HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Виктор Герасин

Живоносный источник

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 2 часа | Аннотация | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 4.09.2013
Оглавление

9. Часть 9
10. Часть 10
11. Часть 11

Часть 10


 

 

 

Нафанаил не ошибся в расчёте: храм Иоанна Предтечи освятили в день Успения Пресвятой Богородицы. На торжества приехал Митрофан Воронежский, привёз в подарок новому храму икону «Крещение Господне», принял участие в службе, обратился к присутствующим с проповедью:

– Предтеча – это тот, который всего себя без остатка отдаёт Другому, Грядущему за ним! «Он пришёл для свидетельства, – говорит апостол и евангелист Иоанн, – чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете!» Предтеча был тот, кто открыто указал миру на грядущего Христа: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира! Ему должно расти, а мне – молиться!» В этом добровольном, жертвенном умалении себя пред Господом – весь подвиг Иоанна Крестителя! Это та необычайная высота, на которую только могло взойти человеческое естество!

Питирим принародно вручил Митрофану портрет. Митрофан принял дар, поднял портрет над головой, показывая людям работу Питирима.

 

Закончив церемонию освящения храма и праздничную трапезу, Питирим с Митрофаном уединились, прошли к реке, остановились у новоявленного источника. Митрофан с любопытством осмотрел источник. Вода сбегала по наклонному жёлобу, вытесанному в длинном дубовом бревне. Место, куда она падала с обрывчика, было выстелено дубовыми плахами. Под струёй стояла дубовая кадушка. Непрестанно падая в кадушку, вода смеялась детским голоском, радуясь солнцу, лесу и людям, всему тому, чего она не видела под землёй.

– Это и есть жизнь, – произнёс Митрофан, указывая на бегущую воду. – С малого начинается, с рождения. И дальше – больше. Река. Море. Океан. Изведенный Моисеем из скалы источник струил не простую воду. Как там, в Ветхом завете? И возьми святой воды в глиняный сосуд, и омойся, и тело исцелится, и очистится. Брат Питирим, привез я тебе в дар и ещё одну икону, список с иконы Божией Матери «Живоносный источник», – Митрофан извлёк из сумы свёрток, развернул его, подал Питириму небольшую икону. – Поставь её здесь, рядом с источником. И помолимся на «Живоносный источник». Что-то душа возжелала такой благодати.

– Вот уж угодил, вот уж угодил ты мне, отец Митрофан! – радовался Питирим подарку. Будто мысли мои читал издалека, будто думы мои слышал. Я озаботился о «Живоносном источнике». Сам список сделал бы, да сколько храмов наших осмотрел – нет ни в одном иконы этой, Матери Божьей «Живоносный источник». Намеревался уже в Рязанскую, Владимирскую епархии обращаться. А ты сам с ней явился. Хвала тебе, Господи!

Питирим внимательно рассматривал икону. Божья Мать изображена с сыном Иисусом Христом, с воздетыми в молитве руками в купели, из которой через отверстия истекают воды.

Митрофан тем временем говорил:

– Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Неё произошёл Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь.

Икону закрепили на столбе, возвышающемся над колодцем.

– Завтра же сделаем полку и навес над иконой, – продолжал радоваться Питирим.

Митрофан предложил:

– Так прочитаем же молитву «Живоносному источнику».

 

Почерпем, человецы,
цельбы душам и телом молитвою,
река бо всем предтечет,
Пречистая Царица Богородица,
источающи нам чудную воду
и измывающи сердец черности,
греховныя струпы очищающи,
души же освящающи верных
Божественною благодатию.

 

Вместе они – Митрофан и Питирим – подошли к источнику, набрали в ладони воды и испили её, благодаря Господа Бога за его любовь и милосердие.

 

Питирим приезжал из Тамбова, много времени проводил в молитве то в келье, устроенной для него в храме Предтечи, то возле источника. В субботние дни к нему приходили его ученики, которых он в конце лета обещал отправить в храмы нести службу. Приходили и свободные от работы строители послушать Питирима, поговорить с ним, задать вопросы.

Вокруг источника положили брёвна, ученики сидели на них. Питирим не имел привычки сидеть перед учениками, стоял или медленно прохаживался.

– Батюшка, посидели бы, отдохнули, что ж всё на ногах и на ногах? – предлагали ученики.

– Мне удобно, – отвечал Питирим, – высоко, далеко видно, каждого видно. Не беспокойтесь.

 

На этот раз он вёл заключительную беседу с учениками.

– Кому из вас что не ясно, вы спрашивайте. Уйдёте по храмам – там спросить будет некого. Только книга вам ответит на все ваши возможные вопросы. Но с книгами пока сложности, мало их. Так что обращайтесь ко мне, как только представится возможность. Самые действенные ответы – это не многословное объяснение, не пространный ответ на вопрос, а желательно точное повторение слов священных писаний. Слова в них коротки, но ёмки по смыслу. Над каждым словом можно долго думать и открывать для себя всё новое и новое. Меня с детства приучили к краткости и произнесению на память того, что написано в книгах. То и вам советую делать. Нет книги – запиши высказывание и повторяй, повторяй его, пока оно не врубится в память, в душу. А теперь спросите, что вам надо. Не стесняйтесь показаться малознающим, стесняйтесь спесивости, созданной на незнании. Вас будут спрашивать о Боге. Отвечайте так:

– Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.

Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, что он ищущим Его воздаёт.

Бог обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может.

Бог есть Дух – вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никто не благ, как только один Бог. Апостол Иоанн говорит: Бог есть любовь.

Архангел Гавриил говорит в Евангелии: у Бога не останется безсильным никакое слово.

Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их.

Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.

 

Один из учеников задал вопрос:

– Как Иисус Христос мог страдать и умереть, будучи Богом?

– Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что сам желал пострадать. Он сказал: я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимет ее у меня, но я сам отдаю её. Имею власть отдать её, имею власть опять принять её.

– Как избавиться от страстей и похотей? – спросили Питирима.

– Воздержанием от страстей и похотей и действиями, им противоположными. Например, если гнев возбуждает нас ругать врагов и делать им зло, но мы противимся этому, вспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за своих врагов, и начинаем молиться за своих, то таким образом мы распинаем страсть гнева.

– Будет ли нас судить Иисус Христос?

– Придёт Господь, который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

– Когда будет суд его?

– Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придёт же день Господень, как тать ночью. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын человеческий.

 

Питирим поднял одного ученика и спросил:

– Как читается молитва Господа?

– Молитва Господа читается так, – уверенно ответил ученик. – Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки. Аминь.

– Достаточно ли одной веры без любви и добрых дел? – теперь уже Питирим спросил ученика, который без запинки прочитал только что «Отче наш».

– Не любящий брата пребывает в смерти. Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

– Похвально, – одобрил Питирим то, как на память ученик говорит слова из святого писания.

 

В монастырь прибыли первые опытные монахи из северных мест во главе со старцем Варлаамом. Всего пятнадцать человек. Варлаам был опытен в обустройстве монастырской жизни. Питирим вскоре возложил на него обязанности блюстителя монашеских порядков не только в обустраиваемом Иоанно-Предтеченском монастыре, но и в иных монастырях Тамбовской епархии. Варлаам засомневался:

– Не много ли доверяешь мне, батюшка Питирим? Годами я уже не молод, хватит ли резвости в ногах моих на такую громадину?

– Резвость ума, отец Варлаам, в помощь ногам твоим. Тройку коней, добрую кибитку и казака-кучера на козлы. Птицей полетишь по тамбовским землям. А если без шуток, то скажу так: много чего сделали мы за эти годы, теперь уже тамбовские просторы уверенно стоят на ногах нашей веры. Много храмов пекутся о духовности паствы. И теперь самое время закрепить то, что мы наработали. Монастырских насельников надо направлять, приводить к общим монастырским правилам. Главное, устанавливать стройность, правильность церковного богослужения. А кому я поручу наблюдать за порядками и правилами православной нашей веры, где у меня такой человек? Вот мне Бог и послал тебя, отец Варлаам. Послал опытного духовника, наставника. Тебе и нести такое послушание. А я в помощь тебе. Потому и прими мое благословение со смирением.

– Коль так дело просит, то благослови, батюшка Питирим, послужить вере нашей православной, провести в послушании остатные деньки мои, а если Бог даст, то и годочки.

– Вот и порешим так по промыслу Божию. Благословляю, отец Варлаам. А я дальше пойду. У меня впереди огромной важности дело. Задумал я возводить каменный епархиальный храм. Редкость пока в тамбовских местах – каменные храмы. Но надо же когда-то и кем-то начинать это святое дело на века. Прошу твоего благословения, отец Варлаам, на столь немалое дело.

И благословили друг друга два духовника, два пастыря, два ревнителя веры православной.

 

– А что, отец Варлаам, верно ли то, что твои монахи искусны во внутренней отделке храмов?

– Не знаю, насколько искусны, а доводилось иконостасы резные ставить в храмах. Доводилось и стены храмовые расписывать.

– Что ж, похвально. У меня подготовлены несколько молодых художников, соединю их с твоими монахами и создадим такую артель мастеров по отделке, росписи храмов. Нужное дело, необходимое, очень уж пока убого в наших приходах. Будем радость и блаженство в них поселять руками мастеров наших.

Порешив таким образом дела свои, сняв с себя часть нагрузки по надзору за храмами, Питирим вплотную занялся подготовкой документов, проектов, чертежей основного Тамбовского епархиального храма.

 

 

 

Житие и подвиги преподобного Серафима Саровского. Издательство: Сибирская Благозвонница, 2013 г.   Избранные поучения святых отцов о молитве. Издательство: Сибирская Благозвонница, 2013 г.   Духовная мудрость Валаама. Издательство: Сибирская Благозвонница, 2013 г.   Рассказы о православных святых. Издательство: Бертельсманн, 2013 г.

 

 

 


Оглавление

9. Часть 9
10. Часть 10
11. Часть 11

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!