HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

27. Часть третья. Трансгрессия. Непрерывность
28. Часть третья. Трансгрессия. Профанность
29. Часть третья. Трансгрессия. Сакральность

Часть третья. Трансгрессия. Профанность


 

 

 

В мире зверей ничто не имеет четких границ, все взаимно перетекает, все явления равноценны. Каждая тварь имманентна собственному существованию и связана с Бытием всепоглощающей непрерывностью. Первым разрывом в этой доисторической непрерывности становится выделение из мира зверей – человека. По мнению антропологов, к которому присоединяется и Батай, поворотным моментом является возникновение орудий труда.

 

 «Полагание объекта, отсутствующего в животном мире, имеет место при использовании человеком орудий. Во всяком случае, если орудие приспособлено как средство к искомому результату – если пользующийся им его совершенствует. Именно постольку, поскольку орудие вырабатывается ради своего конечного назначения, сознание и полагает его как объект, как разрыв в неразличимой непрерывности. Вырабатываемое орудие есть зародышевая форма не-я».

 

Так происходит разделение на субъект и объект. Первобытный человек, все еще пребывая в имманентности зверя, уже различает некоторые конкретные вещи, которые он может применить для собственных целей.

 

«Орудие труда обладает ценностью не само по себе – как субъект, или мир, или другие элементы...– а только в своем отношении к предполагаемому результату… К сожалению, тем самым и цель задается в плане средств, в плане пользы».

 

 «Польза» – одно из ключевых негативных понятий во всей философской системе Батая. Извлечение пользы из каждого своего действия способствует целенаправленному развитию человека, что ведет к возникновению осознанного подхода и, в конечном счете, к строительству цивилизации, но одновременно и удаляет его от природы, и порабощает, делая из него самого объект труда.

 

Мир вещей «влечет за собой и отчуждение того, кто его создал. Таков фундаментальный принцип: подчинять – значит не просто видоизменять подчиняемый элемент, но и видоизменяться самому. Орудие одновременно преобразует и природу и человека: оно ставит природу на службу изготовившему и применяющему его человеку, но и приковывает человека к порабощаемой природе. Природа становится собственностью человека, но перестает быть имманентной ему».

«Если бы я пожирал пшеницу или теленка по-зверски, они тоже использовались бы вне своей собственной цели, но при этом они бы мгновенно уничтожались в качестве пшеницы или теленка. Ни пшеница, ни теленок ни в какой момент не были бы вещами, какими они изначально являются для нас. Пшеничное зерно есть единица земледельческой продукции, бык есть одна голова скота, и тот, кто выращивает пшеницу, есть хлебопашец, а тот, кто выращивает быка, есть скотовод. Между тем актуальная цель хлебопашца в момент, когда он работает в поле, не есть его собственная цель, и актуальная цель скотовода, когда он работает на ферме, тоже не есть его собственная цель. Урожай и скот – это вещи, но и хлебопашец и скотовод во время работы – тоже вещи. Все это чуждо бескрайней имманентности, где нет ни разделов, ни границ. Поскольку человек сам образует эту бескрайнюю имманентность, поскольку он есть бытие, поскольку он часть мира, он оказывается чужд самому себе. Хлебопашец – не человек, он плуг того, кто ест хлеб. В пределе, само действие едока представляет собой полевую работу, для которой оно дает энергию».

 

Мир пользы, то есть, производства и воспроизводства, Батай называет миром профанным. По этому пути идет развитие человечества – от каменного ножа вплоть до высоких технологий нашего времени. Но параллельно тянется и совершенно иной процесс. Человек ностальгирует об утраченной непрерывности, о потерянном рае имманентности себе и природе. О причастии к подлинному, божественному, сакральному.

 

 

 


Оглавление

27. Часть третья. Трансгрессия. Непрерывность
28. Часть третья. Трансгрессия. Профанность
29. Часть третья. Трансгрессия. Сакральность
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!