HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 г.

Виталий Семёнов

Истоки счастья

Обсудить

Сборник рассказов

 

Купить в журнале за июль 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2020 года

 

На чтение потребуется 1 час | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

16+
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.07.2020
Оглавление

1. Герой
2. «Тоска» по-русски
3. Кровные узы

«Тоска» по-русски


 

 

 

Последнее в программе выступление. «Тоска» Пуччини, 2-я ария Каварадосси, исполняет Дмитрий Иванов». Что за Иванов, что за сюрприз приготовил маэстро Лучано? Взыскательная публика, уже зарядившаяся, напитанная великолепным исполнением предыдущих оперных партий, голосами грандов оперы мирового уровня, почтенная публика увидела на сцене молоденького паренька. Да это же совсем мальчишка, сколько ему, восемнадцать, девятнадцать? Сложнейшую арию Каварадосси от великого Пуччини для утончённой и искушённой итальянской публики будет исполнять русский мальчишка. Маэстро Лучано, вы в своём уме?

Маэстро Лучано, дёрнул шеей, поднял руки и взмахнул палочкой. Заиграл оркестр, запел русский мальчишка. Спустя три минуты весь зал, как один, встал, у большинства по щекам текут слёзы. Шок! Сам Бог на сцене! Все ошеломлены, молчат и вдруг взрываются оглушительными, нескончаемыми криками: «Браво! Бис!». Вскоре крики перерастают в единое, дружно скандируемое: «Бис!». Утончённая итальянская публика, наслушавшись оперных грандов мирового уровня, просит повторить исполнение отрывка из самой итальянской оперы. Просит русского мальчишку, стоя, со слезами на глазах.

Сеньор Лучано строго и вопросительно смотрит на героя этого триумфа. Дима показывает дирижёру какие-то непонятные жесты. Маэстро Лучано отрицательно и возмущённо крутит головой, Дима жестикулирует-настаивает. Наконец, дирижёр согласно кивает головой, дёргает шеей, поднимает руки, взмахивает палочкой, играет музыка, поёт русский мальчишка. И на этот раз исполнитель, поддерживаемый оркестром, уходит ещё дальше, ещё сильней, ещё чувственней и дольше звучит его божественный голос. Да есть ли предел у этого голоса?! Разве возможно спеть эту арию лучше Паваротти, Монако, Корелли? Разве можно с такой силой передать чувства любви и жажды жизни, тоски и отчаяния героя оперы, заставив дрожать все струны в душах слушающих? Иванов может.

По окончании весь зал ещё долго стоял, оглушительно аплодировал, уже не сдерживаясь ревел и скандировал: «Браво!». Сеньор Лучано, счастливо улыбающийся, с увлажнившимися глазами, низко поклонился сначала своим музыкантам, потом залу, затем подошёл к Диме, обнял его: «Браво, бене, рагаццо мио (Отлично, отлично, мой мальчик /ит.)». Все предыдущие исполнители, гранды мира оперы вышли на сцену, сначала благодарственно поклонились публике, а потом почтительно склонились в поклоне перед русским мальчишкой и рукоплескали ему. Это триумф! Это Дмитрий Иванов. Это Маэстро Иванов – мировое достояние!

В гримёрке, охраняемой нарядом полиции, с трудом сдерживающей толпу почитателей, меценатов и спонсоров, рвущихся к маэстро Дмитрию с предложениями, наконец-то Дима остался один. Вытирая пот адской усталости, размазывая слёзы счастья, стянув с себя концертный костюм, он достал из сумки письмо. «Диме Иванову. Вскрыть после концерта, в момент счастья». Он давно, несколько месяцев, хранил этот запечатанный конверт, не вскрывая. Письмо ему вручила Елена Александровна, когда они прощались перед его поездкой в Италию. Всё честно, Дима сдержал слово, данное своему музыкальному педагогу, не вскрывал. Сейчас момент триумфа и счастья, можно прочесть…

 

 

*   *   *

 

Их встреча, как и все предначертанные свыше события, произошла совершенно случайно. У Елены Александровны на кухне сломался почти новый счётчик холодной воды. По вызову пришёл мастер с учеником-стажёром. Во время исполнения работ по замене счётчика в квартире играла музыка, отрывки из опер. Негромко, в комнате. Подмастерье Димка, смотрел на работу мастера сантехника, слушал его пояснения и отвечал, дурачась и чуть подпевая в тон слышимой музыке. Негромко, на кухне. Мастер закончил работу и ушёл. Димку хозяйка квартиры не отпустила.

– Вот, юноша, просто послушай и скажи, о чём эта музыка. Всего три минуты и пойдёшь, если захочешь, или останешься.

– Тоска. А вообще здоровская музыка. Ещё есть? – заявил Дима через три минуты, прослушав музыкальный отрывок.

– Тоска, игра слов, разница в ударении, интересно. Это Пуччини. А хочешь напеть этот отрывок? Сейчас я настрою.

Вселенная музыки и оперы захватила Диму Иванова, ученика профтехучилища, проходящего стажировку в одном из жэков, по специальности «наладчик КИПиА». В мире очень много музыкантов и певцов, много хороших, есть даже выдающиеся. Педагогов тоже много, бывают хорошие, есть даже выдающиеся. В городе Сызрань, одном из символов русской провинциальной глубинки, был выдающийся музыкальный педагог. О том, что это был великий мастер своего дела, стало известно слишком поздно. Уже после того, как она выучила десятки музыкантов и одного выдающегося. Ставшего достоянием всего мира.

Два года после их случайного и закономерно предопределённого знакомства, Елена Александровна, словно маститый ювелир, очень осторожно, грань за гранью, выправляла из огромного, чистейшего, но пока бесформенного камня-алмаза бриллиант, который станет украшением общей сокровищницы мировой культуры. Кто важней в этом процессе, материал или мастер? Раздолбай пэтэушник, которого мать отправила после девятого класса «получать приличную профессию». Пенсионерка, бывшая училка сольфеджио из провинциального захолустья, увидевшая в мальчишке величайшие, но очень глубоко скрытые вокальные данные. Кто из них важнее? Может быть, тот, кто дал повод им случайно встретиться, сломав ещё почти новый счётчик холодной воды?

Ноты, интервалы, бесконечные музыкальные термины, практически изучение итальянского языка. Артикуляция, диапазон, мелизмы, регистры, исполнение всевозможных упражнений для голоса и дыхания. Живот держать так, а спину вот так, шею не тянуть, плечи сюда, руки туда, постоянный пересчёт долей в такте. Диета, строгий режим дня и вокальных занятий. Это же какой подросток, получающий приличную профессию, выдержит? Это же какому педагогу под силу так заинтересовать юношу, чтобы он сам, до изнеможения учил премудрости музыкальной грамоты и шлифовал, бесконечно шлифовал свою вокальную уникальность?

А всё для чего? Петь в захолустном дворце культуры? Оперные партии в местном кабаке? Для поступления в консерваторию и проживания в другом городе нужны деньги. У Диминой мамы их нет, да и вообще, по её мнению, «баловство это, в жэке больше заработать можно». Отправиться на конкурс в Москву или Питер тоже нужны деньги вступительные, залоговые, прожиточные. Ведь минимальная раскрутка таланта, любого, даже самого великого, требует много денег. Денег у Димы не было, от слова «вовсе».

Вдруг Елена Александровна нашла спонсора. Деньги на поездку в Москву, для отборочных прослушиваний, для залоговых и вступительных взносов, для проживания и приличного концертного костюма нашлись. Ура, Дима поехал, вместе с Еленой Александровной, помогавшей ему! Для дальнейшего участия в конкурсе члены жюри, не стесняясь, потребовали ещё денег. Финал. Почётное, по уровню финансовых возможностей, пятое место. Разгром, ожесточение, отчаяние, апатия. Жёсткий, до истерики и слёз спор с Еленой Александровной. На следующий день: неприметный сеньор из публики, агент-импресарио, присутствовавший во время финальных выступлений в концертном зале. Приглашение в Италию, на стажировку к самому маэстро Лучано. Деньги, документы? Да это мелочи, главное, по приезде, во всём слушаться сеньора Лучано.

Сеньор Лучано это монстр, деспот, зануда, педант, маньяк, параноик и выдающийся, великий дирижёр. Он терзал свой, более ста человек, коллектив музыкантов, доводя их до изнеможения, кровавых мозолей на пальцах, до психоза. Он выводил из миллионов вариантов музыкальных сочетаний одно, единственно верное, найденное гениально, сыгранное виртуозно, звучащее божественно. «Совершенство это рабство, вы должны быть рабами. И только после достижения идеального звучания вы станете господами звука, своего инструмента и публики». Не все выдерживали такой подход маэстро.

Дима был постоянно и разозлён на своего нового учителя, и в то же время увлечён всё возрастающими требованиями этого несносного итальянца. Музыкант с мировым именем категорически, демонстративно не принимал никакого языка, кроме своего родного, итальянского. «Итальянский язык это и есть начало музыки, все учите итальянский, чтобы быть настоящим музыкантом, играть и петь оперу». Дима учил итальянский, брал всё новые задания проклятого итальянца. Задания становились всё сложнее, требования всё жёстче, этот ужасный, одновременно отвратительный и притягательный, зарвавшийся в своих требованиях и бесконечных придирках чёртов итальянский дирижёр довёл бедного русского парня до исступления. Ровно перед самым концертом вконец затиранил всех. Сволочь, садист, гений, великий Маэстро!

Разве смог бы покорить Дмитрий Иванов публику сначала итальянскую, а затем и всего мира, если бы не «рабство от сеньора Лучано», ведущее к совершенству? Разве заметили бы его, если бы он не попал на конкурс, если бы не деньги найденного Еленой Александровной спонсора? Если бы не их случайная встреча по поводу сломанного почти нового водяного счётчика. Как эта училка-пенсионер из дремуче-провинциальной Сызрани смогла разглядеть в дурашливом напевании парнишки-слесаря уникальные вокальные данные, мировое достояние? Спонсора даже нашла. На прощание, перед поездкой в Италию письмо дала со строгим наказом не звонить ей, а конверт вскрыть только после первого большого концерта с сеньором Лучано.

 

 

*   *   *

 

«Диме Иванову. Вскрыть после концерта, в момент счастья».

«Дима, мальчик мой, вот ты и стал тем, кем должен был стать. Отныне, Дмитрий Иванов, ты не принадлежишь себе в полной мере. Ты принадлежишь миру оперы. Деньги, звания, ордена, заслуги – никогда не верь им, это всё преходяще. Верь публике, заставь её встать, заставь её плакать, смеяться, умирать и возрождаться вместе с исполняемыми тобой образами. Только твоя чистая душа, только твоя полная самоотдача, только бесконечный, практически рабский труд помогут зазвучать твоему голосу по-настоящему. Твой голос уникален, береги его, им наделил тебя Создатель, для того чтобы ты помогал Ему сделать этот мир добрее и чище. Береги голос, трудись неустанно, помогай Создателю, безоговорочно слушайся сеньора Лучано, помни мои советы.

К сожалению и счастью, нам с тобой повезло родиться в великой стране. Эта страна слишком велика и богата, чтобы быть счастливой. «Спонсор для конкурса» это моя проданная квартира. Да, Дима, пришлось, других вариантов просто не было. Мы не имели права оставлять твой голос в нашей глуши, мы должны были вывести его в мир. Ведь мы оба теперь не совсем принадлежим себе, мы должны выполнять задания Создателя. Ты – своим голосом, я – тем, что помогла тебе выкарабкаться из нашей серой глубинки. Это и есть мой звёздный час, подарок судьбы, которой я бесконечно благодарна за встречу с тобой. Благодарна и тебе, мой мальчик, за то, что поверил мне, поверил в себя.

Отдам тебе письмо, попрошу не звонить мне. Дело в том, что у меня онкология, по диагнозу осталось жить, может, год, может, и меньше. Я выполнила главную миссию своей жизни, для чего, оказывается, жила все эти шестьдесят три года. Я помогла тебе, за что благодарю тебя и судьбу. Вот вкладываю деньги за квартиру, которая всё равно скоро освободится, в продвижение твоего дара, а не отдаю своим детям и внукам. Именно теперь, вручив тебя в надёжные руки маэстро Лучано, я сознательно и самостоятельно ухожу из жизни сейчас, чтобы не быть никому обузой, чтобы не отвлекать тебя, чтобы исполнить то, что положено мне судьбой. Я пишу это всё ни в коем случае не для того, чтобы вызвать твоё сожаление. Наоборот, Дима, помни, всегда помни, что твой уникальный дар, это твоя тоже уникальная ответственность, которая обязывает тебя служить миру, людям, раскрывать их души, чистить, делать добрее. И только так! А я была лишь инструментом для раскрытия твоего ниспосланного свыше дара.

Не плачь, мой мальчик, прощай. Тебе в добрый путь, а я покидаю этот мир с благодарностью, я счастлива».

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Герой
2. «Тоска» по-русски
3. Кровные узы

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

03.04: Лачин. Чудотворица (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!