HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Борис Кривошей

Утопист

Обсудить

Пьеса

 

Трагифарс в двух действиях

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.01.2013
Оглавление

2. Действующие лица
3. Действие первое. Часть 1
4. Действие первое. Часть 2

Действие первое. Часть 1


 

 

 

Из глубины затемнённой сцены слышен далёкий собачий лай. Он не особенно злобный, но долгий и захлёбистый. Добавляется свет, лай усиливается, и мы видим Михаила Талманова: высоко задрав голову, он облаивает притихшего на ветке соболя. Чуть в стороне, зажав уши, сидит на поваленной сосне Катя – жена Талманова.

 

Михаил. Катюха, а соболишко-то, вроде, уже и притих. Вот как я его залаял. (Соболю.) Ну чего ты глазёнки на меня так выставил? Не узнаёшь? Талман я… Талман. Не похож, да? Хвостом перед тобой не кручу? Так и Талман не очень-то с тобой заигрывал. Бывало, в пять минут так залает, что ты уже и готов пульку в глаз принять. (Лает.) Катюха, а ты помнишь, как мужики надо мной потешались, когда я Талману кусок своей фамилии в прозвище отдал? И не жалею… Я – Талманов, он – Талман: сразу было видно, что родня. (Соболю.) Только нету больше дружка моего… Нету-у! Теперь я за него, понял? И я тебя так залаю, что ты прямо в сумку ко мне и свалишься. (Лает.) Во, упрямый попался... Кончай жить, золотце ты наше пушистое… Кончай жить, Валюта ты наша, Скуратов! (Долго лает.) Вот теперь ты, вроде, совсем затих… Ты посмотри, Катюха, как у него мех волнами пошёл. Это по нему последний нерв гуляет. Теперь его и руками взять можно. Прыгай, соболишко, прыгай… Ну, богом тебя прошу: прыгай. Всё равно мне в тебя стрелять нечем. Нету у меня ружья. Нету-у! Один я такой охотник на всю страну – без ружья и собаки! (Лает.) Ну что же ты не валишься? Ну, просто совести в тебе никакой… Да ты сравни свои заботы и мои. Тебе сколько ни прыгай – всё равно на чьей-нибудь шее да повиснешь. Прямая у тебя дорога в развитые капстраны! Только сначала в сумку ко мне, а? Во так ты мне нужен. Вот так! Связного в Москву мне отправить надо. Связного! А дорога, хоть и поездом, а сотни две с едой выложи. Так что всё равно я тебя сдам Родине. Слышишь? Лучше сам сдавайся!

 

Михаил залаял с таким усердием и с такой болью, что соболь не выдержал и с разорванным сердцем свалился к ногам охотника. Подняв зверька, Михаил приложил ухо к его сердцу, да так и застыл, уткнувшись лицом в пушистое соболиное тельце.

 

Катя. О, господи… Мишенька, да сколько ещё нам так жить на одной звериной жалости? (Плачет.)

Михаил. Не плачь, Катюха… Пробьёмся… Давай-ка мы с тобой для смены настроения чирканём в Москву ещё письмецо. Давай!

Катя. Замёрзла я, Миша. Дома чирканём.

Михаил. Дома, Катюха, у меня мысли по углам разбегаются. (Достаёт тетрадку из-за пазухи.) Этой тетрадочке, может, скоро под стеклом лежать. И не где-нибудь, а в музее имени Продолжения Октябрьской Революции. Вот столько в ней мыслей наших с тобой накопилось и сплошных криков души. (Отдал тетрадь жене.) Пиши… Москва. Политбюро. Кому-нибудь.

Катя. Почему не Самому?

Михаил. Я ему уже писал. Два раза.

Катя. А время у него есть тебе отвечать?

Михаил. У него помощники есть. И хватит об этом. Пиши… Дорогой товарищ секретарь! Шлёт тебе привет из далёкой сибирской тайги штатный охотник Михаил Талманов и его жена Катерина… Я знаю всю вашу занятость государственную, и всё же прошу письмо моё прочесть до конца и постараться понять, как я дошёл до своей собачьей жизни. Писать буду только о главном, так как всего за двадцать лет, что живу здесь, не упомнишь, а всякие подробности я уже в Политбюро сообщал на имя Генерального секретаря и дублетом в КГБ – на имя Председателя. Но, как говорится, ни ответа, ни привета, а потому и письмо это моё – уже последнее. Диктую я его жене своей Катерине прямо в тайге, настроение поганое, а если бы вы слышали и видели, как я лаем своим только что довёл соболишку до полного разрыва сердца, то и у Вас душа бы не запела… (Кате.) Я тебя не сильно загнал?

Катя. Сильно.

Михаил. Пойдём медленнее... Приехали мы в это соболиное царство прямо с Урала. Так что парень я уральский и охочусь с малого детства. Есть люди, товарищ секретарь, для которых охота только нажива или забава лихая. Для меня это любовь сплошная и на всю жизнь – вроде, как и жена моя Катерина… Устроился в зверосовхоз штатным охотником, стал к людям присматриваться, да и они ко мне…

 

Высвечиваются охотники.

 

Черепушкин. Чего же ты убёг со своего Урала, если тебе так фартово охотилось?

Михаил. Не всегда, но без заработка не сидели. Потому что артелью охотились и на общий котёл.

Пузиков. Вот так, мужики… Пока мы тут каждый только на себя стараемся, как при капитализме проклятом, на Урале уже и коммунизм построили.

Молчунов. И человек там зверю друг, товарищ и брат.

Пузиков. Точно, Молчун… Зверя там не стреляют. Ни в коем разе. Топтыгин сам лапы кверху задерёт и орёт на всю тайгу: «Сдаюсь, братцы!»

Молчунов. И сам шкуру с себя сдирает. (Хохочет.) А лосихи по вечерам доиться бегут – точно наши бурёнки.

Черепушкин. Ты участок где получил?

Михаил. На Ноне.

Черепушкин. Хороший участок… Вот и держись за него… И мой тебе совет: не возникай ты со своим Уралом, а про артель совсем ни звука: не любит наш директор такие разговоры.

Пузиков. И еще тебе совет: никогда не беги от дурной работы. Наш директор очень любит дурной работой проверять охотников на послушание. Скажет лбом шишку бить – бей!

Молчунов. И тогда участок твой будет, и на весь сезон. Начнёшь права качать – подкинут к тебе на участок любителей, а тебя самого ушлют просеки бить, шишку или ягоду собирать, как вот нас сюда заслали. Заслали, и никто не пикнул…

Михаил. Почему? Так директор нам и на шею сядет… Чего вы его боитесь, этого Щепку? (Черепушкину.) Вот ты, Ваня Черепушкин, у нас старшой, а почему-то и слова не сказал, когда нам со склада порченых поросят дали? Крысы какие-то, а не поросята… Уши во какие длинные, и все уже провоняли.

Черепушкин. А я тебя хоть раз кормил этими крысами? Я тебя лосятиной кормлю! Или сохатый не очень свежий для тебя попался? А может тебе червонец жалко, что высчитывают за тех поросят?

Михаил. Да ничего мне не жалко. Просто понять не могу с чего вы такие покорные?

Пузиков. Миша, ты действительно дурик или только прикидываешься? Щепка знал, что мы выбросим поросят и возьмём сохатого. Без лицензии возьмём. А значит – у него на крючке и повиснем.

Михаил. Понял… Так он нас и будет по любому случаю на крючке держать, если в артель не соединимся. Против артели куда он попрёт? Деды наши потому так и охотились…

Пузиков. Так они на мамонта охотились. На мамонта! А у нас – соболяшки… Зверёк очень хитрый, и подход к нему нужен особый. Вот ты меня к стенке поставь, а я тебе всё равно не скажу, как я охочусь на соболя. Тайна профессии, Миша. Тайна!

Михаил. Так я же не говорю, что пойду за тобой следом. Сам пойму, где соболишке лучше бегается. И не надо меня учить, где капканы поставить: с детства обучен. У нас на Урале – капканы первое дело, а потом уже с собакой. Потому я и капканю лучше любого из вас.

Черепушкин. Это ещё посмотреть надо.

Михаил. И смотреть нечего… А вот с собакой – точно пролечу. Да и где мне, ещё не обжившись, найти такого пса, чтобы и соболя хорошо облаял, и сам в капканы не лез, и зверя в нём не трогал. (Черепушкину.) Вот у тебя, говорят, есть такой пёс.

Черепушкин. Ну.

Михаил. Пусть ты с ним соболя больше меня возьмёшь. Зато я больше тебя возьму белки. Лёшка, допустим, совсем пролетит, но если всё добытое в общий котёл…

Черепушкин. Тебя в детстве по темечку никто не бил?

Михаил. Сами вы стукнутые! Если мы будем артелью охотиться, то все наши участки можно соединить в один резерват. Тогда и соболю будет где возродиться и разгуляться.

Молчунов. А куда директорские дружки денутся? Торгаши, прокуроры, милиция, обкомовская шушера?

Михаил. Вот и некуда им будет деваться.

Пузиков. Тогда и директор наш никому не будет нужен.

Михаил. Переживёт.

Черепушкин. Только сначала тебя сжуёт.

Михаил. Одного, может и сжуёт, а всех не сможет: подавится. А с участков наших надо сезонников гнать. Наши это участки. Наши! И я весь сезон должен быть на своём участке, а не маяться дурью по ягодникам. Бабья это работа, а вы молчите.

Черепушкин. Будет тебе и не бабья… Приказ я вчера получил – дорогу рубить на Заплеснинский орешник.

Пузиков (Михаилу.) Что я тебе говорил: с нашим Щепкой – без дурной работы не засидишься.

Черепушкин. Давайте решать: будем брать ещё одного сохатого или не будем? Без свежего мяса дорогу не пробить.

Молчунов. Надо брать… Только за сохатым ещё побегаешь, а кому топором махать?

Пузиков. Можно и не бегать… Я вчера на речке медведицу встретил. С медвежатами… Сама в котёл просится, если ночью в засаде покараулить.

Черепушкин. Медведицу без лицензии? Смелый ты мужик, Пузиков.

Пузиков. Сам же говоришь – без свежего мяса не пробьём дорогу.

Михаил. А почему вам не дают лицензию на прокорм? У нас на Урале…

Черепушкин. Медвежий язык, да бутерброды с икрой подают на вашем Урале! Будем брать медведицу?

Пузиков. Будем… Ба-бах!

Черепушкин. Кто против?

Михаил. Я.

 

 

 


Оглавление

2. Действующие лица
3. Действие первое. Часть 1
4. Действие первое. Часть 2
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!