HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Картография натуры

Обсудить

Эссе

На чтение потребуется 50 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.07.2014
Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6
7. Часть 7

Часть 6


 

 

 

В человеке гармонии присутствуют и начало порядка, и начало хаоса. Однако ни одно из них не доминирует. Они уравновешены, сочетаются в оптимальной пропорции. Они взаимодействуют, дополняя друг друга, что создаёт качество согласованности, не сводимое ни к первому, ни ко второму. Попробуем нарисовать обобщённый портрет человека с таким качеством, причём сильно выраженным.

Человек гармонии – тот, кто сознательно помогает миру и людям стать лучше. Тот, кто понимает, что хорошо, а что плохо, и всегда делает сознательный выбор в сторону хорошего, а также помогает сделать такой выбор другим. Тот, кто словом и делом всячески способствует улучшению окружающей действительности либо тому, чтобы удерживать её в лучшем состоянии и не давать сползать в худшее. Тот, кто соблюдает оптимальную меру и способ взаимодействия с миром в любой ситуации.

Для человека гармонии характерен мудрый, целостный, интегральный подход к жизни. В ней общий смысл превалирует над частностями. Такое отношение отражается на всём, что человек делает и говорит.

Можно сказать, это личность, которую сама Жизнь выбирает и делает проводником всего лучшего в себе самой, тех её свойств и качеств, которые придают ей самоценность. Человек гармонии никогда не будет фанатиком или извращенцем в чём бы то ни было. Он не приемлет почти ни в чём крайностей (разве в том, чтобы избегать дисгармонии и противодействовать ей).

 

Ещё одна очень важная черта человека гармонии – его внутренняя свобода, его психологическая самодостаточность, независимость суждений и действий, которой он никогда не поступается. Точно так же он уважает свободу других людей. Он совершенно не агрессивен, однако может постоять и за себя, и за близких.

Личная выгода как движущий мотив для него, в отличие от большинства, стоит на одном из последних мест. Как никто он способен довольствоваться минимумом житейских благ. Так же мало привлекают его власть, слава, известность, почёт, вообще всякие сугубо внешние атрибуты превосходства над другими. Для него не имеют значения социальные иерархии и своё предполагаемое место в них. Он предпочитает не вовлекаться в дурацкую бессмысленную суету, создаваемую окружающими; а если всё-таки в силу обстоятельств такое случается, – сохраняет отстранённость, не теряя эффективности в действиях. Он не участвует в разных соревнованиях и гонках, устраиваемых обывателями. Его подход к жизни принципиально антиобывательский.

Он не меряется самолюбием с другими ни в какой форме, так как в полной мере осознаёт своё достоинство без дополнительных и условных подтверждений извне. Однако априори считает и всякого ближнего достойным, заслуживающим уважения и доброго отношения человеком (если тот не докажет обратного) и относится к нему соответственно.

 

При всём при этом человек гармонии не моралист и не аскет (хотя ограничивает себя, когда, в чём и насколько считает нужным), не чурается житейских радостей и обыденных дел. Он вполне способен иметь дело и с грязными, низкими и тёмными сторонами жизни, когда и поскольку это необходимо. Однако он внутренне чист, поэтому, как выразился Хун Цзычен, «мирская грязь не прилипает к нему».

Его мало заботит, кто и что имеет; его интересует, кто и что собой по сути своей представляет. «Быть» для него важнее, чем «иметь» и «казаться». Он неизменно зрит в корень, и главное для него важнее деталей. В отношении к действительности человек гармонии руководствуется, прежде всего, здравым смыслом, однако может отойти от него сколь угодно далеко, если к тому располагает ситуация. Ибо он хорошо осознаёт, что сам по себе здравый смысл не может охватить жизнь во всём её многообразии. Избегая традиционной ошибки людей порядка, он признаёт иррациональную составляющую мироздания, учитывает её и отдаёт ей должное.

Интересы человека гармонии мало касаются материальной стороны жизни, хотя нельзя назвать его оторванным от действительности. Его внимание направлено, как правило, в сферы красоты, познания, творчества, поисков истины. Но если он имеет дело с вещами, то достигает в своём деле максимальных высот. Он никогда не останавливается на том, чтобы просто овладеть своим ремеслом, он выводит его на уровень мастерства. В своём деле он всегда становится знатоком, экспертом, докой, умельцем, профессионалом, виртуозом. Он задаёт самый высокий уровень владения предметом в той области, которой занимается. Часто он открывает новые методы, правила, закономерности, и раньше других применяет их на практике.

 

 

*   *   *

 

Очень характерная, сущностная черта человека гармонии: всё, что он делает, он связывает с возможно более объёмным контекстом действительности, словно делает это для всего человечества, всего живого на планете или даже для всего мира. И в самом его образе действий проявляется самый широкий спектр мировых взаимосвязей, как если бы вся Вселенная действовала через него, причём оптимальным образом. Человек гармонии – это настоящий микрокосм, как в своём внутреннем содержании, так и во внешних проявлениях.

Ещё одна особенность человека гармонии – понимание безусловной самоценности жизни, а отсюда бережное и сострадательное отношение ко всему живому. Он никогда без серьёзных оснований не причинит вреда ни одному живому существу, будь то собрат или меньший брат по разуму, растение или насекомое. Он интуитивно сознаёт единство всей живой природы и себя как часть этого единства.

 

Обобщённые образы-типажи людей гармонии в социально-историческом разрезе хорошо известны. Можно привести следующие примеры. Таков, скажем, даосский мудрец. Или древнегреческий философ, для которого главное – совершенствование тела и духа. Индийский йогин, достигший невероятных высот во владении возможностями своего разума и организма. Просветлённый мастер Дзэн. Религиозный затворник и подвижник, исцеляющий больных. Творец эпохи Возрождения, выражавший в искусстве и воплощавший собой в жизни идеал всесторонне развитого человека. Из литературных персонажей, вероятно, можно в качестве примера привести описанного в книгах Карлоса Кастанеды состоявшегося «воина», идущего толтекской тропой человека знания. Или Дональда Шимоду из повести Ричарда Баха «Иллюзии».

Подобные люди в истории были во все времена, но всегда их было очень мало в массе других людей. Тем не менее, их можно найти и в суете современной жизни. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни встречал такого удивительного человека. О нём впоследствии мы вспоминаем с восхищением (если, конечно, сумели его распознать и оценить).

 

Осознавая своё интеллектуальное и нравственное превосходство над большинством, человек гармонии никогда не станет его выпячивать, да и показывать без особой надобности. В принципе, его речь и поступки говорят сами за себя. Одно это часто обособляет его от других людей. Случается, что его выдающиеся качества обрекают его на пожизненное одиночество. Хотя бы по той простой причине, что большинством он чаще всего оказывается не понят и не оценен. Да он и сам зачастую, понимая разницу между собой и окружающими, не стремится к активным социальным контактам и предпочитает сократить их до минимума или вообще жить в уединении.

«Я не огорчаюсь из-за того, что люди недостаточно знают меня; но огорчает меня то, что сам я недостаточно знаю людей» – это выражение, которое приписывают то Конфуцию, то кому-то из даосов, – кредо человека гармонии любого времени и места.

Иной раз и сама социальная среда выталкивает такого индивида, ощущая его инородность. Средний человек, а тем более склонный к дисгармонии, понимают свою неполноценность, а то и ущербность по сравнению с человеком гармонии, и испытывают к нему неприязнь вплоть до враждебности. Если человек гармонии продолжает своей жизнью и деятельностью бросать вызов толпе, то может навлечь на себя разные неприятности. Хорошо ещё, если это добровольное отшельничество (как было, например, с Гераклитом) или уход от опостылевшей действительности (как сделал Лао-Цзы). Известна разная степень отторжения гармоничной личности куда менее гармоничной человеческой массой: общественная изоляция Эпикура, изгнание Пифагора, травля Авиценны и Омара Хайяма, расправа с Сократом и Ганди.

Да, плата за слишком высокую степень гармоничности бывает очень высока. Но может ли она быть слишком высока, вот в чём вопрос.

 

 

*   *   *

 

Человек гармонии – это не сверхчеловек, не какое-то высшее существо, и тем более не абстрактный идеал. Это человек, но образцовый. В каком плане – образцовый? Биологически он такой же, как и другие, он состоит из той же плоти и крови, из тех же клеток и белков. Он такой же смертный, подверженный слабостям и болезням, ограниченный в своих возможностях, в чём-то заблуждающийся, совершающий ошибки и т. д. Но его главное отличие – психологическая целостность его существа, делающая его максимально эффективным инструментом Вселенной для исполнения человеческого предназначения.

В чём состоит это предназначение? Много кто давал разные ответы на этот, старый, как само человечество, вопрос. Мне кажется, наиболее короткую, изящную и ёмкую формулировку придумали даосы. Человек, говорили они, призван соединить Землю и Небо. Эту красивую метафору можно трактовать по-разному. Я же понимаю это в смысле, о котором упомянул ранее: сознательное участие в великом процессе воссоединения материи и духа, которые когда-то были разделены. Создание новой реальности, в которой роль сознающего себя существа будет совершенно иной, чем сейчас.

Этой же цели посвящена интегральная йога Ауробиндо Гхоша и его последователей. На неё в разных формах намекают мировые религии (о наступлении царства Божия на Земле). О ней более-менее отчётливо пишут различные мыслители религиозного и мистического толка.

 

Короче, в эволюционном течении у человеческого вида есть определённая роль. Эта роль – быть испытательным полигоном, экспериментальной лабораторией для создания чего-то качественно иного, лучшего, чем человек. Чего-то такого, к чему стремится движущая сила эволюционного развития. Человек гармонии – наилучший исполнитель такой роли из всех представителей вида гомо сапиенс. Даже если сам не знает этого.

Если человек гармонии – эталон того, каким надлежит быть человеку, то человек дисгармонии, соответственно, представляет собой его полную противоположность по всем качествам. Это образец того, каким человек быть не должен.

 

 

 


Оглавление

5. Часть 5
6. Часть 6
7. Часть 7

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

14.10: Лачин. Диспут распятых (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!