HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Соломон Воложин

Сюрреализмом по форме по сюрреализму по содержанию

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.05.2007
Иллюстрация. Автор: Magritte. Название: Lovers

Я читал, читал рассказ Лаптева «Синий рассказ» и вдруг восхитился:

«Прийти в парк, сесть на лавку – уже высохла, долго искать чем открыть, не найдя открыть зубами; долго искать куда налить и не найдя, отпить из горла; долго искать чем закусить и не найдя не закусывать».

Это ж почти как младенец поначалу ощущает мир. Имеет только ощущение голода – из желудка и материнского соска – ото рта. И всё. Больше ничего. Никакие органы еще не умеют работать. Глаза – видеть, уши – слышать…

А описывает Лаптев художника. Когда-то художники были частью духовной элиты общества. В Возрождение, положим, они на десятилетия определяли мировоззрение (антропоцентризм, скажем) многих и многих. А того, кого описывает Лаптев, он ведь топчет иронией. Какой-то полубомж-полухудожник-полупьяный... Или это самоирония персонажа? А автор как бы отстраненно наблюдает за этой драчкой в художнике «Я» со «Сверх-Я» (или «Оно» с «Я»).

Это отсутствие подлежащих, это нагромождение глаголов в форме инфинитива, то есть безотносительно к лицу, по противоположности навязывает, что тут скорее внутренний монолог, чем действие. Действие ж направлено обычно. Куда-то. А этот художник – как младенец – полностью дезориентирован в жизни. Продавать или не продавать свои картины? – Черт его знает. А что в них выражать? – Тоже. Даже жить или не жить, непонятно.

А в то же время… Тут же субъективное переживание персонажа представлено. И если оно так остро представлено как именно субъективное, то пафос же в том, что художник НЕ ТАКОЙ. Так, во всяком случае, вытекает из психологического закона художественности (по Выготскому).

Если, например, рассказ кончается успокоительно-примирительно:

«И пойти теперь уже домой, в пустую квартиру, ближе к Кремлю», –

так значит, что автор непримирим. В том числе и к Кремлю, и к сидящему там (упомянутому в рассказе) Борису Николаевичу, и к беззубой иронии своего персонажа к этим символам государственности. Точнее, к осуществляемой оттуда и тем пьяной, как и персонаж, политике: «в муках творческих. Страной руководить».

Топчется ж страна на месте уж который год!.. Сюр какой-то.

Лаптев русский человек. Ему небо подавай. Размах. Полет. Синюю птицу счастья. – Вот и название – «Синий рассказ».

Замечательно!

 

Но замечательна и удача Игоря Якушко, подобравшего иллюстрацию к рассказу. Магритт. «Notrepr». По-видимому, перевод – «Неотражаемое», по мысли Якушко. И перевод тоже бесподобен.

Ведь отражение-то в зеркале как раз есть. Другое дело, что оно парадоксальное: отражается то в человеке перед зеркалом, что видит зритель картины в том человеке – его спину и затылок. Нонсенс! А неотражаемым оказывается художественный смысл произведения. Он не дан «в лоб». Что (опять, и опять, и опять этот Выготский!) соответствует нецитируемости, так сказать, катарсиса.

У Магритта изображена такая же дичь, как у Лаптева (у того ну хотя б полет на тот свет, если другое там не столь явно дико). И Магритт тоже дистанцируется от дичи (мы ж понимаем, что он понимает, что мы все вместе понимаем, что тут черт-те что нарисовано, хоть техника письма – реалистична до иллюзорности).

Я признаю, что такое толкование картины, может, малообоснованно. В ней не за что больше зацепиться. Можно глянуть на другие вещи Магритта.

Например, первая попавшаяся, «Любовники» (1928). Изображена целующаяся пара. Головы у каждого обмотаны тканью. С их точки зрения, мол, какая разница, мы все равно представляем друг друга глазами памяти и любви. То есть явный упор на ИХ субъективность. Значит, есть и объективная точка зрения. Скажем, реалистическая: зачем это?

Или «Жилище Д’Арнхейма» (1962). О нем см. http://art-otkrytie.narod.ru/bayron.htm

Нет. Я не смогу так, реалистически, объяснить Магритта всего. Но все-таки.

 

Магритт бельгиец. Умер в 1967 году. В благополучнейшей, казалось бы стране. Но… Я не знаю, есть ли там сейчас, - а тем более, были ли при жизни, - законы, поощряющие однополые браки, наркотики. Но, наверно, если сейчас нет, то будут, ибо такова тенденция. Техногенная цивилизация ведет человечество к гибели и погибнет сама. И эти апокалипсические настроения реют в мире еще с начала ХХ века. И Магритт мог чувствовать эту тенденцию, отчаиваться… И, мне кажется, некое холодное отчаяние реалиста своим по форме сюрреализмом выразил. Тем более здорово выразил, что сюрреализм, в общем, демоничен (см. http://www.newlit.ru/~volozhyn/002093.htm). А «чем менее очевидными и более трудными были пути реализации <…> возможности, тем выше, при прочих равных условиях, творческая сила открытия» (Л.А. Мазель). Так что и в память Магритту можно сказать: «Замечательно!»

 

Еще замечательнее было б, если б Павел Лаптев еще что-то опубликовал.

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!