HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Елена Зайцева

Кто к нам пришёл и что бы это значило – II (№21)

Обсудить

Критический обзор


Критический обзор №21
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.04.2007
Иллюстрация. Автор: Escher. Название: Twon Ascending And Descending (detail)

Эва Ытываль, рассказы, сборник миниатюр «Сказки дядюшки Анимуса»

При первом прочтении понравилось больше. А теперь кажется, что очень уж аккуратно загнано в рамки направления, – как будто тексты во что бы то ни стало хотят назваться «сюром».

 

... В пальто, одетом на голое тело, было довольно зябко, но я слишком увлекся. «В город пришла вечность» – вот что бросалось прежде всего в глаза. Еще на первой странице помещались обращение мэра и пара смазанных, второпях сделанных фотографий, в том числе башни ратуши и огромной, как было подписано внизу, неизвестного происхождения ямы, возникшей на городском кладбище. О ее содержимом было нетрудно догадаться. («Время ушло»)

 

Вообще-то не любя прогнозов а-ля «у неё есть перспективы», здесь именно так и скажу. Перспективы есть, это хорошо видно по первой миниатюре сборника («Я лежал на диване и смотрел в потолок…»). Голосовала «за».

 

 

Дмитрий Заяц, повесть «Конструктор»

Есть теперь и у нас свой Геласимов, не хуже ихнего, ОГИшного.

 

... Родителей у Олега было трое. Вернее сказать, вообще не было. Мать с отцом развелись когда Олегу было пять лет. Была только мать, бабушка и дед. Мать работала с утра до вечера в поликлинике, а когда не работала, занималась «устройством своей личной жизни». Поэтому, воспитание Олега полностью выпало на долю бабушки и деда. В основном, бабушки. Дед тоже работал, но с личной жизнью, судя по всему, у него было все в порядке, поэтому все свое свободное время дед посвящал внуку. Короче говоря, как забивать гвозди, Олег узнал от деда...

 

«Новый реализм» в одной из его ипостасей. Сюжет есть, языка нет. Есть изложение этого сюжета подручными средствами. Разброс этих средств – от «что вижу, то пою» до арго, иногда самого подзаборного (я не поборник чистоты языка, но от «Диана понимала, что обосралась» как-то подташнивает).

Кстати, любопытно использование кавычек:

 

... у Витька было чем «ментам» «забашлить».

... У Олега «мурашки» побежали по спине.

... Ветров достал из кармана «визитку»...

... Он был еще «девственником», и, глядя на отца, верил, что с деньгами ему будут подвластны все женщины на свете.

... Какая музыка... Только человек с «большим» сердцем мог придумать такую! Как «забирает»...

 

Можно ещё как-то смириться с закавыченными «ментами», которым приходится «забашлить», но когда для автора даже большим – спецтермин… Что сказал бы Фрейд?.. :)

Голосовала «против».

 

 

Никита Янев, сборник миниатюр «Бог, Бог, Бог и бла, бла, бла»

Странно прозвучит, но понравилось только то, что собаку зовут Блажа. Сразу и «блажь» и «лажа» («Вчера я ехал на пригородной электричке имени Вени Ерофеева «Москва-Петушки» за своей собакой Блажей, которая жила полтора месяца у Катерины Ивановны, пока мы на Соловках и на Селигере»)...

А «Гойя Босховны», «Навна Мятновна», «Маленькая Гугнивая Мадонна» – нет, не понравились. Какой-то парад нарицаний, и видно, что автор им любуется. Вообще, у Янева такая вот «отстранённо-наблюдательная» позиция, он на всех смотрит, всё называет; можно, конечно, сказать, что это и есть литература, но почему-то страшно не хочется, чтобы он на тебя посмотрел. Не потому что будет правда, не потому что будет искажение. Потому что будет такая правда (такое искажение)...

 

... Катерина Ивановна, преподаватель лицея, репетитор у подростков, зарабатывает 8 тыс. рублей, кормит три семьи, дочки – близняшки, мать, сестра в институте, отец закодировался. В дочками в детстве играла в «Мастера и Маргариту» по ролям, знает все стихи одногрупника наизусть, влюблена в одного актёра одного театра, всё время ждёт чуда. Девочки выросли, когда она им, «где вы были вместо школы?», глядят отчуждённо в глаза, как умеют только подростки, потому что ещё не подставляли и не подставлялись и говорят, «какая разница».

Фонарик, учительница в школе, зарабатывает 6 тыс. со всеми надбавками, на эти деньги живут с дочкой и тёщей, муж два года назад умер, инфаркт миокарда, тёща не помогает, все деньги высылает сыну в Чернигов, дочка стесняется с мамой вместе идти по улице в школу, говорит, сначала ты, потом я... («Пингвин»)

 

Голосовала я «за» публикацию. Не столько за сборник миниатюр, сколько за книгу эссе «Дневник Вени Атикина 1989-1995 годов» (пока не опубликована). Написано совершенно другим языком, строже, проще и, как ни странно – теплее. Я понимаю, что писатель не батарея, но ведь и не прачка. На грязное бельё в узорчиках похожи эти миниатюры. Не очень грязное, грязноватое, в узорчиках – очень.

 

 

Вадим Вечтомов, рассказ «Одинокие волки»

Голосовала я «против» публикации. Было бы неправильно назвать рассказ плохим, просто это ещё не рассказ, только идея. И из неё много можно было бы получить, – но не таким путём, конечно:

 

Темноволосая, не лишенная привлекательности женщина была одета в простое летнее платье в горошек. Тёмно-зеленого цвета глаза на фоне чуть смугловатой кожи придавали ее лицу оттенок какой-то восточной загадочности. И хотя беглого взгляда было недостаточно, чтобы понять, что женщина с мальчиком – ближайшие родственники, что-то общее было в выражении их лиц. В обоих – некая сосредоточенность, задумчивость и грусть, но вместе с тем какое-то озорство и задор. Их было очень просто рассмешить. Достаточно было мужчине сказать что-либо шутливое или сделать гримасу на лице, как те, обнявшись, заходились звонким смехом. Это была семья. Средняя такая семья со своими бедами и радостями. Из таких вот семей и состоит основная часть населения нашей страны.

 

Как выразился один из редакторов, «для журнала «Смена» 1972 года». Лучше не скажешь.

 

 

Яна Кандова, рассказ «Желание быть кошкой»

Голосовала «за». Главное достоинство – краткость. Растянись это хотя бы страницы на три, не прочёл бы.

 

Ночными темными улицами возвращалась домой. Мокрый асфальт и запах прелых листьев. Кругом тишина, и идти даже не хотелось, лишь вдыхать этот воздух, закрыв глаза, ощущать на лице прикосновенье мелких капель, настолько мелких, что даже не поймешь – теплые они или холодные...

 

Но получилось чуть больше полстранички, и там даже какое-то действие имеется.

 

 

Кристина Любавская, киносценарий «Звук твоих шагов»

Классическая психоделика: галлюцинации, санитары, чёрный экран, капслок («ЖИЗНЬ ТАМ, ГДЕ ЕЁ НЕТ»).

 

... В кадре плод ее галлюцинации: на голове соседки вырастают огромные рога, в жутком оскале она смотрит прямо в камеру и показывает свои острые желтые клыки. Вместо белья на веревки развешаны мертвые кошачьи головы, еще истекающие кровью. На экране ветка сирени раскачивается на ветру в течение нескольких секунд.

Девушка пронзительно кричит, вскакивает со своего места и бросает в женщину табуреткой. Какой-то мужчина возникает за ее спиной и тут же заламывает ей руки...

 

Голосовала «за». Почему-то не раздражает.

 

 

Булат Безгодов, сказка «Свеча и Подсвечник»

Очень уж «андерсеновский» текст. ХарактЕрная фраза: «Даже старая злая тетушка очень сильно ругала детей за гибель бедной Вазы – так она искренне и с болью переживала».

Голосовала «за». Будем считать, что стилизация.

 

 

Игорь Галеев, сборник рассказов «Вкус жизни»

Рассказы великолепные. Какие-то алмазные – хочу сказать, что материал очень прочный и весь переливается: только что гротеск был, и вот уже лирика, вот эзотерика, мемуары, мистика… Сделано легко и красиво.

 

Я очень гордый человек, свободолюбивый и совестливый. Я человек внешне и внутренне красивый. Талантливый необычайно. Периодически удачливый. Колкий на язык. Кто же такому не позавидует? Кто не возрадуется моему грандиозному падению? Кто при этом не почувствует себя увереннее и не оценит своего превосходства? И к тому же, у всех свои проблемы. Приходил, правда, ко мне Ванька Охлобыстин (мы с ним приятели), восторгался моими талантами, сочувствовал и распинал нуворишей, в православие звал, в христианское искусство.

– Вань, – сказал я ему, – ищи дураков в другом месте. («Талант пропить нельзя»)

 

Кстати, автор прислал и стихи, они пока не опубликованы.

 

 

Галина Узрютова, повесть «Стигмат»

Главный герой (Макс) ВИЧ-инфицирован. И всё, что из этого следует.

 

... Первое время именно в инете я нашел большую поддержку, потому что в реале не мог никому абсолютно сказать о своем ВИЧ-статусе.

Я захожу в Инет за поддержкой, и чтобы быть выслушанным. Есть люди, которые приходят туда за информацией или просто найти себе партнера.

Но главное здесь – это общение. Многие хотят пообщаться. В принципе ВИЧ-отрицательный человек может понять человека ВИЧ-позитивного, но не может почувствовать, каково это быть им. И это не вина ВИЧ-отрицательных людей – просто это так.

Инет стал для меня большой отдушиной...

 

Голосовала «за». Может быть, и такие вещи нужны. Хотя я тематической прозы (такой вот ярко тематической, «про…») не понимаю. Мне всегда казалось это материалом для статей, для эссе, может быть, – для текстов, где хватает авторского голоса, а мир моделировать не нужно... Как раз в этом повесть и страдает, мира не получилось, получилось описание проблемы.

 

 

Дмитрий Оболенский, повесть «СверхНОВАЯ»

Больница, палата, уколы, разговоры. Повествование от двух лиц – Петра Пустынного и Максима Романова. Очень хорошо, что в начале каждой главы указывается, кто будет говорить на этот раз, поскольку из самого текста это понять практически невозможно, говорят и даже думают они один в один.

 

Пётр Пустынный:

... Я с трудом открыл один глаз. Медленно, но верно фокусирующемуся взору предстала живописнейшая картина, как будто прямо с обложки журнала «Истина где-то рядом» – очертания довольно объемной фигуры четко вырисовывались на фоне ярко освещенного дверного проема. «Только без паники», – подумал я...

 

Максим Романов:

... Итак, надо вставать. Все еще находясь в полусонном состоянии, я кое-как натянул трико, и двинул на выход. Дверь, тихо скрипнув, выпустила меня наружу. От двери процедурной тянулась длинная вереница сонных и все время зевающих людей, сиротливо жавшихся к стеночке. Лицо каждого выражало обреченность и полнейшую смиренность перед неизбежными уколами. Причем это мученическое выражение на челе не исчезало и после оных, даже скорее на него еще накладывался какой-то отпечаток невыразимой грусти...

 

Вот уж воистину всё познаётся в сравнении: «Конструктор» Дмитрия Зайца получше будет. Там хоть сюжет, динамика какая-то, а тут полповести на побудку героев уходит...

Голосовала «против».

 

 

Третья часть обзора, «Кто к нам пришёл и что бы это значило – III», будет посвящена философам, публицистам, критикам и прочей нечисти :).

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки комбинированные настенные вешалки. . александр громов аудиокниги . https://bettingcafe.ru/bookmakers/
Поддержите «Новую Литературу»!