HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 г.

Ыман Тву

Я – Зуго Гогзубонге!

Обсудить

Рассказ

 

Купить в журнале за март 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2020 года

 

На чтение потребуется 25 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 27.03.2020
Иллюстрация. Название: не указано. Автор: Mark Lewis Wagner. Источник: http://www.marklewiswagner.com/paintings/

 

 

 

Возможно, Зуго и действительно искали – иногда со стороны деревни до него долетали выкрики, отдалённо напоминавшие его имя, хотя с равной долей вероятности это могли быть всего лишь обрывки чьих-то фраз или даже просто лай собак.

В любом случае, покидать своё убежище, а уж тем более делать это добровольно Зуго не собирался – вдали от семейных забот и племенных обязанностей он в последнее время чувствовал себя гораздо лучше и спокойнее. Конечно, если только эти слова можно было употребить в отношении гнетущей тоски, которая с неистовой силой поражала Зуго с каждым днём всё сильнее и сильнее, отдаляя его от семьи, племени и, кажется, даже от самого себя.

То, что соплеменники помочь ему не в силах, Зуго знал наверняка – несколько робких попыток обсудить свои переживания с женой и племенным шаманом Ту убедили Зуго только в том, что личные проблемы современного жителя Вечного Леса, затрагивающие сферу его внутреннего самосознания, на самом деле никого не волнуют. Волнуют людей только лодки, выдалбливанием которых Зуго и занимался всю свою сознательную жизнь, давно достигнув на этом поприще всевозможных профессиональных высот и проникнув во все секреты этого нелёгкого и ответственного ремесла. Поэтому, если его сейчас и вправду ищут, то делают это наверняка только потому, что он уже не первый месяц как забросил своё общепринятое занятие и теперь при каждом удобном случае убегает сюда, к Рыжим Болотам, где в созерцании бурой жижи и проводит всё своё время.

Правда, упрекать соплеменников в подобном отношении Зуго, всё же, не спешил – дело здесь, по его мнению, было не только в узости взглядов и меркантильном восприятии окружающей лесной действительности. Скорее всего, в языке их племени просто не существовало подходящего слова, способного доходчиво объяснить всем, включая самого Зуго, глубинную суть его переживаний и причины душевных метаморфоз. Того самого слова, которое всё расставило бы по своим местам и подсказало Зуго, как ему быть дальше.

Конечно, для людей, которые сознательно не желали трудиться, слов в языке их племени было предостаточно. Но слова это были очень обидные и, как чувствовал Зуго, к его ситуации всё-таки не подходящие. В конце концов, он совершенно точно не был лодырем. На самом деле ему и сейчас очень хотелось трудиться. Трудиться самозабвенно и плодотворно – то есть так, как он делал это вплоть до самого недавнего времени. Вот только теперь это должен был быть не труд выдалбливальщика лодок, а труд фрезеровщика. Фрезеровщика, и никак иначе…

Кто такие фрезеровщики, что они делают и где обитают, Зуго на самом деле не знал, как не знал и того, откуда они умудрились появиться в его голове. Возможно, Зуго слышал о них от жителей равнины, которые иногда приходили в деревню и рассказывали много всего такого, чего понять или хотя бы просто представить было совершенно невозможно (большинство соплеменников Зуго считало жителей равнин сумасшедшими или просто врунами), а возможно, фрезеровщики были просто плодом его собственного воображения. Хотя в этом Зуго всё же сомневался: вот как можно просто жить, выдалбливая лодки, а потом вдруг ни с того ни с сего придумать какого-то там фрезеровщика? И придумать настолько убедительно, что это враз лишило смысла всю его прежнюю жизнь – не такую уж плохую, если задуматься о ней без эмоций, и совершенно невыносимую, если оставить все эмоции на своих местах.

 

 

*   *   *

 

Всё-таки Зуго искали. И на этот раз делали это куда более основательно, чем обычно – целенаправленный шелест высохшей травы, окружавшей болото, вскоре не оставил сомнений – кто-то направлялся прямиком к Зуго. Убежать или спрятаться времени уже не было, и поэтому Зуго так и остался сидеть неподвижно, мысленно подготавливая себя к очередной порции упрёков со стороны соплеменников, разгневанных недостачей функциональных лодок перед самым началом сезона лова.

Однако оказалось, что это был всё тот же шаман Ту. Причём пришел он, по всей видимости, в одиночку. Вынырнув из темноты и едва не наступив на самого Зуго, он бесцеремонно усадил свой зад рядом, прошептал несколько приветственных заклинаний духам болот и, расстегнув свои сандалии (дар всё тех же самых жителей долины, которых сам Ту, наравне со всеми, называл сумасшедшими, но почему-то всегда принимал без очереди), тяжело выдохнул.

– Не помешал? – спросил он чуть погодя, устроившись поудобнее и едва не сбросив самого Зуго с коряги, на которой тот до этого вполне комфортно сидел.

– Да нет, присаживайся, – ответил Зуго. – Что-то ты рано сегодня закончил…

– На сегодня хватит! – грустно махнул рукой шаман. – Одолели меня уже все со своими проблемами и болезнями, отдохнуть хочу! Может быть, я по своей природе и не совсем человек, но иногда человеческая сущность во мне тоже устаёт как собака. Спокойствия хочется. Да и с тобой поговорить давно собирался. Так, с глазу на глаз. Ты это чего ко мне больше не показываешься? Знаешь, у меня вот всё из головы не идёт это твоё желание быть фрезеровщиком. Надо бы попредметнее разобраться – в чём здесь дело. Ты, вообще, когда об этом думать-то начал?

– Не знаю. Давно уже, – пожав плечами, вяло ответил Зуго.

Шаману он не верил. Ту явился к нему явно не от усталости и уж тем более не от проснувшегося в нём вдруг человеколюбия. Просто, в последнее время многие жители племени начали в открытую высказывать сомнения относительно шаманических навыков Ту и призывать обращаться к ведуну из соседней деревни, который, по их словам, плату за совершение обрядов брал куда скромнее, а сами заклинания при этом использовал куда более прогрессивные и соответствующие требованиям настоящего времени. И вот, при помощи внутренних проблем Зуго, шаман Ту явно пытался отвоевать внешние позиции своего пошатнувшегося авторитета.

Теперь Зуго очень сожалел по поводу того, что под напором своей индустриальной тоски он несколько раз обращался к нему за советами и пытался объяснить, что такое фрезеровщик. Объяснить так, как умел – при помощи неизвестных слов и звуков, возникавших в голове Зуго при мыслях о фрезеровщике, смысл которых Зуго не всегда понимал сам.

Впрочем, раз уж Ту его нашёл, разговора было не избежать.

– Я думаю, что дело всё-таки в судьбе, – спокойно, вдумчиво сказал Зуго шаману.

– Насчёт судьбы – это ты брось! Не трогай судьбу! – резво ответил Ту, как и любой шаман, оставлявший право разбираться в вопросах судьбы только за собой. – Если ты жизнью своей не доволен – это ладно, я против этого вступаться не стану. Ей каждый второй недоволен. Времена нынче такие... А вот на судьбу посягать не смей! Судьба – она священна!

– Как же ты говоришь, что она священна, если никогда не можешь толком объяснить, что это такое?

Ту надменно хмыкнул.

– Вот все вы так... Сразу вам подавай весь смысл всего сущего, да ещё так, чтобы всё сразу понятно было. К тому же, про судьбу я тебе в последний раз и так объяснил понятнее некуда. Судьба – это весь ты сам, который находится как бы и вне тебя...

– Да уж, действительно, понятнее некуда, – грустно усмехнулся Зуго, неспешно водя веткой по бурым разводам болотной жижи.

Но шаман, в отличие от Зуго, энтузиазма явно не терял. Кажется, его вполне устраивало собственное понимание судьбы и связанных с ней процессов.

– Пойми, – уверенно ёрзая на коряге, продолжил он свои объяснения, – судьба – это сама вечность, а жизнь – это случай, возникающий рябью на фоне этой вечности. Поэтому на жизнь пенять можно, а на судьбу – нет.

– Как это, жизнь – случай? – спросил Зуго, хотя данный момент он не мог с очевидной ясностью определить, что его волнует в большей степени – хитросплетения духовных сфер или перспектива рухнуть с коряги, на которой красноречивый энтузиазм шамана занял уже практически всё место.

– Ну вот ты кто? – браво спросил шаман.

– Я?

– Ты, варанья твоя башка! Ты – Зуго Гогзубонге, житель деревни Вечного Леса, мастер выдалбливания лодок. Правильно?!

Зуго возразить на это было нечего, и он промолчал, что шамана явно устроило.

– И мечтаешь ты быть, скажем, фрезеровщиком на авиаремонтном, как сам мне рассказывал. И при этом ты бы с радостью променял свою просторную хижину на блок в коммуналке, так?

– Угу...

– А о чём это, по-твоему, говорит? Да только о том и говорит, что вся разница между жизнью фрезеровщика и жителем Вечного Леса – это всего лишь случай.

– А судьба?

– А судьба у фрезеровщика и лесного аборигена, как я думаю, примерно одинакова. Иначе откуда у тебя подобные мысли?

– Ага, одинакова, – зашвырнув ветку далеко в болото, сказал Зуго. – Только вместо того, чтобы по цехам ходить, да козла с мужиками в обед забивать, я по джунглям днями таскаюсь, лодки какие-то выдалбливаю...

– А вот тут уж, извини, ничем помочь не могу, – развёл руками шаман. – С точки зрения судьбы у тебя все тип-топ. Как шамана, меня только это и интересует. К тому же, о судьбе ты снова, как я погляжу, ничего не понял. Даже будь у меня зелье особенное какое, чтобы жителей Вечного Леса во фрезеровщиков превращать, всё равно тебе от этого легче бы не стало – от судьбы, как известно, не убежишь. Поэтому, вот мой тебе добрый совет – считай себя хоть фрезеровщиком, хоть орангутангом, но лодки выдалбливать всё-таки надо. А если от случая к случаю тяжко вдруг на душе становится, быт заедает – так ты не во фрезеровщики иди, а прямо ко мне. У меня и настойка особенная есть – «на все случаи жизни» называется. От неё нехорошо, конечно, с непривычки бывает, зато судьба как на ладони делается... Да и с жизнью примириться она здорово помогает... Ну как, а?

– Нет! Фрезеровщик я! – настоял на своём Зуго. – А фрезеровщику пить даже техника безопасности запрещает!

Последняя фраза вылетела из Зуго совершенно спонтанно – ни он сам, ни шаман Ту не поняли, что именно она означает.

– Я так и думал, – разочарованно произнёс шаман Ту. – В общем, проблема твоя не в судьбе, и даже не в случае твоей жизни… Давно я это понял, только убедиться хотел. За этим, если честно, и пришёл.

– А в чём тогда? – спросил Зуго.

– В тебя, Зуго, вселился дух. Дух фрезеровщика. Злой дух, коварный…

– Дух фрезеровщика?

– Да, дух фрезеровщика. Ты вообще, Зуго – что о духах знаешь?

Зуго пожал плечами – о духах он слышал множество страшных и пугающих историй, знал, что духи – это воплощение зла, главная цель которых – изничтожение простого лесного жителя. На этом знания Зуго в области духов, собственно, исчерпывались. Честно говоря, он не очень сильно верил в духов, и даже теперь, вместо страха, испытывал, скорее, недоверие к словам шамана, неспособного вылечить от чесотки деревенских коз и предпочитающего побеждать любые сомнения в судьбе или жизни при помощи лягушачьих отваров.

Но Ту, кажется, был настроен серьёзно – теперь он шептал какие-то заклинания, неприятно шевелил пальцами и, кажется, собирался впасть в транс (как поступал каждый раз, когда дело касалось духов или возврата подношений, если какое-то из его таинств не приносило соплеменникам желаемого результата).

– Стой, погоди! – прервал шамана Зуго. – Почему, если фрезеровщик – то сразу дух?

– Вот видишь – и говоришь ты как одержимый! – невозмутимо ответил шаман. – В общем, слушай! Фрезеровщик – это не судьба, и даже не случай! Фрезеровщик – это однозначно дух! Просто любой дух – он, в отличие от человека, со своей судьбой смириться не может. У духа для этого жизни нет, понимаешь? У человека и судьба есть, и жизнь, которая в виде случая возникает. И даже если человек своей жизнью недоволен – он чувствует, что она, так или иначе, с его судьбой соприкасается. А у духа – кругом одна судьба, против которой, как известно, не попрёшь. Ни выпить он не может, ни станцевать, на худой конец... Вот и пытается в другого человека проникнуть, чтобы его судьбу своей, несносной, заменить, а самому в жизни человека хоть немного понежиться, понимаешь?

– Не понимаю, – честно признался Зуго.

– Да нечего тут понимать! Изгонять из тебя фрезеровщика этого надо! И чем быстрее, тем лучше! Иначе навсегда и жизнь свою, и судьбу потеряешь. Духи, они, знаешь ли, до добра не доводят...

– Да нет во мне никакого духа. Что я, духа в себе не почувствовал бы?

– Ну а про фрезеровщиков ты тогда откуда столько знаешь? Слова такие говоришь, что прямо мурашки по телу. Сам послушай – «блок в коммуналке», «цеха», «распред», или вон эта твоя – «техника безопасности». Ну козла с мужиками забивать – это, конечно, дело понятное, хоть ты и не охотник, но вот всё остальное…

– Да слышал, небось, как кто-то из приезжих говорил, вот и запало…

– Ага – запало, – перекривлял слова Зуго шаман. – Я белиберду эту запомнил после того, как ты мне её раз двадцать повторил. Такое, Зуго, только из души напрямую идти может. За раз-два такого не запомнить… Да и жена твоя ко мне уже целую тропу протоптала – говорит, ты совсем другой стал. Нелюдимый, грубый, про вымпелы какие-то во сне бормочешь. В общем, изгонять из тебя этого фрезеровщика надо. И чем скорее, тем лучше.

– Тебе-то чего – живи дальше себе как жил, – недовольно сказал Зуго. – А я с фрезеровщиком своим буду.

– Нельзя! – всплеснул руками шаман. – Мы ж все одного племени. И судьба у нас, как ни крути, более-менее общая. Этот фрезеровщик пока только в тебе одном обосновался, но как только укоренится понадёжнее, наверняка своих братьев призовёт. Если ничего не делать, не успеешь глазом моргнуть, как мы все во фрезеровщиков здесь превратимся. Представляешь, посереди Вечного Леса – целое поселение фрезеровщиков?!

– А если я, всё-таки, откажусь?

– Отказаться, конечно, твоё право – время теперь такое, многие свободы для людей предполагающее... Но тогда мы тебя свяжем и насильно изгонять из тебя фрезеровщика станем! Другого пути, извини, нет, раз общая безопасность под вопросом. Только этого, честно скажу, не хотелось бы. Всё-таки, дух малознакомый – с ним сперва в контакт войти надо бы. И тебе самому – в первую очередь. А связанному оно, знаешь, не особо сподручно…

Зуго теперь и сам понимал, что выбора у него не осталось. Пусть в духа он по-прежнему не верил, но одно знал наверняка: уж если за дело взялась его жена, то можно было не сомневаться – его всё равно свяжут и заставят делать то, чего ему не хочется. Только на этот раз всё произойдёт немного буквальнее, чем обычно. Да и Ту, кажется, очень уж не хотел упускать шанс поднять свой авторитет в глазах у соплеменников – обряд изгнания духа всегда был самым красочным и пугающим.

– Ладно, – вздохнул Зуго, решив, что на всякую житейскую глупость следует реагировать житейской же хитростью.

Уж если соплеменники непременно хотят изгнать из него какого-то несуществующего духа, то сопротивляться им в этом не стоит. Просто жена и жители деревни получат своё, шаман – своё, а он, Зуго, по-прежнему останется внутри фрезеровщиком. Но при этом его хотя бы некоторое время никто не будет пытаться связать.

«После ритуала выдолблю им для показухи лодку-другую, а потом, может быть, и вовсе из деревни уйду. Навсегда!» – решил Зуго.

– Что ж, пойдём! – бодро сказал он шаману и, довольный своей хитростью, энергично вскочил на ноги.

– Не, ну ты погоди! – спохватился Ту, явно не ожидавший подобного энтузиазма со стороны Зуго. – Такие дела с бухты-барахты не делаются! Подготовиться сперва надо, ритуал соответствующий организовать...

– Ну так поторопись! Сам же говоришь – чем быстрее, тем лучше...

– Так-то оно так, но тут важно ничего не упустить. Да и дух этот не лесной – в его изгнании помощь всех соплеменников потребуется. Вот завтра вечерком всех на пустыре соберём, тогда и приступим...

– Может, лучше одни всё обставим? – смутился Зуго. – Не хочу я, чтоб на меня вся деревня таращилась. Ударно дело состряпаем, потом настойки этой твоей жахнем. После работы – сам бог велел…

Ту разочарованно покачал головой.

– Опять в тебе фрезеровщик говорит, – скорбно, хотя и несколько наигранно, сказал Ту. – Крепко же в тебе он засел...

– Ладно, делай как считаешь нужным... – махнул рукой Зуго и побрёл по направлению к деревне.

 

 

*   *   *

 

На правах официально признанного одержимым весь следующий день Зуго провёл у себя в хижине, совершенно не опасаясь за свой покой и такое приятное одиночество. Соплеменники тревожить его не решались (тут уж наверняка постарался Ту, имевший привычку сгущать краски относительно любых проблем и тем самым набивавший себе цену в их решении), а супруга хоть изредка и заглядывала в хижину, к общению явно расположена не была (куда охотнее она общалась с соседками, в нелицеприятных подробностях описывая все тяготы жизни с Зуго и утверждая, что в современном мире семья фрезеровщика просто обречена на нищенское существование).

Поэтому целый день Зуго попросту проспал, не испытывая по этому поводу совершенно никаких угрызений совести. Спать, кстати говоря, он в последнее время особенно любил. Непонятные и даже пугающие во время бодрствования, многие понятия из жизни фрезеровщика во сне становились намного ближе и обретали некую особую эмоциональную доступность, в свете которой даже забивание козла приобретало какой-то новый, непривычный и весьма притягательный смысл.

Проснулся Зуго только к вечеру, разбуженный пением, доносившимися со стороны пустыря.

– Ту! Ту! А! Ту! Ту! Ту! А! Ту! – плавно напевало несколько десятков голосов.

Это, как понял Зуго, ещё не было ритуальное пение, а значит, шаман всё ещё находился в своей хижине и готовился ко встрече с духами, окуривая себя многочисленными смесями трав и опивая различными настойками. Впрочем, если дело касалось одурманивания, Ту обычно очень быстро доходил «до кондиции», а значит, времени у Зуго оставалось совсем немного. Следовало отправляться к пустырю.

«Ту просто шаман низкой квалификации, – размышлял он по пути. – На самом деле фрезеровщика легко можно объяснить, не привлекая к этому никаких духов. Просто фрезеровщик – это и есть судьба. Моя судьба. А всё остальное – это случай!»

На пустыре всё уже было готово к началу ритуала – костры, разложенные в разных его концах, уверенно отвоёвывали у тьмы пространство, достаточное для того, чтобы каждый из жителей деревни мог собственными глазами увидеть таинственное соприкосновение людей и теней, реальности и духов, добра и зла. Сами жители деревни, образовав широкий круг, уверенно пританцовывали, постепенно вкладывая в свои голоса и движения всё больше силы, словно в попытке подтолкнуть течение нерешительного времени, ну или же поторопить шамана, на этот раз, ко всеобщему удивлению, не спешившему побыстрее разобраться со своими обязанностями.

Правда, стоило только Зуго протиснуться на центр пустыря, как покрывало хижины Ту резко распахнулось... [...]

 

 

2018

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.01: Галина Мамыко. Страшные переживания (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!