HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Алекс Ведов

Картография натуры

Обсудить

Эссе

На чтение потребуется 50 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.07.2014
Оглавление

6. Часть 6
7. Часть 7


Часть 7


 

 

 

Точно так же как человек гармонии биологически не отличается от окружающих его людей, и человек дисгармонии в этом аспекте неотличим. И как человек гармонии не является каким-то воплощением мирового Добра, так и человек дисгармонии не носит маску представителя вселенского метафизического Зла. Это не слуга дьявола, потому что нет никакого иного дьявола, кроме того, которого породило нездоровое человеческое воображение.

Замечательный русский мыслитель, мистик и исследователь возможностей человека П. Д. Успенский пишет в одном из своих трудов, что мы в своих представлениях склонны романтизировать, возвеличивать тёмное начало в человеке и превращать чёрта в оперного демона. А между тем реальное зло в человеке – это именно чёрт; мелкий, пошлый, гадкий и пакостный бес. Он гораздо более обыденный, приземлённый и посюсторонний. Он вездесущ, и с его проявлениями мы сталкиваемся чуть ли не на каждом шагу.

Чёрт в человеке заставляет его гадить вокруг себя, где бы он ни находился. Мусорить, сквернословить, сплетничать, подличать, хамить, причинять ближнему вред без всяких на то причин. Если чёрт чувствует безнаказанность, это придаёт ему уверенности, он матереет и наглеет, он распоясывается и позволяет себе всё больше. Его бесовство при наличии известного количества интеллекта может даже стать концептуальным, о чём мастерски рассказал Достоевский во многих своих романах.

Вот тогда по масштабам воздействия на окружающую среду он может вырасти и до демона. Однако он никогда не превратится в великое и могущественное Зло. Тем более в такого мятущегося и рефлектирующего, в чём-то даже симпатичного и притягательного Демона, каким его описал Лермонтов. Он всегда будет вызывать у нормальных людей всей своей сущностью только отвращение.

Этот демон – просто заматеревший, обретший силу и уверенность чёрт. И он сам и всё, что он говорит и делает, останется таким же мелким и мерзостным. Только загаженное им пространство будет обширнее и количество пострадавших от него людей будет больше.

К тому же если человек гармонии, как правило, индивидуалист – он принципиально не стаден и быть частью толпы ему претит, то дисгармоничный охотно тянется к таким же. Люди, заражённые бесовщиной, хорошо чуют себе подобных, легко объединяются и консолидируют свои силы и злую волю. Скопище носителей чёрта – явление столь же гнусное, сколь и опасное. Среди таких же бесовское начало в человеке проявляется в полной мере. Там его уже не сдерживает ничего – ни самоконтроль, ни страх, ни тем более какие-то остатки совести, которая шепчет своё вне толпы. Происходит «суперпозиция» бесовщины, коллективное её самоусиление и как следствие – подавление и вытеснение всего, что составляет понятие человечности.

 

 

*   *   *

 

Если коротко, человек дисгармонии – это тот, кто взрастил в себе чёрта и передал ему полное управление своим организмом.

Что ему «помогло» в этом, какова степень его собственного выбора и участия в таком взращивании – вопрос тоже не из лёгких. Что яблоко от яблони катится недалеко (т. е. важен фактор генетической обусловленности) – несомненно. Прекрасно проиллюстрировано это образом Шарикова из повести «Собачье сердце» М. Булгакова: каков был «начальный материал» (вор, дебошир и пьяница), такого качества получился и продукт. А чего ещё можно было ожидать? Странно только то, что такой мудрый и проницательный человек, как профессор Преображенский, не предвидел этого заранее.

Важно и влияние жизненных обстоятельств, и окружение, и воспитание. Среда тоже может исковеркать нормального человека до неузнаваемости. Взять хотя бы нередкую ситуацию: в силу обстоятельств некий человек – по натуре вовсе не преступник – серьёзно нарушает закон и оказывается на зоне. А там по слабости характера или повышенной восприимчивости (да мало ли из-за чего ещё), проникается «воровской» психологией. И уже выходит на волю со сложившимся уголовным мировоззрением, чтобы уже потом возвращаться за колючую проволоку снова и снова. Человек для нормальных людей и для самого себя потерян.

Или когда некто с детских лет вынужден жить на дне общества и перенимать отношение к жизни от его обитателей – другого-то он не видит. Шансы стать полноценным человеком, понятно, у этого несчастного ниже, чем у такого же, но воспитывавшегося в нормальной семье.

Или когда постоянные неудачи или незаслуженно скверное отношение окружающих делают из в общем-то неплохого человека желчного мизантропа и циника, совершенно невыносимого в общении.

 

Однако столь же верно и то, что и из мест заключения многие люди выходят с нормальной системой ценностей, сколько бы ни отсидели. То тёмное, в чём они варились там, к ним не пристаёт, не проникает в их душу, не становится их частью.

И поднимаются ведь из самых, казалось бы, безнадёжных подвалов человеческого бытия и становятся достойными людьми. И многие неудачники сохраняют в себе доброе отношение к людям и жизнерадостность, несмотря ни на какие удары судьбы.

Главным в формировании такой личности становится всё же не место, где она была вынуждена находиться, не жизненные обстоятельства, не влияние ближних, а что-то другое.

Что же? Не знаю, и хотел бы посмотреть на того, кто знает. Догадок на сей счёт можно высказать великое множество.

Факт остаётся фактом: и гармоничное начало, и противоположное ему, находят себе пристанище во внутреннем мире конкретного индивида в зависимости от многих объективных причин. Но свобода выбора впустить то или это, дать укорениться тому или этому в своей натуре, – всегда есть у каждого.

Да, бытие во многом определяет сознание, кто бы спорил, – но не полностью, вот в чём вся штука. Есть и обратное влияние, и чем светлее в человеке сознание, тем оно сильнее.

 

 

*   *   *

 

Человека дисгармонии распознать достаточно легко. Можно жить рядом с человеком гармонии и даже не заподозрить о его сущности, но его противоположность даст знать о себе очень скоро. Скрытый дефект никогда не остаётся скрытым – это справедливо и для вещей, и в той же мере для людей.

Способ самоутвердиться, который избирает для себя человек с чёртом внутри, не связан с созиданием или улучшением, он никогда не гармонизирует окружающую среду. Если дисгармоничная личность сеет вокруг себя хаос, то это хаос абсолютный, бессмысленный и злой. Если такая личность создаёт порядок (что бывает гораздо реже), то враждебный жизни; это порядок кладбища, пустой и холодный.

Человек дисгармонии – это тот, кто свою внутреннюю темноту и уродство выплёскивает наружу, где и когда может. Осознавая низость своей натуры и не в силах её хоть сколько-нибудь улучшить, он в качестве компенсации такого положения дел выбирает другой образ действий. Он пытается измазать тем нечистым, что носит в себе, всё, с чем соприкасается.

Это не просто причинение физического вреда кому-то; это ещё и непременно стремление поглумиться, оскорбить, унизить свою жертву. Для него это важно. И тем важнее, чем пострадавший от него объективно лучше, выше, чище.

 

За примерами далеко ходить не надо. Такое отношение к ближнему наблюдал (а то и испытывал на себе) каждый, кто служил в армии. Ни для кого не секрет, что дедовщина (если набор по призыву) и самодурство всех мастей там процветают, и искоренить это ни у кого ещё не получалось. Про места не столь отдалённые и не говорю.

Если человек дисгармонии обладает властью над другими или просто хозяин положения – о, тут он не упустит случая поиздеваться вволю над теми, кто попал он него в зависимость! Особенно если это люди, превосходящие его хоть в чём-то.

Тут дело даже не в комплексе неполноценности (хотя таковой тоже часто имеет место у носителей чёрта). Он может с таким же успехом мучить и таких же, как он сам; и разных живых существ, которых мучить ему под силу. Для него сам факт причинения им страданий является способом проявить свою маленькую гнусную власть и возвышает его в собственных глазах. Неважно над кем. Будь это пойманная бабочка, которой он оборвал крылья в детстве. Кошка, которой он выколол глаза, когда был подростком. Прохожий, которого просто так избили с дружками по юности. Сослуживец, которого он искалечил по молодости. Ребёнок, которого он изнасиловал и убил, уже будучи взрослым.

Кстати, ещё Пифагор отмечал, что если с ранних лет человек обнаруживает склонность к мучительству мелких животных, даже насекомых, – это очень тревожный симптом. Родители такого чада должны пресекать подобные вещи с максимальной жёсткостью и разъяснять ему недопустимость таких действий. Тогда есть шанс не дать развиться в душе ребёнка тому тёмному, что уже начало давать ростки и что может со временем превратить растущее человеческое существо в монстра.

 

Если у человека дисгармонии нет возможности или намерения причинять ущерб ближнему, то причиняется он чему-нибудь другому. Главное проявление человека дисгармонии – сознательное разрушение, испохабливание, порча окружающего мира. Это его основной признак.

Человек дисгармонии использует лифт как туалет, опрокинет мусорную урну, разобьёт витрину, устроит под окнами своего дома помойку, растопчет клумбу, изрежет сиденье в транспорте, нацарапает матерщину на скамейке. Никакой надобности в том не было. Но для него вот так лучше.

Понятно, что такое обычно делается в переходном возрасте, когда вылезают издержки полового созревания. Мало кто не позволял себе на заре туманной юности иногда подобных хулиганских выходок. Мотив тут не столько злонамеренность, сколько просто желание хоть как-то заявить миру о своём существовании. Но всё же с тем, у кого нормальное начало преобладает, это если и случается, то эпизодически – может раз-другой в жизни, да и то под влиянием алкоголя или сверстников. Потом это проходит, а о таких случаях вспоминают со стыдом.

У человека дисгармонии такие случаи постоянны, а по мере взросления вектор разрушения перенаправляется на другие вещи, на жизнь и здоровье других людей, да и на собственные тоже. Часто такой человек опускается, спивается, становится наркоманом, бомжом, зэком, проституткой.

Можно обобщить сказанное Пифагором: если у подростка таково устойчивое поведение, это для родителей (конечно, если они сами нормальные) серьёзная причина озаботиться, кто же у них растёт. Но беда часто в том, что и родители таковы же. Ещё печальнее, что, скорее всего, и потомство у таких (если они успевают его оставить) будет мало чем отличаться в лучшую сторону.

 

 

*   *   *

 

Ущерб от человека дисгармонии ещё и в том, что его отношение к миру заразно. Как и всё худшее. Если он может как-то влиять на формирование человека (а то и нескольких), то вполне может выпестовать себе достойную замену. «Плохое перенимают и без учителей» – очень верно кто-то из древних заметил. Легко склонить человека без прочного фундамента на стезю бродяжничества, воровства, торговли свои телом. Легко вовлечь слабого и неудачника в траекторию саморазрушения с помощью дешёвого пойла или героина.

Исправить, перевоспитать сложившегося человека дисгармонии вряд ли возможно. Другим стать он не может да и не хочет, даже если отчётливо осознаёт, кем является по сути. Вообще, человеческая природа неисправима, что с горечью констатирует вся мировая мудрость. Можно лишь повлиять на её формирование в детстве, пока человеческий материал пластичен и податлив. Да и то не очень значительно, по сравнению с тем, что заложено в генах.

Поэтому, когда на нашем пути возникает отчётливо выраженный человек дисгармонии, лучше избегать всякого контакта с ним. Обойти стороной, вежливо отказаться от общения, не пустить в свою жизнь. А если надо – и послать подальше в недвусмысленной форме. Помогать такому или нет (а он всегда прилипает к другим, чтобы решить свои проблемы за чужой счёт), и если помогать, то каков будет размер и качество нашей помощи – тут уж надо решать по ситуации, ну и в меру своего великодушия и бескорыстия. Но всегда надо отдавать себе отчёт в том, что благодарности мы вряд ли дождёмся. Скорее всего, наоборот: для нас эта помощь обернётся дополнительными проблемами или даже неприятностями.

В большинстве случаев лучшее, что для такого можно сделать – это предоставить его самому себе. Пытаться выпрямить то, что сама природа создала кривым, безрезультатно, а иной раз и опасно. Война с бесовщиной в других – занятие практически безнадёжное. Лучше выдавливать беса из себя, где бы мы ни находились, исходя из предложенной картографии человеческой натуры. Ведь каждый из нас, будучи частью мира, несёт в себе как его позитивные, так, вероятно, и негативные элементы. А значит, почти всегда найдёт, что в себе побороть.

 

 

 


Оглавление

6. Часть 6
7. Часть 7


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

14.10: Лачин. Диспут распятых (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!