденно рассказывает о трагических судьбах исторических личностей, коих она одаривает своим вниманием: Периандр, Пифагор, Зенон, Протагор, Сократ, Цицерон, Лукреций, Сенека (младший), – настолько легко цитирует их, что на всё про всё ей хватает пяти страниц. Отнюдь не насыщенных. А таких, будто бы на них разместили стихи. Собственно, Сенилга, видимо, и видит свое "эссе" чуть ли не верлибровым творчеством, часто размещая цитаты и свои весьма редкие суждения "стопочкой".

Когда же Сенилга доходит до Боэция, уже жившего в 4-5 вв н.э. и тоже без вины убиенного, она после нескольких строк своего "верлибра" разражается двумя полновесными страницами цитирования. Благо, хоть здесь она источник назвала – предсмертный трактат этого государственного деятеля и мыслителя Древнего Рима «Об утешении философией». Правда, без библиографических данных. Но и на том, как говорится, спасибо. Ведь вышеперечисленные личности даже такой малости уважения к себе не удостоились. Здесь имеется в виду именно этическая сторона организации такого рода публикаций и джентльменский набор обязанностей для "организатора", должный быть непререкаемым и для авторов-дам. В данном эссе, чтобы не нарушать его "верлибровой" вязи, можно было бы всю библиографию вынести в качестве приложения в конец публикации. Ибо в разделе «Философия» приводить цитаты "от фонаря" – не позволительно!

 

 

4

 

Чтобы к эпитету "малахольный" мои недруги не присовокупили введенное мною же определение "эффектоман" и чтобы меня не вздумали заподозрить в поверхностном знакомстве с трудами Сенилги в «Открытой мысли», брошу теперь на нее пару взглядов в ракурсе филологии.

Эссеист от "простого" очеркиста, рассказчика или новеллиста отличается тем, что нередко изложение, а то и фактуру, переворачивает с ног на голову. Но при этом "голова" у повествования, если за ним стоит талантливый и щепетильный человек, не отваливается, да и оно в любой момент, нужный автору, опять может встать на "ноги" и двинуть дальше на них, целых и невредимых.

А что у Сенилги?

"Перлов" (когда отваливаются то "ноги", то "голова", а то перевернутое "тело" и вовсе остается без "причиндалов") особенно много в первом номере. Конечно, приводить их все – нет особого смысла. Два-три – и достаточно.

Про Зенона (490-430 гг. до н.э.): "Родился в маленьком итальянском городке Элен".

Ну, если две с половиной тысячи лет назад Римское государство называлось Италией, тогда Зенон наверняка был болельщиком бразильца Какá, выступающего за профессиональный футбольный клуб «Милан»!

Про Сенеку Луция Аннея (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.): "Родился в Испании, но еще ребенком прибыл в Рим".

Тут еще "круче"! Ребенок без родителей прибыл в Рим? А может, вовсе один? Или почтовой бандеролью?

Периандр (666 г. до н.э.): "Сын тирана-правителя Коринфа, Коринфом же и сам сумасбродно правящий 40 лет…"

В настоящем времени можно писать только о современниках! А дальше Сенилга через запятую – и, конечно, "стопочкой"! – перечисляет ряд сумасбродств Периандра (уже в прошедшем времени!): убил беременную жену, спалил заживо наложниц, выгнал из дома единственного сына. То есть, когда Сенилга обратила свои взоры на своего современника Периандра, тот уже правил Коринфом 40 лет, уже вдосталь повластвовал, но и дальше продолжал оставаться сумасбродом. Только так – и никак иначе! Отвалились и "голова", и "ноги"! Из-за одной только, казалось бы, ничтожной оплошности: правивший – и не было бы названных несуразиц!

Вообще, с Сенилгой больше всех не повезло именно Периандру. Послушаешь эту "современницу" правителя Коринфа, конечно же, пережившую его, так получается, что ночью два воина убили и похоронили, по приказу Периандра, первого встречного; затем Периандр послал четырех воинов убедиться в исполнении первого приказа, после чего убить первых двух и похоронить; а потом послал целый отряд – убедиться, убить четырех и похоронить; в конце концов, Периандр сам вышел навстречу двум первым воинам, уже зарытым второй группой исполнителей последних сумасбродств правителя-безумца, и был ими убит.

Вот вам один из конкретных и печальных результатов чрезмерного увлечения "эффектоманией"!

И все-таки, почему Сенилга дает только одну цифру – и точную! – призванную обозначить время жизни Периандра? К чему относятся эти три "шестерки"? Может, это год знакомства Сенилги с Периандром? Предполагаю, исходя из приведенного выше суждения первой о втором в настоящем времени. Или опять надо винить (валить на) редакцию, которая "съела" вторую (первую) дату?

По БСЭ (т.19, стр.409, Из-во «Советская энциклопедия», Москва, 1975), Периандр прожил примерно 75 лет (ок. 660 до н.э. – ок. 585 до н.э.). Там же приводится большой ряд положительных реформ Периандра, продолжавшего политику своего отца Кипсела, направленных против родовой знати и проводимых в интересах торгово-ремесленных слоев демоса. То есть человек не был всю жизнь буйно помешанным, как то можно подумать по милости Сенелги, а до того, как решил по собственной воле уйти из жизни, далеко не только сумасбродничал, ибо позднеантичная традиция занесла Периандра в число семи греческих мудрецов.

И потом, разве нынче, в первом десятилетии XXI в., не случаются в жизни, а тем более – в книгах и на экране, такие дикости, перед которыми перечисленные сумасбродства монарха, жившего две с половиной тысячи лет назад, выглядят детскими шалостями? Тем более что Периандр убил виновную жену (Отелло!), но когда выяснилось, что убиенная без вины оклеветана наложницами, он последних покарал так, чтобы другим неповадно было. Сына же выгнал из дома за то, что вел себя не как мужчина, должный стойко принимать всё, что ни случается, не как достойный наследник, не как будущий тиран, но подобно женщине изо дня в день лил слезы по матери. К тому же судить древних по нормам и канонам сегодняшних дней, вроде бы гуманным, но нередко всего лишь декларируемым, – это изначально ошибочно.

 

 

5

 

Эссе Сенилги «Девальвация или возвращение к Гераклиту» – это шедевр "эффектомании", причем настолько сжатый, вернее, зажатый, что авторского текста едва ли наберется на треть страницы (из двух!), если в публикации убрать цитаты и пустоты («Открытая мысль», №3, стр.156-157).

Только два предложения из рассуждений самой Сенилги.

"При этом наноиндустрия психотехнической и биорепродуцирующей направленности, по всей видимости, займет сверхглавенствующее место".

Как много эффектных слов! Нет, "сверхглавенствующее" место "наноиндустрии" будет принадлежать лишь в воображении "эффектоманок" (а также на "ушах" их неразборчивых читателей, поклонников и почитателей), но главенствующим способом производства хлеба и мяса, по меньшей мере, еще тысячу лет останется тот самый, широко практиковавшийся уже при том самом Гераклите.

"Похоже, что только такая цивилизация человекомонстров шагнет прямо с картинок комиксов и зашагает по Вселенной, захватывая не только грубое физическое поле жизни, но и другие тонкие ее виды".

Похоже?! Монстры?! Комиксы?! По Вселенной?! Ну и ладно! Только вот надо бы убрать либо слово "другие", либо "тонкие". Или же поставить между ними запятую. Иначе "тонкие виды жизни" не поднимаются над "грубым физическим полем" (как того желает авторесса), а ставятся с ним на одну доску.

Законы филологии, грамматики, стилистики, пунктуации. За-ко-ны!

По себе знаю: мужчине бывает достаточно чисто виртуального общения, чтобы женщина с успехом вскружила ему голову. Необходимо и достаточно одно: "тонкие" отношения между ними. Иначе я отказываюсь понимать шоры на глазах руководителей проекта, из-за которых у них из номера в номер наблюдается, мягко говоря, благодушное отношение к "эффектам", не выдерживающим даже щадящей критики.

 

 

 


Оглавление

1. О литературной критике современной русской поэзии
2. Точка зрения – точка опоры
3. Хождения по мукам

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.11: Художественный смысл. Зависимость (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!