HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 г.

Русская миссия

Забытая история России

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за декабрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2015 года

 

На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.12.2015
Оглавление

2. Глава 1. Древняя история России. Материальные свидетельства.
3. Глава 2. Особенности русской ментальности.


Глава 2. Особенности русской ментальности.


 

 

 

Прервём рассказ о материальных доказательствах глубокой древности славян и плавно перейдём к доказательствам иного, нематериального свойства, заложенным в русском языке. Замечу главное – эта тема мне представляется наиболее значимой, хотя и наименее осязаемой.

Значимость темы определяется не только её глубокой насыщенностью философским содержанием, но и мистическим налётом, что отличает русский язык от большинства языков мира, если не от всех. Надо отметить, что мировая философия не обошла вниманием этот аспект, причём своеобразие этого внимания заключается в том, что философия, имея все инструменты, делает вид, будто ничего подобного не существует, и никогда не существовало. Но так было не всегда. История вопроса в основном относится к периоду 19 века, когда шёл ожесточённый спор в рамках «философии языка». Водораздел проходил на стыке двух философий: западной и русской. Проблема заключается в том, что эти два направления «философии языка» есть практически не пересекающиеся области исследований, потому что у них разная мотивация, причинно-следственная связь и точка опоры.

Для немецкого философа Гегеля язык есть порождение рассудка, продукт логического развития абсолютной идеи, то есть по преимуществу набор рождённых разумом человека рациональных символов, которые используются самим же человеком в качестве инструмента познания мира. Из сказанного следует, что даже если философ исследует иррациональное явление, то использует для этого рациональную логику. Русские же философы (славянофилы) напротив, считали язык порождением не рассудка, а духа, что изначально ставит язык на неизмеримо более важное место в формировании человека и народа – носителя языка, в противовес западным философам, считающим язык – продуктом разума. Налицо до сих пор неразрешимое противоречие двух направлений, зафиксировавших разные причинно-следственные связи. Западное: человек – язык – западная философия, русское: русский язык – человек – русская философия.

Таким образом, я прихожу к убеждению, что именно русский язык стал тем главным катализатором, который способствовал появлению такого явления, как «русская цивилизация», созданная людьми, обладающими особой ментальностью. Цивилизация, прошедшая сквозь тысячелетия и устоявшая в таких невиданных испытаниях, которые не пожелаешь даже врагу.

Я ничуть не склонен умалять героические достоинства многих и многих народов, отдававших свои жизни без остатка за свободу или независимость. История человечества пестрит именами прославленных героев, не щадящих своей жизни на поле брани, или простых людей, павших за свой дом и свою семью. Честь им и хвала! Но та же история не знает ничего, сравнимого с массовым героизмом русских. Давайте будем честными: история действительно не знает аналогов испытаний, выпавших на долю России. И эти испытания сопровождали историю России тысячелетиями и продолжают сопровождать по сей день. Но и по сей день Россия продолжает оставаться самой большой страной в мире. Так в чём же секрет такой устойчивости?

Размышления «на заданную тему» привели меня к необходимости обратить более пристальное внимание на язык, доставшийся мне от предков – на русский язык, как на наиважнейший фактор формирования ментальности русского народа. В этом вопросе нет открытия, так как на роль языка в формировании ментальности, вообще, и русского языка, в частности, указывали многие исследователи, но эти исследования в итоге потонули в многочисленных работах, посвящённых роли географии, климата, генов, религии и т. д. Вот именно поэтому я и решил заполнить этот пробел.

Попробую упорядочить свои рассуждения и систематизировать наиболее характерные и очевидные критерии, факторы и условия, могущие потенциально или фактически формировать ментальность народа и, как следствие, определять отношение к окружающему миру и создавать внутренние социально-этические императивы. В приведённой ниже классификации исключены индивидуальные особенности конкретного человека и его характер, как врождённые, так и приобретённые, и приведены лишь «внешние» факторы и «условия среды», в которых этот человек рождается, формируется и совершает те или иные поступки:

1. География распространения этноса, климат и природная специфика ландшафта. При всей очевидности данного критерия, он не выдерживает критики, так как не даёт конкретного, научно-обоснованного ответа на вопрос: почему иногда, при схожести природно-климатических условий, у народов, населяющих разные страны, разная ментальность? Тем не менее, сбрасывать со счетов природно-климатический фактор не стоит, хотя бы по причине его недоказанности.

2. «Гаплогруппы», выделенные генными исследованиями. Предшественницей генной теории была расовая теория, так и не получившая завершённости и по пути своего развития часто уходившая в «расизм». Действительно, ген – специфический код, оставляющий свой след на протяжении всех последующих поколений. Исследование генов – интересная наука, помогающая понять происхождение тех или иных народов, их распространение и взаимовлияние на перекрёстках истории. Тем не менее, как «Маугли», выросший в волчьей стае, будет всю жизнь способен только рычать и не будет иметь шансов стать полноценным человеком, так и представитель любого этноса, с младенчества оторванный от своих корней, наиболее вероятно, превратится в 100%-го представителя своей новой родины. «Маугли», генетически являющийся человеком, неизбежно приобретёт менталитет зверя. Человек, несущий индивидуальный генный код другого этноса, впитает ментальность народа, в котором с младенчества будет формироваться его личность.

3. Религия, традиции, культура, господствующая идеология, образование, традиционное воспитание. Я сознательно объединил несколько областей общественного самовыражения в одном пункте, не выделяя из них главной, так как, на мой взгляд, они, несомненно, взаимосвязаны, оказывают друг на друга взаимовлияние и все вместе составляют сложный конгломерат регуляторов человеческих отношений, формирующий поведенческие, нравственные, этические и другие аспекты этих отношений. Остаётся вопрос: оказывают ли влияние эти сферы человеческих отношений на ментальность народа? Безусловно, оказывают самое непосредственное влияние и практически её формируют. Более того, по отношению к ментальности эти сферы отношений первичны. Однако закономерно возникает следующий вопрос: каким образом религия, традиции, культура, идеология, образование, традиционное воспитание формируют ментальность, проникая через сознание в бессознательную область, буквально растворяясь в человеке? Посредством чего происходит это проникновение и дальнейшее усвоение и растворение? Ответ единственный – посредством родного языка.

4. Язык, как средство общения и коммуникации в обществе. Именно родной язык, являясь первым посредником между явлением и человеком, одновременно является главным инструментом познания мира. От того, как устроена архитектура языка, его логические основы, зависит то, кто, в конечном итоге, получится из человека, какова будет его ментальность и господствующий менталитет всего народа – носителя этого языка. Вопрос этот архисложный и требует отдельного научного обоснования, но в первом приближении, на мой взгляд, данная гипотеза чрезвычайно обоснована. Язык – первопричина формирования ментальности и, следовательно, отношения к миру. От того, как устроен язык и какие в нём заложены ценности, зависит уникально-специфичное отношение к миру и к процессам в мире.

Итак, русский язык, как и другие языки, является главным инструментом познания мира. Под этой функцией я подразумеваю, прежде всего, не познание материальной природы, физических законов и их применение с дальнейшим оформлением процесса в естественно-научные дисциплины. С этим справляются почти все языки, многие не менее успешно, чем русский. Познание мира в моём понимании – это более широкая совокупность человеческих интересов, направленная на внутреннее познание человека в его взаимодействии с миром и в социуме. Изучение этого вопроса находится на стыке целого ряда дисциплин: лингвистика, филология, история, психология, объединённых общим названием «языковедение» (языкознание), которое рассматривает также и процессы взаимодействия, и взаимовлияния различных языков и языковых групп. Сама теория вопроса определена достаточно тщательно и подробно, и вряд ли стоит заниматься её критикой даже при том, что внутри неё есть различные течения, вступающие между собой в полемику, порой ожесточённую. Тем не менее, нет необходимости доказывать, что тот или иной язык является продуктом длительной и сложной эволюции, источники которой покрыты тайной рождения первого праязыка (или праязыков). Наибольшими фантазиями и слабо доказуемыми теоретическими гипотезами наполнен, конечно же, именно период зарождения первого языка (или первых языков), покрытый толстым слоем мифов и предположений. Да хотя бы и слоем многотысячелетней пыли в виде осадочного и культурного слоя.

Когда я впервые задумался над происхождением языка, причём не языка вообще, а именно русского языка, я обратил внимание, прежде всего, на те слова, которыми наш язык описывает нравственные, этические и моральные категории, так как именно эти слова в итоге на бессознательном уровне формируют принципы взаимоотношений человека с окружающим миром, как живым, так и не живым, то есть, другими словами, формируют ментальность народа. В этом нет открытия, многие исследователи обращали внимание на нравственное содержание русского языка, последовательно прослеживающееся во всех древних источниках.

И здесь я вновь предлагаю проследить процесс словообразования на основе одного очень примечательного древнерусского слова, которым, взяв его за основу, можно описать весь мир, окружающий человека: от внутреннего до внешнего. Это слово является одновременно словом-корнем, вокруг которого происходит процесс словообразования целых «кустов» слов, отражающих те или иные понятия-явления. И слово это «Род». Уникальная сакральность Рода была подмечена ещё древними славянами, что выразилось в том, что имя «Род» было присвоено Богу славян, который, по некоторым косвенным источникам, занимал первое место в Пантеоне славянских Богов. Это не случайно, ведь слово-корень «Род» в русском языке, образуя такие слова, как: Род, Родители, Родственники, Родные, Родословная, Родить, Роды, наРод, Род человеческий, приРода, Родник, Родина (большая) и родина (малая) и т. д., объединяет сразу несколько основополагающих явлений-понятий:

- семью, включая самых дальних родственников, свой народ, все остальные народы и всё человечество, то есть всех «себе подобных» (род, родные, народ, род человеческий);

- окружающие с детства пейзажи, включая их главный символ – русскую берёзку, и всю Землю в целом (родник, природа и вся вселенная);

- страну, в которой родился и вырос, и любую территорию Земли (родина, Родина).

Таким образом, в русском языке есть слово «Род», являющееся неизменным корнем для словообразования целого ряда окружающих человека явлений: от внутреннего до внешнего мира, что свидетельствует об их неразрывной связи, заложенной в русском языке изначально. И именно поэтому я утверждаю: русский язык является главным фактором формирования русской ментальности, загадочность которой отмечали многие учёные, исследователи, политики, полководцы, да и простые люди. Чтобы не перегружать текст многочисленными высказываниями оных с древнейших времён по наши дни, я сделал для этого отдельную страницу с подборкой цитат, посвящённых древности и уникальности наших предков.

Свою же статью завершаю афоризмом неизвестного автора, популярным в Сербии: «На небе Бог, на земле Россия». Я когда-то слышал это выражение, но только в зрелом возрасте оно стало вызывать у меня острое ощущение незаконченности, как будто подержал в руках кусочек Абсолютного Знания, и потом вдруг он растаял, так и не дав полного представления о Целом. Будучи человеком твердолобым и упрямым, я долго отмахивался от веера вопросов, пока, наконец, не заставил себя встать на путь поиска ответов. Отправной точкой стало обозначенное мной в самом начале «ощущение принадлежности к самому Великому Народу». С этим ощущением я буквально живу всю жизнь. Что бы ни происходило на моей Родине, какие бы трудные периоды она не переживала, я всегда знал, что народ, к которому я имею честь принадлежать, обладает какой-то тайной, недоступной другим народам. Всё сводилось к тому, что русская ментальность отличается от ментальности других наций, но причина этого отличия как раз и является той тайной, которую мне вдруг настоятельно захотелось приоткрыть. Приоткрыть и понять, почему, несмотря на невиданные бедствия, способные сокрушать континенты и навечно закрывать страницы истории некогда сильных народов, наводящих ужас на соседей, Россия продолжает жить и вновь претендует на звание Великой Державы? Где кроется источник силы народа, способного многократно разворачивать историю всего человечества на 180°? Почему в момент наивысшей опасности в русском народе открываются бесконечные резервы колоссальной мощи, сметающей на своём пути любые преграды? Почему только русский Солдат, как и много лет назад, способен, даже вдали от Родины, прохрипеть в эфир «вызываю огонь на себя!» вместо такого естественного и отчаянного призыва «спасите наши задницы!!!»? Почему, наконец, само слово «русский» является прилагательным и позволяет представителям совершенно разных этносов с гордостью соглашаться с прославленным полководцем А. В. Суворовым, имеющим, кстати, шведское происхождение: «Мы – русские! Какой восторг!»?

Истина в вопросе…

 

 

 

Автор и ведущий рубрики «Русская миссия» –

Александр Дубровский

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение декабря 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Глава 1. Древняя история России. Материальные свидетельства.
3. Глава 2. Особенности русской ментальности.


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.08: Юрий Сигарев. Грязь (пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!