HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 г.

Вера Панченко

Для чего нам бессмертная даль?

Обсудить

Сборник стихотворений

 

Купить в журнале за май 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 1.05.2018
Иллюстрация. Название: «На Руси. Душа народа» (1914–1916 г.). Автор: Михаил Нестеров (1862–1942). Источник: http://www.classicalmusicnews.ru/articles/anton-gopko-boris-godunov-5/attachment/nesterov_narusi/

Оглавление

  1. «Господь – это образ миротворенья…»
  2. «Образ Бога – метафора вечности…»
  3. «Улетело летучее лето…»
  4. «Под сводами храма и звука внутри…»
  5. «Что надо поэту от мира…»
  6. «Мы тоже Россия, мы тоже народ…»
  7. «Спасибо, жизнь, за честные науки…»
  8. «Дверь распахивает в дом…»
  9. «А пишется всегда о главном…»
  10. «Ностальгия – подпольная крыса…»
  11. Две беседы со Львом Толстым


* * *

Господь – это образ миротворенья,
В начале души – вертикаль мирозданья,
А дальше работает дар устроенья,
Душа избежала скитанья.

Она, как ни странно, с миром на равных –
И внутренним взором, и творческой силой,
Придумала Бога главным из главных,
Звездою зажгла негасимой.

И стала структурной, – значит, красивой,
А если красивой – жизнеспособной,
И лучшего нет на земле эликсира,
Чем веры сей символ подробный.

И вся позитивность – в его арсенале,
Любовь, доброта – залог выживанья.
Мы цельности мира в лицо не узнали,
Но помним слова упованья.

30–31 января 2010

* * *

Образ Бога – метафора вечности,
Не имеющей собственных черт,
Адресованный нами конверт
За предел смысловой оконечности.

Для чего нам бессмертная даль?
Если мысли у нас краткосрочные,
Если жизни, как реки, проточные –
Не удержит сия вертикаль.

Но без писем планида не строится,
Связи с вечностью не миновать,
И прозрачно рублёвская Троица
Наставляет, как мудрая мать.

10 февраля 2018

* * *

Улетело летучее лето
На упругом крыле журавля,
И над нивой пшеничного цвета,
Капитаном пространства-корвета
Сизый холод стоит у руля.
В зиму сносит густое теченье,
Где морозы проводят ученья
И планета смерзается в ком,
И хранит плюсовое значенье
Частый пульсик под птичьим пушком.

7 января 2016

* * *

Под сводами храма и звука внутри
Душа превращается в птицу
И зрит под собою пространств пустыри,
Где можно навек поселиться.

Сначала наполнит их светом, теплом –
Всё можно во чреве у звука,
Где каждая нота летит напролом
Сквозь фибры души, как из лука…

Звук медленно смолк, но с пути не свернуть –
С собою уносишь свеченье,
Позвать к созиданию – музыки суть,
А строить – души назначенье.

7 января 2016

* * *

Что надо поэту от мира,
Когда его лира критична?
Зовёт к совершенству придира –
Оно на земле единично.

Опять что-то надо поэту –
Красоты им страстно воспеты,
Зовёт к совершенству и – громко, –
Оно на земле трудоёмко…

И я выделяю курсивом, –
Всеместно, внутри и наружно,
Всё в мире должно быть красивым,

Иначе зачем оно нужно?

18–19 января 2017

* * *

Мы тоже Россия, мы тоже народ,
И корень един – во языце,
Живя за пределом российских широт,
Границы минуем, как птицы.

Нас предали дважды – и в Пуще, и тут –
Лихие борцы за свободу.
Позвал за собой новоявленный Брут –
Пошли мы, не ведая броду.

И собственной совести выбора нет –
Как овцы, дались на закланье.
За четвертью века мне явлен ответ
И честно ответить желанье…

Щедры и поныне двуличья дары,
Но в истине – главная сила,
Меняются быстро уставы игры,
А мы носим имя Россия.

10 марта 2018

* * *

Спасибо, жизнь, за честные науки,
Они заметны в фокусе строки,
Они слышны в моём сердечном стуке,
Не сбившемся, – наукам вопреки.

Ты обучала всем глубинам боли
С невинной и звериной прямотой.
Как? Парадоксами добра и зла – не в холе,
Но в простоте, заведомо святой.

Тобой творима подлинность натуры,
А время всё проверит на зубок,
И лжи тотальные колоратуры
Смолкают… И молчанья смысл глубок.

14 марта 2018

* * *

Дверь распахивает в дом
Ветер северный, с залива,
День колеблется пугливо
В полусумраке густом.

С моря дует сыровей,
Налетел на иглы сосен,
Крутит лопасти ветвей,
Вырабатывая осень.

Светодни со всех широт
Ныне пущены на ветер,
Небосвод сорвался с петель –
Умирает у ворот.

14 марта 2018

* * *

А пишется всегда о главном,
Из года в год – и до сих пор,
В движке, как правило, исправном,
Идёт естественный отбор.

И далеко не в теме дело –
Штрихи из данности сырой
Душа стяжает крупнотело,
Слагая их в созвучный строй.

Зовёт неясная догадка,
Пока движок ещё не стих, –
За все узлы миропорядка
В ответе мой короткий стих.

17 марта 2018

* * *

Ностальгия – подпольная крыса,
Ожидает ночной тишины,
Ей подспудные токи нужны,
Ночь оборвана, словно кулиса.

Я от дома вдали – поневоле,
Эта данность – лишь ран береда,
От ночной разъедающей боли
Не уйти, не уйти никуда.

25–29 марта 2018

Две беседы со Львом Толстым

(стихи, которые не стихи)

 

1.

Дорогой Лев Николаевич!

Очень прошу, позвольте побеседовать с Вами, – назрела такая необходимость. Разумеется, о важнейших вещах.

В Ваше время самой актуальной и судьбоносной российской проблемой была земельная собственность, и Вы посвятили ей немало страниц.

К началу нового века земельная проблема обнажилась до такой степени, что даже правительство стало искать пути её решения.

Пётр Аркадьевич Столыпин указом от 9 ноября 1906 года даёт право крестьянам выходить из общины на отруба.

А что предлагаете Вы?

Вы не предлагаете, а пламенно призываете отказаться от земельной собственности всем дворянам – в пользу крестьян,

и лишь за крестьянами Вы признаёте естественное право

владеть землёй.

Наверное, не сразу Вы пришли к такому решению?

Вы, побывавший в своей молодости крепостником, за четыре года до отмены крепостного права перевели своих крестьян на оброк. То есть, российское рабство начало жечь Вашу совесть с ранних лет...

Отмена крепостного права не принесла желаемого результата – земледелец остался без земли,

и это по-прежнему в Вашей душе вызывало боль.

И чем дальше – тем больше. При ежедневном непосредственном участии в народной жизни, в Вас созрело экзистенциальное чувство любви к работнику, столпу государства, и, судя по литературным свидетельствам, Ваш интеллект упорно искал приемлемые формы социальных преобразований.

 

…Когда случился очередной голод среди деревенского населения,

Вы, занимаясь распределением средств помощи крестьянам

Чернского и Мценского уездов, находились недалеко

от имения покойного Ивана Сергеевича Тургенева…

Цитирую Ваше письмо Я. П. Полонскому: «…живу в семи верстах

от Спасского, через которое часто проезжаю, так как самая большая

нужда в деревнях, окружающих Спасское. Очень приятно было узнать,

что крестьяне в имении нашего друга были так хорошо наделены

землёю, в особенности в сравнении с окружающими,

что нужды там нет».

 

Вот один из примеров того, что лучшие люди России искали выход,

не дожидаясь, когда сверху исправят государственный порок…

Разве это не программа-минимум – призвать к добродетели всех

помещиков? Вы не могли не думать об этом – у Вас не было упущенных

возможностей. Но, может быть, поработав мировым посредником,

Вы увидели пучины помещичьей психологии, чем были навсегда

отвращены от мысли воздействия на людей этой категории…

 

Но, скорее всего, другое: надо искать ответ в радикальности

и масштабности Вашего мышления… Полумеры Вас не устраивают.

Именно поэтому Вы пишете Столыпину обвинительное письмо,

в котором стыдите за указ, не облегчающий положение крестьян, но

усиливающий, как Вам кажется, разрыв между бедными и богатыми.

 

И тут должна сказать Вам:

знаете, мы вкусили отмены всякой собственности,

в течение века выжив три раза, и шкурой своей почувствовали,

что, похоже, Пётр Аркадьевич, царский реформатор, –

на правильном пути (за что и поплатился…)

Вы отличный хозяйственник, трезвый прагматик,

не можете не понимать – понимаете! –

каких жертв будет стоить кардинальная ломка государственных основ

(и провидчески где-то пишете об этом как неизбежности), но ничто не

колеблет Вашей уверенности – настолько она глубинна…

Окидывая пристальным взглядом исчерпывающую широту и

максимализм Ваших подходов, начинаешь понимать,

что дело здесь не в конкретике решений. Дело, в данном случае

(как и во многих других), вообще на ином уровне –

не на событийном, а на бытийном.

И от Вас, великий Маэстро духа, не столько правота нужна людям,

сколько духовное величие…

 

Ваши романы, особенно «Анна Каренина» (по-моему, вершина

творчества), своей гармонией, своей эстетической полнотой

разбудили в душах спящего ангела – потребность в прекрасном.

И когда Ваш сильный и свободный голос

заговорил о Любви к ближнему, Вам уже верили и пошли за Вами.

Почти вся Ваша публицистика, можно сказать, сплошной идеализм,

но он оказался нужен: без идеала нет культуры, нет духовной жизни.

Вы и сами в каком-то письме сказали, что идеал недостижим…

но перед внутренним взором должна быть цель,

иначе структура внутреннего пространства рухнет,

погребая под собою жизнь…

 

Потребность быть хорошим, потребность в любви и согласии – самые

трепетные душевные пружины, к которым Ваше слово обратилось и

попало в цель. Не берусь судить, в какой степени эти пружины

соотносятся с мифологическим сознанием человека, но –

Вы наш главный мифотворец,

и своим идеализмом, своим мифотворчеством формируете

диапазон духовных основ человека –

вот в чём Ваша созидательная сила.

А всю правоту в более конкретных вещах

оставим другим деятелям.

Не эмпирика жизни, но онтология чувств.

Богу – Богово, кесарю – кесарево.

 

7–29 января 2014

 

2.

Дорогой Лев Николаевич!

Решаюсь ещё раз обратиться к Вам.

Размышляя о Вашем творчестве, о Вашей духовной сущности,

нельзя не задаться вопросом об их отправных точках.

На какой почве возрос этот поиск совершенства – неукротимый двигатель Вашей духовной и душевной жизни? Какие условия взлелеяли Вашу духовную широту и силу, имеющую право утверждать любовь как основу бытия? Из каких глубин жизни появилась Ваша обострённая совесть, принимающая на себя все несоответствия мира?

Понятное дело, что ответы надо искать в той среде,

которая развивала Ваш младенческий потенциал.

 

Родились и выросли Вы в сельском имении, в барской семье, устои которой были традиционными, национальными, на фоне природы

и в непосредственном общении с крестьянством.

Добросердечие было лейтмотивом в атмосфере Вашего дома

(и это – заметим – в крепостническое время!).

Где-то Вы пишете, что тётушка Татьяна Александровна Ергольская, «чистейшее существо», оказала на Вас большое нравственное влияние, –

она привила Вам возвышенное чувство близости и участия к человеку,

подсознательную ответственность за ближнего.

Она привила Вам теплоту чувств, все богатства позитивного восприятия

мира, которые потом запредельно развил в себе Ваш гений.

 

И второй аспект – природа (здесь тоже повлияла тётушка Ергольская).

С младых ногтей впитавший эстетическое внимание к природе,

позже Вы не только живописали её, но и осознавали, что без единства

с ней нет духовной цельности, нет настоящей культуры.

Каждому человеку надо пройти школу природы, а творческому –

тем более, развивая свою способность созерцания,

черпая в ней подсознательно чувство формы, нескончаемое

многообразие красок и движения, энергетически подпитывая себя

духом земли и растительности, неба и света.

 

В письме к Афанасию Афанасьевичу Фету от 12 мая 1861 Вы пишете

о природе: «И холодная она, и неразговорчивая, и важная, и

требовательная, да зато уж это такой друг, которого не потеряешь до

смерти, а и умрёшь, всё в неё же уйдёшь. Я, впрочем, теперь меньше

предаюсь этому другу – у меня другие дела; но все без этого сознания,

что она тут, как повихнулся – есть за кого ухватиться, – плохо было бы

жить».

Такое глубинное чувство природы основывается,

на мой взгляд, на том,

что человек на природе первичен,

то есть равнозначен космосу, его свету и тьме,

и это чувство – в русле русской литературной классики,

возросшей в дворянских усадьбах. Смею утверждать,

что наша классика тем и велика, что оперлась на природу,

органично срастив её масштаб со своими творческими возможностями:

Тютчев осмысливает и воспроизводит её философски,

Пушкин – родниковой чистотой поэтической формы,

Фет – одухотворением её, Тургенев – гармонией духовной широты,

а Вы – рефлексией, современной мне.

Да, Ваше понимание природы звучит настолько современно,

что у меня вновь возникло совершенно естественное желание

побеседовать с Вами.

 

Давно пытаюсь разобраться, из чего состоит наша

неразрывность с природой

и каковы наши потери при нарастающем отчуждении от неё.

Натиск цивилизации, натиск рационализма вытесняет

эмоциональное богатство, нарушая душевную экологию,

духовное равновесие человека. Думаю, что это не праздные вопросы –

они вытекают из проблемы сохранения жизни на планете.

 

Вы, деревенский житель, не любите города, хотя в силу своей

деятельности не можете без него обойтись, –

таков парадокс бытия нашей культуры.

Между Вашей жизнью и моей пролегла сотня лет,

в ходе которой этот парадокс усилился в сторону рационализма.

Незримая борьба за сохранение равновесия,

начавшаяся, на мой взгляд, в Ваше время, –

легла на плечи русской литературы (и искусства, конечно),

и Ваши в том числе. Вы хранитель русского иррационализма –

всей своей художнической и духовной мощью.

Вы выполняете сверхзадачу 19 столетия –

потому как, помимо ежечасных задач,

каждое время работает на заказ планетарный.

 

Образный ряд, метафора, живопись, художественное изображение,

которое Вы называете поэзией, есть противовес рационализму,

и весомость его должна расти, и рефлексия на эту тему – необходимое

свойство нынешней культуры. Вот почему очень нужно разобраться в

структуре неотъемлемости природы,

её составных частей (цвета, света, масштаба и так далее),

в формировании и развитии нашей психоментальности.

И, что не менее важно, не разучиться любить свою матушку-природу.

Помогайте нам в этом, великий классик, Вы – наш тыл и опора.

 

10–13 февраля 2014

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.10: Иван Самохин. Вызов (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!