Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 55 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf 18+
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 9.05.2015
Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 Часть 2
Кадры из фильма «Глянец» (режиссёр Андрей Кончаловский, 2007 г.):
– Мам, ну сколько можно? Попрощаться пришла. – Я с тобой уже давно попрощалась. – Уезжаю я, в Москву. – Ты лучше сразу в эти, в Эмиранты. Там бл…ям больше платят. – Ты ваще. Я те денег принесла, помочь. – Помо-очь? Ты вон дров наколи! Да козу […] подои! – А-а! Да я сдохну! Козу твою доить не буду. Вот те триста. – Засунь их себе сама знаешь куда. – Ы-гы! Доча! – Куда вылез, скотина? – Пап! – Не трожь человека! Он не в себе! – Уезжай, доча, беги, беги, я б сам уехал. – А ну! В дом!!! И ты иди, откуда пришла! Иди прочь! – Упёртая. – Ты деньги дай мне, и никаких концов… – Иди в дом! Ещё тебе денег! А ну пшёл на хрен!.. – Бешеная.
Бешенство, может быть, есть ключевое качество мам по типу ведьмы. Если держаться того же психоанализа, то явно, что так называемый архетип ведьмы включён не только там, где мать у избушки вот-вот схватится за топор, но и всё в той же бешеной матери-коммунистки времён сталинского террора, хватающейся за ремень. И конечно в одержимой, абсолютно бешеной матери Саре Коннор. Причём, согласно психоанализу, с архетипом ведьмы как раз и связана недюжинная физическая сила. Но, повторюсь, что бешенство – это, пожалуй, главное. В том числе, в вопросах воспитания.
Кадры из фильма «Похороните меня за плинтусом» (режиссёр Сергей Снежкин, 2009 г.):
– Ты будешь заниматься?! Ненавистный подлец, будешь учиться?! Учиться бу!.. Ах. Ах! Ах! О! А-а-а! А-а-а! – Баба, что с тобой? – Ты будешь заниматься-а-а?! А-а-а!!! – Не делай так, пожалуйста! – А-а-а!!! – Пожалуйста, пожалуйста! – А-а-а!!! – А-а-а!.. – Уйди, мальчик. Я тебя не знаю.
А чтобы наши знания о ведьме как о термине психоанализа, обозначающем всё ужасное и тёмное в матери, были ещё более внятными, нам придётся всё вновь и вновь возвращаться к фильму Ларса фон Триера «Антихрист», где и главный герой – психоаналитик, а его жена и мать ребёнка, затянув мужа в тёмный лес, и ведёт себя как типичная бешеная ведьма, да ещё и в лесной избушке пишет диссертацию про ведьм.
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.). Но самое, может быть, интересное, что этот страшный фильм посвящён Тарковскому, и чем-то даже созвучен с некоторыми его картинами. Скажем, с фильмом «Зеркало». Неожиданно, но ведь в гениальной картине Тарковского действительно есть любопытные эпизоды. Мы уже говорили об этой страшной мистической сцене мытья головы. А чего стоит сам взгляд Маргариты Тереховой в одной из сцен. Посмотрите, здесь даже освещение передаёт именно какое-то ведьминское выражение лица.
Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).
Фильм «Зеркало» в каком-то смысле даже подтверждает тезис психоанализа о том, что тёмная сторона есть в каждой матери. Во всяком случае, Тарковского явно интересовала теневая природа женщины. Свой фильм «Жертвоприношение» он вначале хотел назвать словом из скандинавской мифологии «Хультра», что означает «женщина-ведьма, живущая в лесу под землёй». Сразу же ключевой сценой фильма было сжигание женщины на костре. А ведь в фильме Триера, посвящённом Тарковскому, мать, похожую на ведьму, сжигают именно на костре. А уже в самом финале из земли вырастает как бы целая армия женщин, заполоняя собой весь лес. То есть параллели с фильмом Тарковского «Жертвоприношение» очевидны. Возвращаясь же к «Зеркалу», любопытно, что сцена с жутким и одновременно сладострастным взглядом – выражением глаз – матери, следует сразу же после того, как она совершила своего рода жертвоприношение (отрубила топором голову петуху). И, конечно, Тарковскому, у которого всё в символах, убийство птицы понадобилось не для того, чтобы мать потом приготовила суп из петуха. Учитывая последовавший за убийством этот зловещий ведьминский взгляд, невольно думаешь: а ведь ведьма и петух на ассоциативном уровне всегда как-то рядом. Неравнодушное отношение ведьмы к петуху отлично видно по первому советскому фильму ужасов «Вий».
Кадры из фильма «Вий» (режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967 г.).
И то, что ведьма к петуху дышит так неровно, связано и с тем, что он символизирует свет, христианскую бдительность. Потому убийство петуха и его кровь часто используются в ведьминских ритуалах. Но, в то же время, петух как бы вдохновляет ведьму. Ведь всем же известно, что это символ сексуальной потенции. И вот тут небезынтересным кажется то, что в «Зеркале» после убийства петуха и пугающе-сладострастного взгляда в камеру сразу же следует мистическая сцена, где в очень художественной форме передаётся именно любовный экстаз от общения с мужчиной. Героиня Тереховой аж парит над кроватью.
Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).
Нет, ну понятно, что в фильме «Зеркало» и в образе его матери, которую сыграла Терехова, лишь угадывается так называемый архетип ведьмы, способной парить над землёй. Поэтому для большей ясности этой связи ведьмы с петухами и сексуальностью опять возьмём фольклорный фильм «Вий».
Кадры из фильма «Вий» (режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967 г.).
Тут уже классическая ведьма-старуха, возжелав именно эротических удовольствий, со сладострастием надвигается на мужчину в соку, а когда видит, что молодой интересный Хома как-то не сильно ей вдохновляется, ведьма садится на мужчину сверху, отчего всё сразу приобретает сексуальный подтекст. И получение особого удовольствия для ведьмы пять же связано с парением над землёй. Нет, ну если и этот пример кажется неубедительным в плане того, что даже старая ведьма не прочь сексуально похулиганить, вновь заглянем в совсем реалистичное и новое кино, где сама Светлана Крючкова не побрезговала сыграть, скажем так, ведьму в квадрате. Мы уже убедились, как она изысканно измывается над своим внучком, но особенно достаётся её дочери в исполнении Шукшиной.
Кадры из фильма «Похороните меня за плинтусом» (режиссёр Сергей Снежкин, 2009 г.):
– Мама. – Да? – Верни мне, пожалуйста, дублёнку. А то мне ходить не в чем. Я у подруги пальто попросила на… – На тебе, доченька. – Ах… – Дублёнку. – Да что ж ты… при ребёнке-то… показываешь?.. Хулиганка ты! – Ничего. Это его бабушки ж…па. А не какой-нибудь профурсетки, которая променяла ребёнка на пьяную сволочь. Что эта шлюха тебе принесла? – Бабаня, не надо, не надо! Отдай, пожалуйста! – А! – А! – Всё! Сил моих больше нету терпеть всё это! Саша, одевайся! Я забираю его!!! – А-ха-ха! – Забираю! – А-а-а! – А-ха-ха!
Фильм со страшновато-смешным названием «Похороните меня за плинтусом» и обыгрывает две стороны материнства: одна мать кроткая, заботливая, её образ так или иначе восходит к образу Богородицы, а другая мать ужасная. И тут вместо кротости бешенство, а вместо заботы – издевательство. Этот образ уже восходит к хохочущей дьяволице. Кстати, подобный, такой сатанинский хохот можно услышать от матери-коммунистки и воинствующей атеистки в фильме «Завтра была война». И интересно, что этот громкий хохот матери, которую как в народе, так и в психиатрии называют ведьмой, что этот сотрясающий всё тело хохот, как считают психоаналитики, также связан с сексуальной раскрепощённостью. В психоанализе, где, как известно, особое внимание уделяется сексуальным инстинктам, даже есть специальный метод лечения фригидных женщин. Метод состоит в том, что в сознании пациентки надо как бы включить так называемый архетип ведьмы. Это ещё раз объясняет, почему образ ведьмы – конечно, желательно, молодой – так полюбился идеологам феминизма, ведь для них сексуальная свобода важный пунктик. Ну а главное, всё это, скажем так, удовлетворённое состояние связано с тем, что для ведьмы, как для ужасной злой матери, едва ли не основное удовольствие жизни – это наблюдать, как страдает жертва. То есть, собственный ребёнок.
Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.):
– Шла по кладбищу и нашла… Я же тебя на кладбище нашла. В мешке. А? – Неправда. – Правда. Ты не помнишь просто. – Неправда. – Правда. А ещё… А ещё… А ещё ты вся в шерсти была. Как зверь. Вся-вся-вся прям. Я испугалась аж. Но не убежала. А мешок взяла и домой принесла. Бабке показываю, та говорит: давай оставим. Мы шерсть у тебя выдергали и оставили. И оставили. Да? Всё так и было? Шерсть выдергали и оставили. Чё, не веришь? – Нет. – Тогда сказочке конец. Спать ложись.
То есть при помощи «сказочки» мать очень изощрённо и методично, по сути, отравляет жизнь своему ребёнку. И то, как это отравление происходит, в буквальном смысле, лучше всего понять именно по сказкам. Например, по сказке про Белоснежку, на которую любят ссылаться психоаналитики.
Кадры из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (Уолт Дисней, 1937 г.).
Там, кстати, есть образ и идеальной матери. Ей оказывается сама Белоснежка по отношению к гномам. Сами же семь гномов как семь мужских психотипов. И есть злая мачеха, которая, превратившись в безобразную старую ведьму, в буквальном смысле отравляет свою доченьку ядовитым яблочком. Причём, обратите внимание, с каким восторгом ведьма наблюдает за действием яда. Ей это доставляет какое-то неописуемое наслаждение.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
дополнительная информация здесь |