HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

25. Часть вторая. Беспощадность литературы. Точка возврата
26. Часть третья. Трансгрессия. Преодоление предела
27. Часть третья. Трансгрессия. Непрерывность

Часть третья. Трансгрессия. Преодоление предела


 

 

 

Термин «трансгрессия» пришел к нам из геологии. Вот определение этого феномена от «Википедии»:

«Морская трансгрессия (также трансгрессия моря) – геологическое явление, при котором уровень моря повышается по отношению к земле, и, в результате затопления, береговая полоса движется в направлении более высоких мест...»

Есть и другие сферы приложения этого термина:

«Трансгрессия – усиленное (или ослабленное) проявление какого-либо признака у потомства по сравнению с родительскими особями».

«Трансгрессия (в серии книг о Гарри Поттере) – способ перемещения волшебника на неограниченное расстояние за считанные секунды».

И наконец, главное:

«Трансгрессия – философское понятие».

Я нарочно привел здесь различные версии, чтобы образно вычленить единую сущность события. Прежде всего, на себя обращает внимание тот факт, что трансгрессия – одно из явлений природы. Даже если она привлекается как выдумка фантазеров, в ее основе лежит физическая реальность. Думаю, достаточное основание, чтобы оставаясь телом в реальности, мыслью перейти от физики к метафизике.

Вот что сообщает о трансгрессии «Философский словарь» (философия онлайн):

«Трансгрессия – одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, и прежде всего – границы между возможным и невозможным: "трансгрессия – это жест, который обращен на предел" (Фуко), "преодоление непреодолимого предела"(Бланшо).

Согласно концепции Т., мир налично данного, очерчивая сферу известного человеку возможного, замыкает его в своих границах, пресекая для него какую бы то ни было перспективу новизны. Этот обжитой и привычный отрезок истории лишь длит и множит уже известное; в этом контексте Т.– это невозможный (если оставаться в данной системе отсчета) выход за его пределы, прорыв того, что принадлежит наличному, вовне его.

Однако "универсальный человек, вечный, все время совершающий себя и все время совершенный", не может остановиться на этом рубеже (Бланшо). Собственно, Бланшо и определяет трансгрессивный шаг именно как "решение", которое "выражает невозможность человека остановиться –…пронзает мир, завершая себя в потустороннем, где человек вверяет себя какому-нибудь абсолюту (Богу, Бытию, Благу, Вечности), – во всяком случае, изменяя себе", т.е. привычным реалиям обыденного существования»...

Мысль заиграла ассоциациями – не так ли? Когда «человек вверяет себя какому-нибудь абсолюту» – это тот самый «прыжок», который был жестко раскритикован Камю как нежелание принять твердую опору реальности. Что до «невозможности человека остановиться» – это уже не что иное как наркотическая болезнь; во всяком случае, в трезвых глазах диагноста, коим я остаюсь в силу медицинской профессии. И все же, выбрав для-себя писательскую экзистенцию в качестве способа присутствия в Бытии, я выбираю сверхзадачей собственной мысли «преодоление непреодолимого предела».

И еще небольшая справка для уточнения («Словопедия». Новейший философский словарь):

«Трансгрессия (лат. trans – сквозь; через, за и gressus – приближаться, переходить, нападать) – понятие, обозначающее ситуацию достижения субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода за пределы, по ту сторону явлений, состояний или объектов, которые, в свою очередь, также являются внешними, чуждыми субъекту и не способствуют свободному проявлению его истинной сущности.

При этом главным условием возможности осуществления Т. становится не только дополнение об автономности и самостоятельности субъекта, но и наличие самой границы, которую необходимо преодолеть, и которая является демаркационной линией, отделяющей внешнее от внутреннего, сущность от явления, власть от воли к власти и т.д.

Акт Т. призван снять эти противопоставления за счет устранения критериев самого различия. По сути дела, Т. символизирует собой стремление современной философии отойти от классических установок на абсолютную трансцендентальность мыслящего субъекта, преодоление границы власти его сознания и обнаружение возможности иных позиций в соотношении бытия и мышления.

Впервые понятие "Aufhebung", аналогичное Т., было предложено Гегелем в "Феноменологии духа", где оно означало выход за пределы социального бытия и достижение позиции внешнего наблюдателя по отношению к рассматриваемым феноменам.

Экзистенциальная интерпретация учения Гегеля во французском неогегельянстве стимулировала использование понятия Т. многими представителями современной французской философии, входит в понятийный аппарат философии постмодернизма. Наиболее полно понятие Т. разработано у Батая, который последовательно обосновывает философскую, литературную, экономическую, теологическую стратегии преодоления не только социальных запретов, культурных традиций, моральных регулятивов, но и самих условий существования мышления и чувственности в опыте "абсолютной негативности" (экстаза, безумия, оргазма, смерти)»...

Итак... Модернизм достиг предела в драме абсурда. Постмодернизм осуществляет прорыв в новые измерения. Нам может нравиться или не нравиться происходящее сегодня в литературе, мы можем принимать или не принимать новейшие текстовые эксперименты, однако прогресс детерминирован человеческой неудовлетворимостью, и литераторы вынужденно пришли ровно к тому, к чему объективно пришло развитие человечества, ну а философы только зафиксировали это de facto. Нынешняя современность есть тотальное поле перманентной трансгрессии. Она происходит на самых разных уровнях социума и принимает самые разные культурные формы. Литература – лишь частный случай глобальной метаморфозы.

И вот теперь, дабы прояснить мутную ситуацию, я опять привлекаю авторитетного автора: как в свое время я это проделал с Альбером Камю, так и сейчас уступаю слово Жоржу Батаю... 

 

 

 


Оглавление

25. Часть вторая. Беспощадность литературы. Точка возврата
26. Часть третья. Трансгрессия. Преодоление предела
27. Часть третья. Трансгрессия. Непрерывность

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!